Избрание патриархаВ 1700 году Пётр I упразднил патриаршество и Греко-Российская церковь стала одним из институтов государства под управлением Священного Синода. Все последующие императоры на просьбу священства об избрании Патриарха отвечали отказом и только после Февральской революции Временное правительство разрешило духовенству созвать Поместный собор и избрать Патриарха. Заседали они долго почти целый год, за это время произошёл Октябрьский переворот, к власти пришли большевики, но духовенство трогать не стали, пусть себе заседают. Патриархом был избран Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин), который тут же и проклял Советскую власть.
Предыстория расколаЕщё накануне революционных событий февраля 1917 года все епархии находились в не спокойном состоянии. Социалистические революционные идеи проникли в среду духовных семинарий еще в начале века и вызвали брожение среди студентов, среди них появились марксисты, которые объединялись в кружки. Среди духовенства тоже не все были сторонниками монархии, так называемое «прогрессивное» духовенство разделяло взгляды социал-революционных партий.
Церковная революцияФевральская революция 1917 года провозгласила «свободу Церкви» от монархии и предоставила ей возможность самоорганизации и принятии определяющих решений в области церковного строительства. Петербургские историки Шкаровский и Кашеваров этот период в истории Церкви, от февраля до октября 1917 года, трактуют как «церковную революцию». Одним из основных ее результатов было повсеместное введение выборного начала, прежде всего высших иерархов, которые должны были избираться на епархиальных съездах.
Что тут началось! Церковный историк В.Цыпин отмечает, что:
«Во многих епархиях выборы проходили в нецерковной обстановке, обновленческие настроения охватили часть мирян и клириков. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже вовсе отменить институт монашества. При таком помрачении церковного сознания многие из достойных иерархов оказались неизбранными».
В каждой епархии началась борьба за власть, в основном побеждали «прогрессисты» - обновленческие епископы, которые на местах организовали церковные управления, вытесняя сторонников патриарха Тихона. В отличие от патриарха Тихона и его сторонников обновленцы начали сотрудничать с большевиками.
Обновленческий епископ Александр Введенский лично встречался и беседовал с председателем Коминтерна и Петроградского совета Григорием Зиновьевым относительно союза обновленцев с большевиками. Вскоре Тихон и многие его сторонники были арестованы как идейные враги большевизма.
Обновленцы назвали себя «Живой церковью», они выступали против монашеского засилья, требовали разрешения белому женатому духовенству занимать архиерейские должности и брить лицо, вести богослужение на русском языке, в общем разорвать все отношения с дворянско-крепостническим прошлым России. Некоторые обновленческие общины пошли ещё дальше – убрали из церквей иконостасы, алтарь перенесли в центр храмов, другие стремились к некоему синтезу коммунизма и демократического уклада жизни первых христиан.
Председатель ВЦИК Михаил Калинин объявил об учреждении ВЦУ – Высшего Церковного управления. Храмы стали передаваться обновленцам в бессрочное и безвозмездное пользование. Уже к 1922 году обновленцы получили две трети из восьмидесяти тысяч действовавших церквей. К этому стоит добавит, что «Кампания по изъятию церковных ценностей» в 1919 году проводилась при полном согласии и помощи живоцерковников.
«Тихоновцы» - сторонники патриарха Тихона остались в небольшом меньшинстве, их после смерти патриарха Тихона в 1925 году возглавил митрополит Сергий (Страгородский), возложив на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола. Не все были согласны с этим, началась самая настоящая «грызня», Архиепископ Свердловский Григорий (Яцковский) и примкнувшие к нему одиннадцать архиереев создали Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС), который, как и Обновленческий ВЦС, был легализован органами советской власти. После 1927 года появились новые течения:
викторианство – возглавил епископ Глазовский Виктор (Островидов) и иосифлянство - митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых).
Отделившиеся епископы, чтобы привлечь на свою сторону духовенство и мирян распространяли обращения и воззвания к пастырям и пасомым с призывом порвать молитвенно-каноническое общение с митрополитом Сергием. Простые люди не имели покоя. Между иосифлянами и сергианами возникла самая настоящая непримиримая вражда. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал в книге «Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия»:
«
Противники громили друг друга прямо в храмах, не считаясь ни с положением, ни со святостью места. Некоторые, ища успокоения, переходили в секты.»
Всплеск сектантстваВ 1927-1929 годах в Советском Союзе произошел всплеск сектантства, что вызвало озабоченность власти. Так в информационной сводке Информотдела ГК ВКПб и ГПУ от 8 июля 1929 года было отмечено увеличение количества сект. Это были общины: евангельских христиан, старообрядцев, молокан, скопцов и хлыстов, появились иудейские общины. Евангелисты и баптисты направили свою деятельность в сторону организации баптомолов и христомолов (союзов верующей молодежи) и союзов сестричества. Усиленно распространялась литература. Кроме того, евангельские христиане организовывали коммуны, объединяя 100 хозяйств и более, где имелась своя школа, читальня, детский интернат и конечно свой пастырь.
В 1927 году появилось новое течение – Истинно Православные христиане (ИПХ), которые не приняли митрополита Сергия (Страгородского), объявив себя единственными хранителями не поверженного православия. Радикально настроенные и к власти, и к церкви, они, под видом борьбы с сатанизмом, вели агитацию против советской власти и распускали слухи об антихристе и скором конце света. Таким образом можно сделать следующие выводы
Большевики с 1917 года не занимались гонениями на Греко-Российскую церковь, а придерживались лояльной позиции сотрудничества, зарегистрировав несколько церковных управлений.
Сама церковь раскололась на несколько направлений, основное из них обновленчество занимало ключевые позиции во всех губерниях, сотрудничало с властью, настраивало общество и верующих против церкви «тихоновской» ориентации и других «новоявленных церквей».
Общество и верующие были раздроблены на сторонников обновленчества, «тихоновцев», «сергиан», «викториан», представителей ИПХ.
Верующие не пошли в обновленческие храмы и впоследствии они были переданы обновленцами государству и использовались под клубы или для хозяйственных нужд.
Церковные расколы усугубили и без того тяжелое положение верующих в условиях атеистического государства, которое в этот период уже проводило систематическую антирелигиозную пропаганду и способствовали расцвету сектантства.
Почему церковную «грызню» выдают за гонения на церковь после 1917 года | Сказы Истории | Дзен (dzen.ru) Добавлю, что после ВОВ произошел резкое снижение посещающих храмы, что подтверждает высказывание классика "Религия это опиум для народа, она облегчает его страдания"
Я все больше убеждаюсь в своей версии "на орбите рванул инопланетный транспортник с дурью". Н.Попова