Цитата: Vstarik от 07.02.2016 14:20:29Ога, Ога!
Интересно почему за 9 месяцев Временное правительство так и не удосужилось организовать выборы в Учредиловку и провести учредительное заседание.
Кстати, кому ему должна была передать власть Временное правительство?
Накануне отречения от российского престола император Николай II направил 26 февраля 1917 г. председателю IV Государственной Думы М.В. Родзянко манифест объявляющий о перерыве в занятиях Государственной Думы до апреля 1917 г. Собравшийся 27 февраля Совет старейшин Государственной Думы предложил избрать Временный комитет Государственной Думы, который в тот же день и был утвержден в составе 13 депутатов под председательством М.В. Родзянко.
Временный комитет выполнял функции российского правительства до 2 марта 1917 г. В ходе переговоров между Временным комитетом Государственной Думы и членами исполнительного комитета Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов во главе с его председателем Н.С. Чхеидзе, 3 марта была согласована Декларация о создании Временного правительства, его составе и задачах.
Согласно п. 4 данной Декларации Временное правительство обязывалось начать «Немедленную подготовку к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны»
25 марта им было принято решение о необходимости образовать Особое совещание для подготовки проекта Положения о выборах в Учредительное собрание.
Более месяца формировался состав этого органа и только 25 мая он приступил к работе.
В состав Особого совещания (в июле оно насчитывало 82 члена) было включено 12 специалистов по государственному праву, в частности, профессор В.М. Гессен, профессор С.А. Котляровский и др. В.М. Гессен возглавил комиссию о системах избирательного права.
Работа над проектом Положения о выборах в Учредительное собрание была завершена в августе 1917 г. Разработанный Особым совещанием документ без какого-либо преувеличения можно назвать вершиной демократии. Он свидетельствовал и о высоком уровне правовой мысли в России. По целому ряду параметров Положение о выборах в Учредительное собрание превосходило избирательные законы всех зарубежных государств того времени.
Положение предоставило избирательные права женщинам. В этот период даже в наиболее демократичных странах мира (Великобритания, Германия, США, Франция) женщины были лишены избирательных прав.
Хотя Особое совещание не поддержало предложение большевиков о предоставлении избирательного права с 18 лет, однако установленный в Положении возрастной ценз в 20 лет был невысоким, так как в Великобритании, Италии, США, Франции он составлял 21 год, в Бельгии, Германии, Нидерландах, Испании – 25 лет.
Россия стала первой страной в мире предоставившей избирательные права военнослужащим. При этом возрастной ценз для них вообще не устанавливался.
Положение о выборах в Учредительное собрание не признавало имущественного ценза, ценза оседлости и грамотности, а также каких-либо ограничений по вероисповедному или национальному признакам. Предусматривались определенные гарантии для лиц не владеющих русским языком, в частности, допускалось, что избирательные бюллетени могут составляться с переводом на другие языки.
Положение установило принцип избрания членов Учредительного собрания по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов[2]. Поскольку идея Учредительного собрания была одной из наиболее популярных в широких народных массах до Октябрьской революции, то уже 27 октября 1917 г
., Временное Советское правительство – Совет Народных Комиссаров принял и опубликовал за подписью В.И. Ленина постановление о проведении в назначенный срок – 12 ноября 1917 г. выборов в Учредительное собрание. Согласно данному постановлению «все избирательные комиссии, учреждения местного самоуправления, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и солдатские организации на фронте должны напрячь все усилия для обеспечения свободного и правильного производства выборов в Учредительное собрание в назначенный срок»
[3]Всего было избрано 715 депутатов, из которых 370 – эсеры, 175 – большевики, 40 – левые эсеры, 17 – кадеты, 15 – меньшевики, 86 – депутаты от национальных групп
[4]. Весьма высоким оказался уровень абсентеизма. В выборах приняли участие менее 50 % избирателей (44,5 миллиона из 90).
Среди российских правоведов того времени имела место достаточно единая точка зрения в определении полномочий Учредительного собрания, которую В.В. Водовозов представил так: «В руках Учредительного собрания будет вся полнота учредительной, законодательной, исполнительной и судебной власти. Оно будет суверенным. Никакая другая власть его ограничивать не будет. Все постановления Учредительного собрания войдут в силу тотчас после их принятия Учредительным собранием»[5].
Конкретизируя круг проблем, которые должно рассмотреть Учредительное собрание, В.М. Гессен указывал, что «четыре проблемы повелительно встанут перед Учредительным собранием: демократическая конституция, местное устройство России, земельная реформа и реформа рабочего законодательства. Наряду с этими проблемами также и вопросы о войне и мире, о возрождении подорванного войной и разрухой народного хозяйства»[6].
Говоря о возможном порядке работы Учредительного собрания, К.Н. Соколов отмечал: «Временное правительство, которое к тому моменту будет управлять Россией, сложит свои полномочия в руки народных представителей. Учредительное собрание силою вещей вынуждено будет, прежде всего, позаботиться об организации правительственной власти на время его заседаний»[7]. 20 декабря 1917 г. Временное советское правительство постановило открыть Учредительное собрание 5 января 1918 г.
За два дня до начала работы Учредительного собрания 3 января 1918 г. состоялось заседание ВЦИК, на котором
была принята «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»
Учредительное собрание было поставлено перед выбором: или оно принимает Декларацию и, таким образом, признает свою деятельность исчерпанной, или отвергнет ее и тем самым открыто выступит против власти Советов.
5 января при открытии заседания Учредительного собрания Я.М. Свердлов огласил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и предложил Учредительному собранию принять ее. Большинство членов Учредительного собрания (237 депутатов – «против», 146 – «за») отказались принять Декларацию к обсуждению. Это же большинство избрало председателем Учредительного собрания эсера-центриста В.М. Чернова.
Все решения Учредительного собрания были приняты после полуночи 6 января 1918 г., когда заседание покинула сначала фракция большевиков, а затем и левые эсеры.
Первым актом принятым Учредительным собранием был «Основной закон о земле», проект которого опубликовала эсеровская газета «Дело народа» 28 декабря 1917 г. (первые 29 пунктов) и 3 января 1918 г. (пункты 30-49). Закон устанавливал, что «Право собственности на землю в пределах Российской республики отныне и навсегда отменяется. Распоряжение всей землей и ее недрами, лесами и водами принадлежит республике в лице ее центральных органов и органов местного самоуправления на основаниях, установленных настоящим законом»
[10]. Землепользование кулаков, согласно п. 19 Закона, урезывалось до трудовой нормы, которую семья могла обработать личным трудом. Безземельные и малоземельные крестьяне должны были наделяться землей по потребительской норме, величина которой устанавливалась значительно ниже трудовой.
Следующим актом Учредительного собрания был «Закон о мире», согласно которому Учредительное собрание должно было:
1. «Вместе с союзниками приступить к совместному определению точных условий демократического мира».
2. «Немедленно созвать международную социалистическую конференцию в целях всеобщего демократического мира»
[11].
Третьим решением Учредительного собрания стала Резолюция, которая фактически установила конституционную формулу Российского государства: «Именем народов, государство российское составляющих, Всероссийское Учредительное собрание постановляет: государство российское провозглашается Российской Демократической Федеративной республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных Федеральной конституцией пределах, суверенные»[12].
6 января 1918 г. Резолюция Учредительного собрания, принятая в этот день, провозгласила в России не только республику, но и демократический политический режим. Это решение было продублировано в ст. 1 Конституции Российской Федерации спустя 75 лет!Впервые в истории России 6 января 1918 г., учредительной властью было установлено федеративное государственно-территориальное устройство страны. Исходя из анализа текста Резолюции Учредительного собрания, можно сделать вывод, что Российская Демократическая республика объявлялась федерацией основанной как на национальном, так и на территориальном принципе. Ее субъектами становились «объединенные в неразрывном союзе народы и области» обладающие ограниченным суверенитетом «в пределах установленных Федеральной конституцией».
Несмотря на почти девять десятилетий, отделяющих нас от 7 января 1918 г., когда декретом ВЦИК Учредительное собрание было распущено, его решения исследованы еще недостаточно глубоко. Это имеет место потому, что они опередили не только свое, но, в определенной мере, и наше время.
1] Российское законодательство X - XX веков. Т. 9. Юридическая литература. М., 1994. С. 124-125.
[3] Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 25-26.
[4] Великая Октябрьская социалистическая революция. Советская энциклопедия. М., 1987. С. 543.
[5] Водовозов В.В. Учредительное собрание. Пг., 1917. С. 72.
[6] Гессен В.П. Русское учредительное собрание и выборы в него. Пг., 1917. С. 22.
[7] Соколов К.Н. Учредительное собрание. Пг., 1917. С. 29-30.
[8] «Правда». 1918. 5 января.
[9] Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 323.
[10] Учредительное собрание. Стенографический отчет. Пг., 1918. С. 110.
[12] Учредительное собрание России 1918 г. Стенограмма и др. документы. М., 1991. С. 160.
[13] Российское законодательство… С. 129.
Отредактировано: Полячка - 07 фев 2016 19:45:05
Никогда ни одна Империя на теориях не строилась: они строились на государственном инстинкте народа.
И. Солоневич