Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.

3,786,789 45,056
 

  Старый Хрыч russia
09 янв 2019 23:01:36
! Модераториал
Дискуссия  898

Исторический раздел модерируется. На всей его "территории" действуют, без каких либо ограничений и исключений, Правила ГА. Раздел модерирует группа Глобальных Модераторов: Старый Хрыч, Сизиф, Senya
1. Все слухи и "совершенно достоверные сведения" от ОБС, распространяемые пользователями и "авторитетами", не имеют под собой никаких оснований, и являются ложью.
Никаких преследований по политическим взглядам и убеждениям не будет, и не планировалось изначально. Исключение составляют лишь те, которые запрещены Законами РФ.
2. В разделе категорически запрещаются:
- борцунство в любом виде
- выяснения отношений и переход на личности
- оскорбления оппонентов в ходе дискуссий
- перенос скандалов на другие ветки с жалобами и обвинениями оппонентов, в т.ч. в "Вопросы пользователей"
- оверквотинг (излишнее цитирование). Рекомендую оставлять при ответе лишь небольшую часть цитаты, и пользоваться спойлером. Не повторяйте в постах фото, рисунки.
3. Настоятельно рекомендую использовать ссылки на приводимые (цитируемые) материалы, и не использовать на ветках материалы из сомнительных источников.
- ведя дискуссию, будьте вежливы. Не занимайтесь провоцированием оппонента с иными взглядами, отличными от Ваших.
4. Некоторое время доступ к отдельным веткам будет ограничен для проверки содержания. Все посты, содержащие грубость, хамство, признаки троллинга оппонентов, нецензурную брань, оверквотинг, борцунство и т.п., будут удалены без предупреждения, допустившие ранее нарушение Правил, при этом могут быть наказаны
5. Не окончательно, будет дополняться по мере ознакомления с разделом. 
С уважением С.Х.
Отредактировано: Старый Хрыч - 14 янв 2019 23:33:20
  Сизиф russia
26 сен 2024 11:07:45
! Освежу модераториал
Дискуссия  569

Градус обсуждения в части навешивания ярлыков, личных нападок, оскорблений и других форм переходов на личности, настоятельно рекомендую снизить и существенно. И оскорбления в адрес исторических личностей в Историческом разделе тоже неуместны. 
Отредактировано: Сизиф - 26 сен 2024 11:08:40

Фильтр
зарун
 
russia
Санкт-Петербург
Дилетант
Карма: -77.59
Регистрация: 23.08.2012
Сообщений: 14,085
Читатели: 7
Цитата: Vstarik от 10.04.2016 19:14:15Смех без причины . . .
Создается впечатление, что вы вообще не понимаете о чем ведется речь.

Попробую разъяснить, если дойдет:


Российская Империя и СССР это две большие разницы. Как в общественно политическом строе, так и в структуре населения. Российская империя это полуфеодальная с зачатками капитализма аграрная структра, имеющая грубо говоря 80% крестьянского населения.
По переписи 1897 г., число лиц мужского и женского пола, обучавшихся грамоте и получивших образование в низших школах, достигало всего 25 862 000. Это составляло всего 20% общего количества от всего населения. Настаивать на малой величине этого процента не приходится; она сама собой очевидна. Столь же печальную картину показала перепись 1897 г. и в отношении лиц, получивших среднее и высшее образование. Общая численность тех и других достигала всего 1 441 700 мужчин и женщин (вместе). В процентном отношении ко всему населению империи это представляло ничтожную величину в 1,1%
(генерал Головин H. H. Военные усилия России в Мировой войне. — Париж: Т-во объединённых издателей, 1939)
Ну а в 1914–1917 гг. доля городского населения России составили около 15%.(генерал Головин H. H. Военные усилия России в Мировой войне. — Париж: Т-во объединённых издателей, 1939 )
А по сему призыв в армию населения осуществлялся в основном из сельской местности.
Итак, мы получим как вывод, что сельское население жертвовало кровь своих сынов в большей мере, чем городское. (Головин).


Исходя из вышесказанного рабочих с предприятий вообще-то не призывали, ибо их заменить было не кем. По причине малого процента рабочих и малограмотности населения.
Поэтому кивок на положение того, что рабочих призвали на войну и их как позже в СССР заменили женщины и дети — мягко говоря несостоятелен.
В СССР структура населения была другая и уровень грамотности другой.

Полный идиотизм.

Абсолютное непонимание проблемы.
Очередная  замполитовскоя пропаганда, что Российская Империя - это концентрация зла, которое нужно было уничтожить любой
ценой. У России нет и не могло быть ничего, а только попы и жандармы.
Лови. Это к твоему притянотому 1897 году о малограмотности населения, хотя речь шла о периоде Великой войны - обычная
большевистская ложь и фальсификация от безысходности:

  Процент грамотных призывников в 1885, 1898 и 1905 годах


Процент
грамотных
призывников
по губерниям
и годам
Губернии
1885 год
1898 год
1905 год
Европейская
Россия

Архангельская
40
57
н.д.
Вологодская
35
53
67
Новгородская
38
61
77
Олонецкая
36
55
68
Псковская
24
41
56
С.-Петербургская
67
77
95
Владимирская
50
75
80
Калужская
44
65
81
Костромская
44
65
75
Московская
61
85
89
Нижегородская
32
61
67
Орловская
26
52
65
Рязанская
42
63
75
Смоленская
29
56
69
Тверская
49
74
84
Тульская
38
63
76
Ярославская
73
87
94
Воронежская
23
43
57
Донская
28
52
н.д.
Курская
24
46
56
Пензенская
20
37
49
Тамбовская
22
47
56
Харьковская
19
38
58
Волынская
16
28
39
Киевская
15
38
49
Подольская
12
31
46
Полтавская
19
47
65
Черниговская
23
49
66
Бессарабская
13
25
32
Екатеринославская
25
48
64
Таврическая
35
53
70
Херсонская
30
51
64
Астраханская
24
39
н.д.
Вятская
25
47
60
Казанская
16
33
40
Самарская
18
33
54
Саратовская
24
46
64
Симбирская
29
44
55
Оренбургская
18
32
н.д.
Пермская
24
43
55
Уфимская
7
16
23
Виленская
19
35
48
Витебская
23
36
56
Гродненская
27
48
61
ковенская
19
29
36
Минская
19
40
52
Могилёвская
19
43
58
Курляндская
67
89
97
Лифляндская
97
98
98
Эстляндская
98
92
96


Царство
Польское

Варшавская
25
35
47
Калишская
15
23
29
Келецкий
17
23
43
Ломжинская
13
18
31
Люблинская
10
23
29
Петроковская
21
24
42
плотская
20
25
36
Радомская
10
21
27
Suvalkskaya
14
25
39
Седлецкая
13
24
38


Кавказ

Бакинская
.
.
н.д.
Дагестанская
.
53
н.д.
Elisavetpolyskaya
.
.
н.д.
Карсская
.
.
н.д.
Кубанская
24
46
н.д.
Кутаисская
.
.
н.д.
Ставропольская
19
35
н.д.
Терская
45
64
н.д.
Tiflisskaja
.
.
н.д.
Черноморская
.
.
н.д.
Эриванская
.
.
н.д.


Средняя
Азия

Turgayskaya
.
.
н.д.
Уральская
.
.
н.д.
Закаспийская
.
.
н.д.
Самаркандская
.
.
н.д.
Сыр-Dar'inskaâ
.
.
н.д.
Ферганская
.
.
н.д.
север
54
50
н.д.
Semïpalatïnskaya
29
40
н.д.
Semireçenskaya
.
44
н.д.


Сибирь

Тобольская
14
26
н.д.
Томская
18
24
н.д.
Енисейская
12
28
н.д.
Иркутская
19
49
н.д.
Якутская
22
21
н.д.
Амурская
.
.
н.д.
Забайкальская
24
31
н.д.
Приморская
.
.
н.д.
о.
Сахалин
.
.
н.д.


Всего
по Империи

27
45
58

( "Статистические сведения по начальному образованию в Российской Империи" Вып. 3, 1902 год и Вып. 7, 1908 год).

Т.о., почти 60% призывников в 1905 году были грамотными. А к 1914 году их количество только увеличилось.
Вот как выглядели расходы государственного бюджета на народное образование:
1900 год - 33,5 млн. руб.,
1910 год - 75,9 млн. руб.
1916 год - 195,6 млн. руб.
Для сравнения, а оно в диалоге с приверженцами русофобско-космополитизма, обязательно, рассмотрим большевистский социальный расизм при формировании командирского состава РККА.
"Мы строили и строим, — напоминал 2 декабря 1924 г. в "Красной Звезде" М. В. Фрунзе, - классовую армию"
Сословные ограничения, введенные на призыв в РККА, за­крыли дорогу в военно-учебные заведения» 20-х и первой половины 30-х гг.
для многих тысяч наиболее образованных молодых людей - не только способных, но и желавших стать командирами.
Если в России с 1910 года от желающие стать офицерами требовалось наличие полного среднего (тогда 8 классного) образования,
то в декабре 1924 года пленум Реввоенсовета СССР вынужден был установить для поступающих в пехотные и кавалерийские
школы образовательный ценз в объёме всего лишь 3 классов, т.е. ниже начального образования





Как итог  набора малограмотной и неграмотной молодёжи в военные школы  из рабоче-крестьянской среды привёл к тому, что
начальник ГУ и ВУЗ РККА Б. М. Фельдман констатировал в 1933 году, что "общий уровень общеобразовательной подготовки
выпускаемых в этом году командиров оставляет желать много лучшего. Даже простейшие задачи на простые и десятичные дроби,
составление простейших уравнений 1-й степени, а также осмысленное изложение из отрывков литературных произведений многим
курсантам не под силу. Знания курсантов по математике и русскому языку крайне поверхностны и неглубоки".
Та же комиссия в 1932 году инспектировала Среднеазиатскую объединённую военную школу. Вот её некоторые выводы:
"...в связи с недостатком общей грамотности, сталкиваясь с новой обстановкой, в большинстве терялись, медленно реагировали на вводные данные.  Не будучи достаточно развитыми они не могут быть и достаточно инициативными командирами".
Одним словом, нехватка общего образования не позво­ляет овладеть техническими и математическими знаниями, необходимы­ми командирам специальных родов войск.
Выпускаемым командирам, без достаточного общего образования, сложно формулировать свои мысли, вырабатывать связную речь и
обучиться навыкам составить внятное донесение, сформулировать внятный приказ, распоряжение и т.д".
В октябре 1936 г. начальник УВУЗ РККА И. Е. Славин в докладе наркому обороны выразился еще определеннее:
«Огромное количество курсантов не могло справиться с программой общеобра­зовательной подготовки и, больше того, не могло ликвидировать своей элементарной неграмотности и малограмотности.  В армию выпускались безграмотные и малограмотные командиры».  Ни о каком получении полного среднего образования не было и речи; так, 22,4% выпущенных в октябре 1936 г. из 1-й Ленинградской артиллерийской школы (набор 1932 года) знаниями по русскому языку обладали лишь в объеме 5 клас­сов, 58,2% — в объеме 6 классов и 19,4% — в объеме 7 классов; по мате­матике 42,6% имели знания в объеме 6 классов, 36,8% — в объеме 7 клас­сов, 17,6% — в объеме 8 классов, и лишь у 3,0 % знания соответствовали уровню выпускника полной средней школы.
 - Около трети выпущенных в мае 1936 г. из Тульской оружейно-технической школы ухитрились по­лучить «посредственно» и «плохо» даже по арифметике, а  знание алгеб­ры и геометрии у них решили вовсе не проверять
 - От выпускавшихся тогда же из Ленинградской артиллерийско-технической (обладавших к моменту поступления в 1932 г. «крайне низким» общеобразовательным уровнем) «общее впечатление» было «таково, что  большинство курсантов не имеет навыков в умении четко и ясно излагать свои мысли на бумаге, не обладает сколько-нибудь установившимся почерком»  (т. е. с трудом держит в руках перо и карандаш).


 - Курсанты, проверенные в марте 1932 г. в Бакинской пехотной школе, не только «слабо владели устной и письменной речью», не только «не име­ли прочных навыков в работе над книгой и в самостоятельной работе», но и не обладали еще установившимся почерком, т. е., просто не
умели писать.

Ну и как без вишенки на торте!

 Выдержка из политдонесения военного комиссара Иркутских курсов подготовки командиров пехоты от 29 мая 1932 г., подписанного зам-военкома Н. Попковым: значительная часть курсантов, общеобразователь­ный уровень которых «чрезвычайно низок», не в состоянии самостоятель­но работать с книгой, так как «может прорабатывать в час не больше трех страниц несложного материала учебника»; «очень медленно читают газету, иногда не понимая прочитанного».
К донесению была приложена копия рапорта, написанного одним из курсантов (с сохранением орфографии подлинника), которая  не нуждается в комментариях.

«Командиру ботольона Иркутских курссов подготовки командирв Пехоты

от дижурного по ботольону курсанта 4 взвода 1-й роты 23 мае 1932 года № 1 Иркутск


Рапорт:


Доношу вам отом, что курсант 1-й роты ешечнка (Ещенко. — Прим. сняв­шего копию) опоздаль из городского отпуска 20 мин.

Приобходи мной коньюшни быль обнарушн дневальный спящим. Ди-журныи Покуфни низналь своих обезанасти накуфне было грязна. дижур-ныи не умель одать рапорта.


Дижурнаы Поботольону Перетолчина


Верно: Начальник Строевого Отделения (подпись) Николаев
»

А вы знай  продолжаете долдонить своё о не грамотности призывников в армии РИ, тогда как на 15 год после октябрьского  переворота,
в 1932 году, в военные школы РККА были приняты более 77% курсантов без образования и с низшим образованием.
Попытки набрать в военные школы лиц, которые были бы одновременно и коммунистами/комсомольцами, и рабочими/крестьянами, и
обладали хотя бы неполным средним образованием, выходом из тупика не стали - таких лиц в СССР было слишком мало.
Попытка подготовить комсостав КА исключительно из рабочих и крестьян стало очередной утопией большевиков, что и показали
события начала ВОВ.
De die in diem verba volant, scripta manent - изо дня в день слова исчезают, написанное остаётся
  • +0.04 / 5
  • АУ
Дядя Саша
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +11.45
Регистрация: 30.03.2016
Сообщений: 1,410
Читатели: 0
Цитата: krizis2003 от 11.04.2016 22:09:15Конечно, для этого и создавались. Сам факт попадания дела на стол тройки приговора не означал, а вот приговор, подписанный тройкой означает реабилитацию.

Чтобы разобраться в этом деле, вам надо ознакомиться со следующими документами (я их пронумеровал для удобства ссылок):

1. Выписка из протокола № 51 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 31 июля 1937 г.

2. Оперативный приказ народного комиссара внутренних дел СССР Н. И. Ежова № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».

3. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия". 17 ноября 1938 г.


Не знаю, как происходил процесс реабилитации - возможно, вы и правы: если приговор выносился "тройкой", то это автоматически означает реабилитацию. Во всяком случае, мне это представляется логичным, и вот почему.

В процессе реабилитации решается, что было законно, а что незаконно, исходя из действовавших на тот момент законов СССР.
В 1936 году была принята Конституция СССР - так называемая "сталинская". В этой конституции было сказано:

Статья 102. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Как видите, ни про какие "тройки" в конституции нет ни слова. Право создавать специальные суды закреплено за Верховным Советом СССР.
Из приведенных выше документов 1-2 следует, что "тройки" были созданы по приказу наркома внутренних дел, с одобрения политбюро.
Налицо нарушение социалистической законности. И это фактически признает политбюро в документе 3, ведь в нем как бы сказано: пошалили немного, и будя - дальше давайте, чтобы все по закону было.
А раз так, то любые приговоры, вынесенные незаконным судебным органом - "тройками" - юридически ничтожны и должны быть отменены. Вот такая, понимаш, загогулина.


Вы считаете, что "тройки" занимались рассмотрением дел по существу - для того и были созданы. И сам факт такого рассмотрения еще не означал обвинительный приговор.
Трудно с этим согласиться.

Если вы внимательно читали документ 2, то должны были понять, что обвинительные приговоры были вынесены всем, кто попадал потом в сети "кулацкой операции", уже в этом приказе наркома - еще до того даже, как кого-либо арестовали. Не говоря уже о попадании дела на стол "тройке".  При рассмотрении дела "судьям" надо было просто решить, к какой категории относится обвиняемый - к первой, или ко второй.

Я читал, как происходили заседания "троек". Но не буду на это ссылаться, а предлагаю подумать вот о чем.
"Тройка" - это областной, или республиканский, или краевой орган. За примерно полтора года такой орган выносил несколько десятков тысяч приговоров. При этом каждый день заседания "тройки" не проводились - все-таки в состав "троек" входили уважаемые люди, у них и других дел было по горло.
Вот с учетом всего этого и подумайте, могла ли "тройка" рассматривать дело по существу. Ясно, что нет. Это был такой конвеер - по 1-2 минуты на дело. И я думаю, именно с этим связано то обстоятельство, что приговоры выносились заочно - в отсутствие обвиняемых.
  • +0.08 / 1
  • АУ
izverg
 
ussr
Киев - Лодейное Поле
58 лет
Слушатель
Карма: +153.56
Регистрация: 21.09.2008
Сообщений: 3,218
Читатели: 2
Цитата: зарун от 12.04.2016 14:52:08Процент грамотных призывников в 1885, 1898 и 1905 годах

Вы только забыли указать критерии, по которым в то время определялась грамотность нижних чинов.

И еще очень интересный момент все забываете указать. Это т.н. Циркуляр о "кухаркиных детях".
Доклад министра народного просвещения И. Делянова «О сокращении гимназического образования» (1887 г.)
Отредактировано: izverg - 12 апр 2016 19:30:02
"Телефоны все тоньше и умнее, а люди наоборот."
  • +0.04 / 5
  • АУ
krizis2003
 
russia
Ростов-на-Дону
49 лет
Слушатель
Карма: +27.71
Регистрация: 22.07.2013
Сообщений: 3,814
Читатели: 0
Цитата: Дядя Саша от 12.04.2016 15:28:34Чтобы разобраться в этом деле, вам надо ознакомиться со следующими документами (я их пронумеровал для удобства ссылок):

1. Выписка из протокола № 51 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 31 июля 1937 г.

2. Оперативный приказ народного комиссара внутренних дел СССР Н. И. Ежова № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».

3. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия". 17 ноября 1938 г.




Скрытый текст

Вот с учетом всего этого и подумайте, могла ли "тройка" рассматривать дело по существу. Ясно, что нет. Это был такой конвеер - по 1-2 минуты на дело. И я думаю, именно с этим связано то обстоятельство, что приговоры выносились заочно - в отсутствие обвиняемых.

Думаю, вы сами толком свои ссылки не прочли, иначе бы поняли. что никакой предрешённости в решениях тройках не предполагается.
В общем. ссылки возвращаю вам для ознакомления.
Реабилитация действительно оказалась выхолощенной, вместо ответа на вопрос виновен или нет, получилось невесть что.  В одном случае по существу. в другом по формальным обстоятельствам.
Что до незаконности троек, то да, бывает, законы и подзаконные акты противоречат уже существующим законам, сами пишете, это не сторож на заборе написал, это решение высшей исполнительной власти, потому да, по суду  логично приговоры оспорить. Приговоры, а не отменить рассмотрение дела.
Если считаете неудобный вопрос троллингом, предупреждайте об этом прямо в пост.
  • +0.01 / 5
  • АУ
izverg
 
ussr
Киев - Лодейное Поле
58 лет
Слушатель
Карма: +153.56
Регистрация: 21.09.2008
Сообщений: 3,218
Читатели: 2
Цитата: Полячка от 11.04.2016 22:41:11В 90-е реабилитировала Прокуратура конкретной области, а не тройка. Однако большая часть народа до реабилитации не дожила....Грустный

Реабилитировали пачками, не изучая дела заново, как положено. Вот, к примеру, кто был реабилитирован

Цитата: Цитата23 апреля 1996 года:


«Фон Паннвиц Гельмут Вильгельмович, 1898 года рождения, арестованный 9 мая 1945 г., осужденный 16 января 1947 г. Военной коллегией Верховного суда СССР на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. к смертной казни через повешение, в соответствии с пунктом «а» ст. 3 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитирован.

Помощник Главного военного прокурора В.М. Крук».


Позднее, правда, опомнились.
Это ответ начальника Управления реабилитации жертв политических репрессий ГВП генерал-майора юстиции В.К. Кондратова на несколько статей в СМИ.

Цитата: Цитата«Сообщаю, что заключение от 22 апреля 1996 года о реабилитации фон Паннвица Гельмута как необоснованное отменено. 28 июня сего (2001) года вынесено заключение, что фон Паннвиц за совершенные преступные деяния осужден обоснованно, оснований для принесения протеста не усматривается и реабилитации он не подлежит»

Но, 5 лет нацистский преступник считался реабилитированным. Как Вам такая реабилитация?
Отредактировано: izverg - 12 апр 2016 19:43:39
"Телефоны все тоньше и умнее, а люди наоборот."
  • +0.30 / 8
  • АУ
Vstarik
 
russia
ХМАO
Слушатель
Карма: +209.06
Регистрация: 24.12.2015
Сообщений: 1,173
Читатели: 0
Тред №1083499
Дискуссия   66 0
Из А.Г. Рашин Население России за 100 лет (1813 - 1913)

Статистические очерки


«
Значительное место в начальном образовании занимали цер­ковно-приходские школы,
В них в 1905-1914 гг. обучалось около 2 млн. детей. На увеличение церковно-приходских школ по особым мотивам настаивал обер-прокурор синода К. П. Победоносцев. Он гово­рил: «Церковно-приходские школы, по самым условиям сущест­вующего в них обучения и надзора, представляют собой гораздо более гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования, нежели другие виды народных школ, и поэтому заслуживают со стороны правительства под­держки и поощрения»[52].
 
Рост числа церковных начальных школ за 30 лет (1884- 1914 гг.) и учащихся в них был весьма значительным. Если в 1884 г. в них насчитывалось около 100 тыс., а в 1885 г.- 181 тыс. учащихся, то в 1913-1914 гг. учащихся было более 2 млн.[53].


В 1911 г. лишь 23,8% детей в возрасте 7-14 лет обучались в сельских начальных школах. Доля уча­щихся ко всему сельскому населению Европейской России за 1880-1911 гг. увеличилась лишь с 1,5% в 1880 г. до 4,5% в 1911 г.[60]. Несмотря на некоторый рост численности учащихся на­чальных школ, все же в 1911 г. процент учащихся ко всему насе­лению продолжал оставаться на весьма низком уровне, особенно для женского населения.
 
. . .
О весьма слабом развитии среднего и высшего образования к концу XIX в. можно судить по следующим данным. В текстовом обзоре материалов первой всеобщей переписи населения 1897 г. сказано[62]: «С образованием выше начального во всей империи находилось 1 364 143 лица или только 1,102%. В частности, среди лиц мужского пола было 848 932 или 1,359% мужского населения и 535 211 лиц женского пола или 0,847% всех женщин. Надо иметь еще в виду, что приведенные цифровые величины не указывают исчерпывающим образом численность лиц действи­тельно закончивших свое образование, а они лишь свидетель­ствуют, что столько-то из них обучалось в тех или других заведе­ниях, а сколько из них окончило неизвестно».


А теперь посмотрим что есть начальное образование в Российской империи, это так называемые начальные народные училища:


Согласно «Положениям» от 14 июля 1864 года, они создавались с целью «утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания».

К начальным народным училищам, согласно «Положениям», относились:

«1) ведомства Министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частию на счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания.
2) Ведомства Министерств государственных имуществ, Внутренних дел. Удельного, Горного: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм.
3) Ведомства духовного: церковноприходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.
4) Все вообще воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно»


В училищах преподавали следующие предметы: «а) закон божий (краткий катехизис и священная история); б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики, и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно» [46].

Срок обучения в начальных училищах не превышал трёх лет.


Гимназии:
«Устав гимназий и прогимназий» 19 ноября 1864 года. Согласно нему, «Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование, и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища».

Устав гласил: «В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания». «В первый класс гимназии и прогимназии принимаются дети, умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы и из арифметики сложение, вычитание и таблицу умножения. При сем наблюдается, чтобы в первый класс поступали дети не моложе 10 лет. Во все следующие классы гимназии и прогимназии принимаются имеющие соответственные классу познания и возраст»

Сословные ограничения на поступления в гимназии, типа устранялись.

Однако В 1887 году министр народного просвещения И.Д.Делянов направил Александру III доклад «О сокращении гимназического образования», в котором, в частности, писал:

«…мы, ввиду замечания в.и.в.[вашего императорского величества], предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные


… можно надеяться, что с приведением вышеизложенных мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и улучшится состав их, что особенно важно потому, что дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников…»

Итогом стал одобренный императором специальный циркуляр министра Делянова 1887 года, вновь вводящий сословные ограничения на прием в гимназии. За фразу о «детях кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей», перекочевавших в циркуляр из доклада, современниками он был прозван «Циркуляром о кухаркиных детях».

Такой, в общих чертах, система образования в России оставалась вплоть до Революции 1917 года.

Кто считался грамотным в Российской империи - тот кто читал по слогам и мог писать.
  • +0.20 / 4
  • АУ
зарун
 
russia
Санкт-Петербург
Дилетант
Карма: -77.59
Регистрация: 23.08.2012
Сообщений: 14,085
Читатели: 7
Цитата: izverg от 12.04.2016 17:12:22Вы только забыли указать критерии, по которым в то время определялась грамотность нижних чинов.

И еще очень интересный момент все забываете указать. Это т.н. Циркуляр о "кухаркиных детях".
Доклад министра народного просвещения И. Делянова «О сокращении гимназического образования» (1887 г.)

1. Прекращайте вместе с стариком ,  таскать в начало ХХ века то, что либо уже исчезло из жизни ХIХ века, либо во многом изменилось.
2. Просветите о грамотности солдат царской армии.
De die in diem verba volant, scripta manent - изо дня в день слова исчезают, написанное остаётся
  • +0.08 / 1
  • АУ
izverg
 
ussr
Киев - Лодейное Поле
58 лет
Слушатель
Карма: +153.56
Регистрация: 21.09.2008
Сообщений: 3,218
Читатели: 2
Цитата: зарун от 12.04.2016 18:39:121. Прекращайте вместе с стариком ,  таскать в начало ХХ века то, что либо уже исчезло из жизни ХIХ века, либо во многом изменилось.
2. Просветите о грамотности солдат царской армии.

1. Когда было отменен Циркуляр? Вы же статистику с 1885-го года приводили.
2. Читать по слогам и 4 действия арифметики считалось достаточным уровнем грамотности.
"Телефоны все тоньше и умнее, а люди наоборот."
  • +0.04 / 2
  • АУ
Teiwaz
 
Слушатель
Карма: +36.81
Регистрация: 13.08.2015
Сообщений: 3,725
Читатели: 8

Аккаунт заблокирован
Цитата: izverg от 12.04.2016 18:48:551. Когда было отменен Циркуляр? Вы же статистику с 1885-го года приводили.

 В гимназиях давали классическое образование. Латынь, греческий, логика и всё такое. 
 А вот обычное образование давали в реальных училищах. Наверное циркуляр некрасиво сформулирован, но на уровень образования он повлиять не мог.
  • +0.12 / 3
  • АУ
izverg
 
ussr
Киев - Лодейное Поле
58 лет
Слушатель
Карма: +153.56
Регистрация: 21.09.2008
Сообщений: 3,218
Читатели: 2
Цитата: Teiwaz от 12.04.2016 18:52:42В гимназиях давали классическое образование. Латынь, греческий, логика и всё такое. 
 А вот обычное образование давали в реальных училищах. Наверное циркуляр некрасиво сформулирован, но на уровень образования он повлиять не мог.

Замечательно. Только вот В 1913 г. в России было 276 реальных училищ, в которых обучались порядка 17 тыс. человек. На страну с населением около 160 млн.
"Телефоны все тоньше и умнее, а люди наоборот."
  • +0.22 / 5
  • АУ
krizis2003
 
russia
Ростов-на-Дону
49 лет
Слушатель
Карма: +27.71
Регистрация: 22.07.2013
Сообщений: 3,814
Читатели: 0
Цитата: зарун от 12.04.2016 18:39:121. Прекращайте вместе с стариком ,  таскать в начало ХХ века то, что либо уже исчезло из жизни ХIХ века, либо во многом изменилось.
2. Просветите о грамотности солдат царской армии.

По памяти: 20% из числа "грамотных" после демобилизации не могли расписаться.
Если считаете неудобный вопрос троллингом, предупреждайте об этом прямо в пост.
  • +0.07 / 3
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: -124.34
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,342
Читатели: 5
Цитата: krizis2003 от 12.04.2016 19:37:04По памяти: 20% из числа "грамотных" после демобилизации не могли расписаться.

И, хрен ли, орать попусту? 
В параллельной ветке я давал ссылку на книгу, 

которую выложил здесь
Отредактировано: osankin - 12 апр 2016 22:59:54
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • -0.23 / 4
  • АУ
izverg
 
ussr
Киев - Лодейное Поле
58 лет
Слушатель
Карма: +153.56
Регистрация: 21.09.2008
Сообщений: 3,218
Читатели: 2
Цитата: osankin от 12.04.2016 20:57:27И, хрен ли, орать попусту?

Читаем, ссударь Оссанкин. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.


Цитата: ЦитатаНачальное народное образование (дополнение к статье)


— С 1897 г. по Н. народному образованию состоялись следующие важнейшие законодательные и административные меры. Закон 12 мая 1897 г. предоставил министру земледелия и государственных имуществ разрешать в губерниях, управляемых по Общему Учреждению Губернскому, кроме Прибалтийских, отвод казенных земельных участков до 3 дес. сельским Н. училищам ведомств народного просвещения и православного исповедания, "представляющим необходимые условия прочного существования", для хозяйственных и педагогических надобностей училищ, а равно учащих и учащихся в них; этим же училищам может быть отпускаем, с разрешения министра, бесплатно казенный лес на постройку, ремонт и отопление училищных зданий. Законом 2 июня 1899 г. это правило распространено на сельские Н. училища четырех сибирских губерний (до 15 дес. на учил.). Законом 19 апреля 190 4 г. отвод земель до 3 десят. и отпуск леса в пределах норм, устанавливаемых министром земледелия, предоставлены местным управлениям земледелия и государственных имуществ. Законом 2 июня 1897 г. армяно-грегорианские церковные и монастырские школы подчинены министерству народного просвещения, с сохранением за армяно-грегорианским духовенством права наблюдения за религиозным воспитанием учащихся. Высочайше утвержденным 26 мая 1897 г. мнением государственного совета признано, что "дело Н. образования представляет такие обширные и важные задачи, достижение которых не может быть посильно для одного какого-либо сословия, учреждения или ведомства"; вследствие этого поручено ведомствам духовному и народного просвещения принять лишь меры к охранению в деле Н. образования единства направления. В том же году министерство народного просвещения разъяснило, что передача школ из одного ведомства в другое требует предварительного утверждения уездного училищного совета. В 1900 г. министерством народного просвещения составлен проект наказа училищным советам, ограничивавший права земства в области народного образования. Встреченный единодушным протестом в обществе и печати, он не получил дальнейшего движения. 31 марта 1900 г. утверждены министерством народного просвещения правила о педагогических курсах для приготовления учителей и учительниц Н. училищ (дополнены в 1902 г.). Курсы одногодичные; они могут быть открываемы при городских училищах по положению 1872 года, женских гимназиях и прогимназиях и Мариинских училищах, под надзором местных директора и инспектора народных училищ. На каждые курсы министерством народного просвещения ассигнуется по 1000 рублей. Законом 5 июня 1900 г. предоставлено попечителям учебных округов собственной властью разрешать открытие одноклассных и двухклассных министерских училищ, с отпуском из ассигнуемых в их распоряжение кредитов одноклассному училищу не более 500 рублей, а двухклассному не более 1000 руб. ежегодно; с разрешения министра народного просвещения пособие увеличивается до 700 и 1400 рублей. В том же году, 12 июня, утвержден устав пенсионной кассы народных учителей и учительниц. 22 августа 1902 г. министром народного просвещения утверждены правила об уроках, устраиваемых при учебных заведениях для взрослого населения. Уроки для взрослых могут быть открываемы при Н. училищах, приходских училищах по уставу 1828 г., городских училищах по положению 1872 г. и промышленных училищах. На уроках для взрослых могут быть преподаваемы предметы, входящие в курс того учебного заведения, при котором они открываются, по программам, не превышающим этот курс. Надзор за уроками принадлежит инспекторам и директорам народных училищ. В том же году восстановлен временно отмененный в 1891 г. порядок открытия воскресных школ согласно положению о Н. училищах 1874 г. (см.). В 1903 г. мин-во народного просвещения нашло возможным оказать уездным земствам содействие в видах открытия новых училищ и их содержания, а также улучшения положения учащих, ассигнованием кредитов на жалованье учащим (до 300 рублей учителю и 60 рублей законоучителю) и единовременным ассигнованием на постройку училищных зданий (в половинном размере стоимости) и на обзаведение учебными пособиями (по 75 рублей на каждое училище). Все хозяйственное содержание училища должно быть, при этом, обеспечено земством, а крестьянские общества освобождены от всяких принудительных расходов. Многие земства высказались за изменение этих правил, находя их стеснительными. Закон 16 марта 1904 г. предоставил министру народного просвещения разрешать выдачу Н. народным училищам ежегодных пособий: 1) на содержание классов ручного труда (от 150 до 400 рублей), при условии покрытия из местных средств 1/4 всего расхода и 2) на содержание ремесленных отделений (не свыше 1500 рублей при одной специальности и 1900 рублей при двух специальностях), под условием воспособления казне из местных средств в размере не менее 600 рублей ежегодно на каждое отделение. В том же 1904 г. м-во признало возможным разрешать учреждение в столицах, в ведении городских училищных советов, дополнительных классов при Н. народных училищах, применительно к программам старшего класса двухклассных училищ, но без предоставления окончившим эти дополнительные классы дополнительных льгот по отбыванию воинской повинности. Высоч. утв. Положением комитета министров 6 июня 1905 г., в исполнение указа 12 декабря 1904 г., разрешено низшим школам Царства Польского вести преподавание польского языка и Закона Божия на польском языке. Число органов по заведыванию Н. училищами, подведомственными министерству народного просвещения, в течение 1897 — 1904 гг. было значительно увеличено. Учреждены должности директоров народных училищ в губерниях Курляндской (прежде была соединена с Лифляндской), 3 юго-западных (с упразднением совета инспекции Киевского учебного округа), Эриванской, Тобольской, Томской и Енисейской и в областях Сыр-Дарьинской, Семипалатинской с Акмолинской, Тургайской; значительно увеличено число инспекторов народных училищ, причем впервые введена инспекция в Привислинских губерниях, в Черноморской губернии и Карсской области, в Тобольской и Томской губерниях, в областях Якутской, Забайкальской, Амурской и Приморской и на острове Сахалине. В 1904 г. учреждены губернские и уездные училищные советы в Тобольской и Томской губерниях и образованы городские училищные советы в Харькове, Казани, Самаре, Саратове и Екатеринославе, по образцу существовавших в столичных городах и Одессе. В январе 1906 г. последовало Высочайшее соизволение на предоставление земствам права открывать также двухклассные училища и на усиление в уездных училищных советах земского элемента включением в состав их, в дополнение к 2-м выборным членам от уездного земского собрания, еще председателя уездной земской управы. Вместе с тем испрошено разрешение на подчинение училищным советам министерских училищ, бывших до того времени в непосредственном подчинении директоров народных училищ. В течение рассматриваемого периода земства и города продолжали развивать свою учебно-просветительную деятельность. Многими из земств приступлено к разработке проекта введения всеобщего обучения; некоторыми губернскими земствами образованы школьные фонды для выдачи пособий уездным земствам на устройство новых училищ. Насколько быстрее идет развитие народного образования в земской России сравнительно с неземской, это наглядно показывают данные о проценте грамотных новобранцев за 1878, 1888 и 1898 гг. В земских губерниях проценты грамотных новобранцев возрастали в такой прогрессии: 21,3 %, 33 %, 59 %; в неземских губерниях этот рост определяется цифрами: 20,8 %, 25,2 %, 36,3 %. Таким образом, процент грамотности за 20 лет в земских губерниях возрос почти втрое, а в неземских губерниях — менее чем вдвое. Относительно церковно-приходских школ состоялось положение 1 апреля 1902 года, систематизировавшее прежние постановления и отчасти дополнившее их. Церковные школы могут быть: 1) начальные, предназначаемые для начального обучения детей и взрослых (школы грамоты, церковно-приходские и воскресные, и 2) учительские — для подготовления учителей в Н. школы. Школы грамоты открываются с разрешения приходского священника. Церковно-приходские школы могут быть одноклассные и двухклассные; курс в первых продолжается три года, во вторых — пять лет. В двухклассных школах преподаются краткая церковная и отечественная история, география в связи с краткими сведениями о явлениях природы, черчение и рисование. При церковно-приходских школах, с разрешения епархиального училищного совета, могут быть открываемы дополнительные во внеучебное время уроки, а также устраиваемы уроки для взрослых, народные чтения и собеседования и курсы для обучения церковному пению и ремеслам. Учащими в церковно-приходских школах могут быть лица, имеющие свидетельство на звание Н. учителя или учительницы, а также окончившие высшее или среднее учебное заведение; в одноклассных школах допускаются наиболее успешно окончившие курс второклассных приходских школ и другие лица, признанные способными к педагогической деятельности уездными отделениями епархиального училищного совета. Обучение в воскресных школах производится в объеме курса одноклассных церковно-приходских школ. Учительские школы разделяются навтороклассные и церковно-учительские: первые подготовляют учителей для школ грамоты, а вторые — для Н. училищ всех разрядов. Курс в тех и других продолжается три года. Во второклассных школах преподаются Закон Божий, церковная история, церковное пение, русский язык, церковно-славянский язык, отечественная история, география в связи со сведениями о явлениях природы, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, начальные практические сведения по гигиене, чистописание и рукоделие. В эти школы принимаются лица в возрасте 13 — 17 лет, получившие Н. образование. Преподаватели назначаются из лиц, окончивших церковно-учительскую школу, высшее или среднее учебное заведение. Церковно-учительские школы подготовляют учителей для Н. училищ всех разрядов. Туда принимаются молодые люди в возрасте 15 — 17 лет, окончившие второклассное или другое соответствующее училище. Преподаются те же предметы, что и во второклассных школах (кроме чистописания), но в большем объеме, и сверх того главные основания педагогики, словесность, история литературы, главные основания геометрии и землемерие. В курс школ обоих разрядов может быть введено обучение иконописанию, музыке, ремеслам, сельскому хозяйству, а также могут быть открываемы особые курсы по этим предметам и по церковному пению с музыкой. Законом 26 мая 1903 г. для объединения управления церковно-школьным делом в епархиях Грузинского экзархата, образован при экзархе окружной училищный совет и учреждена должность окружного наблюдателя церковных школ Грузинского экзархата. Образованные в 1902 г. комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности единодушно признали, что первое и необходимое условие для всяческого преуспеяния России — повсеместное развитие народного образования, школьного и внешкольного, построенного на широкой основе всеобщего, для всех доступного, начального обучения, с предоставлением общественным элементам большей самостоятельности. В настоящее время министерством народного просвещения разрабатывается проект всеобщего обучения (необязательного), который предположено осуществить в течение 10 лет. Материальное участие казны в деле осуществления реформы предполагается ограничить расходами на содержание учительского персонала, расходы же по постройке училищных зданий обратить на города и земства. Права общественных учреждений по заведыванию народным образованием предположено расширить, с оставлением за министерством народного просвещения наблюдения за учебными занятиями.

Статистика. Согласно данным 4-го выпуска "Статистических сведений по начальному образованию в Российской империи" к 1 января 1901 г. насчитывалось в России 84544 Н. училища всех ведомств, с 172494 преподавателями и 4580827 учащимися, не считая воскресных школ духовного ведомства, число которых приблизительно определяется в 490, с 26000 учащихся. Между ведомствами Н. училища распределяются следующим образом:


Учил.
Препод.
Учащихся
Мин-во нар. просв.
40131
93798
2849867
Ведом. прав. исп.
42588
75442
1633651
Военное мин-во
879
886
50309
Минист. внутр. дел
550
1195
21946
Вед. учр. имп. Марии
325
991
19784
Мин. Импер. Двора
35
79
2403
Имп. человек. общ.
28
70
2366
Морское мин-во
4
21
264
Мин. финансов
4
12
237

Из приведенной таблицы видно, что на долю мин-ва народного просвещения приходилось в 1900 г. 47,5 % общего числа училищ, 54,4 % преподавателей и 62,2 % учащихся. На училище ведомства мин-ва нар. просв. приходилось, в среднем, 71 учащийся, а на училище других ведомств — лишь 39. В ведомстве православного исповедания состояло 50,4 % всех училищ, 43,7 % всех преподавателей и 35,7 % всех учащихся. На остальные семь ведомств приходилось лишь 1825 училищ (2,1 %), 3254 преподавателя (1,9 %) и 97309 учащихся (2,1 %). Из общего числа Н. училищ 83101 (98,3 %) было предназначено для учащихся детского возраста, 1443 (1,7 %) — для взрослых лиц. Из 83101 училищ, назначенных для обучения детей школьного возраста, 9194 (11,1 %) действовало в городах, 73907 [В этот счет включены 22 школы мин-ва нар. просв. в Приморской области и 879 школ военного ведомства (казачьи), о которых не имеется определенных указаний, но которые без значительной погрешности могут быть причислены к сельским.] (88,9 %) в селениях. Из общего числа 83079 Н. училищ, тип которых точно определен, 79349 (95,5 %) принадлежали к одноклассным училищам, 2428 (2,9 %) — к двухклассным и 1302 (1,6 %) — к училищам высших типов. В 1900 г. одно Н. училище приходилось на 222 кв. вер. и 1573 души населения, а одно училище для детей школьного возраста — на 226 кв. вер. и 1600 душ населения. Из 4580827 учащихся 3340581 муж. пола, 1231217 — женского (о 9029 учащихся не имеется сведений). Считая население империи в 1900 г. в 133 млн. и принимая число мужского и женского населения приблизительно равным, находим, что 1 учащийся приходился на 29 душ населения, а в частности 1 учащийся — на 20 душ мужского населения, 1 учащаяся на 54 души женского населения. В училищах для детей школьного возраста училось 4504650 детей, из которых мальчиков было 3291627, девочек — 1203994 (о 9029 учащихся нет точных сведений). Учившиеся в 1900 г. дети составляли почти 3,4 % общего населения империи (мальчики — несколько более 4,9 % мужского населения, девочки — 1,8 % женского населения). Отношения числа учащихся детей к числу населения по отдельным губерниям были наиболее благоприятны в Лифляндской (6,3 %), Эстляндской (6 %), Курляндской (5,5 %), Таврической (5,4 %), Ярославской (5,3 %), Калужской (5,2 %), Тверской (5 2 %), Олонецкой (5 %) и Тульской (5 %). Из 4504650 детей 738366 (16,4 %) обучалось в городах, а 3766284 [Включая в это число 50309 учащихся в школах военного ведомства и 1675 учащ. в школах мин-ва нар. просв. в Приморской обл.] (83,6 %) в селениях. В городах 1 учащийся приходился на 24 души населения, в селах — на 31 душу. В городах учащиеся мальчики составляли 5 % городского мужского, девочки — 3,3 % городского женского населения. В селениях мальчиков училось 4,9 % сельского мужского населения, девочек — 1,6 % сельского женского населения. В 1900 г. поступило на содержание всех 84544 Н. училищ империи 50056182 рубля, что составляет расход в 37,6 коп. на 1 душу населения. Из казны поступало, в счет этой суммы, только 7,8 коп. Расход на Н. обучение составляет лишь 0,66 % обыкновенных государственных расходов, исчисленных по смете 1900 г. в 156444167 9 руб. По отдельным категориям источники содержания Н. училищ распределяются так [Кроме 23805 руб., поступивших на содержание Н. училищ в Приморской области.]:


Рубли
%
Казна
10372653
20,7
Земские сборы
11484134
22,9
Сельские общ.
8332927
16,7
Города
6960173
13,9
Частн. лица
6701467
13,4
Плата за учение
3175198
6,4
Прочие источн.
3005825
6

Из общей суммы 50056182 р. приходилось на долю училищ ведомства мин-ва народного просв. 35293582 руб. (70,5 %), на училища духовного ведомства 12387958 рублей (25,1 %) и на училища других ведомств 2174642 руб. (4,4 %). В среднем 1 училище обходилось в 592 рубля 7 коп., а стоимость образования одного учащегося составляла 10 р. 93 коп. Наибольший расход на начальную школу, приходившийся на 1 душу населения, составлял в Черноморской губ. 1 руб. 53,3 к., в Московской губ. 1 р. 37,7 коп., в С.-Петербургской 1 руб. 21,3 коп., в Олонецкой 93,1 к., в Таврической 74,2 к., Лифляндской 73,3 коп., Эстляндской 71,8 к., Амурской обл. 67,4 коп., Курляндской 62,7 к. По отчету министра народного просвещения за 1903 г., к 1 января 1904 г. состояло Н. училищ всех ведомств 85602, с 4879860 учащимися (не считая училищ Приамурского края и Финляндии). Принимая население империи в 1903 г. в 137310700 душ, находим, что 1 училище приходится на 1604 жителя и 35 учащихся на 1000 душ населения. В Финляндии в 1903 г. насчитывалось 2115 высших народных училищ в сельских общинах, с 86986 учащимися, и 1314 детских школ с 31136 учащимися; в городских народных училищах (число их в "Статистическом ежегоднике Финляндии" не указано) обучалось 30705 чел. (см.).


Это в дополнении. В основной статье читаем то, что касается России.
Отредактировано: izverg - 12 апр 2016 23:18:10
"Телефоны все тоньше и умнее, а люди наоборот."
  • +0.02 / 4
  • АУ
izverg
 
ussr
Киев - Лодейное Поле
58 лет
Слушатель
Карма: +153.56
Регистрация: 21.09.2008
Сообщений: 3,218
Читатели: 2
Тред №1083582
Дискуссия   115 0
Цитата: ЦитатаСовременное положение Н. народного образования в России и развитие его в последний, послереформенный период, выражается следующими данными. По последнему отчету министра народного просвещения, относящемуся к 1891 г., во всей Империи Н. народных училищ ведомства министерства было 27101 (1050 двуклассных и 25051 одноклассных); из них сельских училищ было 24216 (646 двуклассных и 23570 одноклассных) и городских 2885 (404 двуклассных и 2481 одноклассных). Во всех этих училищах было 19920 законоучителей, 23892 учителя и 13117 учительниц; 1815859 учащихся (1376322 мальчика и 439537 девочек), из числа которых выбыло до окончания курса 384493 и окончило курс 183828 [В отчет не вошли данные об училищах Амурской и Приморской областей, училищах при учительских семинариях и школах, о 37 училищах при церквах иностранных исповеданий и о 569 мектебе и медресе. Не включены также городские (по Положению 1872 г.) и уездные училища.]. Увеличение числа Н. народных училищ ведомства министерства народного просвещения и расходов различных учреждений по их содержанию видно из следующей таблицы, составленной по отчетам министра:



Годы


Число училищ


Число учащихся


Источники средств, израсходованных на содержание училищ


Из сумм государственного казначейства


От городских дум, ратуш и управлений


От сельских обществ и попечительств


От земств


От частных обществ и лиц


Из войсковых сумм


Из других источников


Всего


 

1871


 

16739


 

675317


 

703542


139496


 

766643


 

532257


 

73444


 

45571


 

3415188


403109


751126


1881


22781


1207435


1183266


1724237


2471516


3683546


827781


79 018


315164


10284528


1891


27101


1815859


1480348


3026881


4226444


5334275


1225128


116835


811882


16221793



Уже из этой таблицы ясно видно, что увеличение затрат на народное образование из сумм государственного казначейства идет крайне медленно и сильно отстает не только от земств, городов и сельских обществ, но даже и от частных лиц. Земские сметные назначения на народное образование в процентном отношении ко всей смете составляли: в 1871—75 гг. — 10,19% в 1876—80 гг. — 13,71%; в 1881—85 гг. — 15,51%, в 1886—90 гг. — 15,90%. По размерам земских расходов на народное образование на первом месте стоят две губернии с преобладающим крестьянским представительством — Пермская и Вятская, а на последнем — губернии с преобладанием дворянского представительства, Симбирская и Тульская. Городские общественные управления также постепенно увеличивают свои расходы на народное образование. По процентному отношению этих расходов к общей сумме всех городских расходов (по данным за 1891—92 гг.) на первом месте стоят города с преобладанием мелких избирателей — Тамбовской (19,77%) и Саратовской (13,8%) губерний, а на последнем — города с преобладанием крупных избирателей, Петербургской (7%) и Московской (5,57%) губерний. Города неземских губерний стоят гораздо ниже городов земских губерний (в городах Волынской губернии — 1,49%, Ковенской — 0,57%). Среднее жалованье учителей народных училищ, по сведениям, собранным московским комитетом грамотности из 33 губерний, равняется 270 руб. (максимум в Таврической губернии — 408 руб. и в Пермской — 367 руб.; минимум в Калужской губернии — 199 руб. и в Тульской — 185 руб.). Учительницы получают еще менее — 252 руб. (от 543 руб. в Таврической до 95 руб. в Вологодской губернии). Последние сведения о школах духовного ведомства заключаются в отчете обер-прокурора св. синода за 1892—93 учебный год. В этом году в его ведении числилось всего 11342 церковно-приходские школы и 15922 школы грамоты, с 860206 учащимися (609842 мальчика и 150364 девочки). На содержание их было израсходовано всего 2757863 руб., полученных из следующих источников: кружечного сбора — 274290 руб., от монастырей — 62703 руб., от сельских обществ — 660795 руб., от городских дум — 52199 руб., от приходских попечительств — 61817 руб., от земств — 202641 руб., от попечителей и благотворителей — 476267 руб., платы за учение — 130541 руб., из сумм государственного казначейства — 10517 2 руб., из губернских земских сборов в неземских губерниях — 297799 руб., остатков прежних лет — 288195 руб. и разных сумм — 145444 руб. Следующая таблица составлена на основании официальных сведений, показанных в отчетах обер-прокурора св. синода (без рижской епархии):

Годы


Число школ


Число учащихся в школах


Церковно-приходских


Школ грамоты


Всего


Церковно-приходских


Школ грамоты


Всего


1841


2700














25000


1851


4713














93350


1861


18587














320350


1865


21420














413524


1871


10381














253413


1881


4440














106385


1885


5670


3980


9640


182200


66900


249100


1891


10600


13400


24500


421600


321800


743400


1893


12080


17865


29945


508100


423200


931400



До 1880 г. земство открывало в среднем около 800 сельских народных училищ ежегодно; в период 1880—94 гг. эта норма понизилась почти вдвое. Вместе с тем замечается значительное увеличение числа учащихся, приходящихся на 1 училище: в 1880 г. на 1 земскую школу приходилось, в среднем, 52,6 учащихся, а в 1894 г. — уже 70,6 учащихся. Таким образом, до 1880 г. земство усиленно создавало новые центры обучения, а после 1880 г. ему пришлось расширять существующие школы, под влиянием быстро растущего стремления к школе. Министерство народного просвещения не только не увеличило числа своих училищ в земских губерниях, но даже уменьшило их. В неземских губерниях, исключая Прибалтийский край, начальное народное образование находилось и находится в крайне неудовлетворительном положении. Так, в Кавказском учебном округе в 1881 г. число народных училищ, подведомственных округу, было 1011, а к 1893 г. оно понизилось до 917. В селениях Северо-западного края число училищ ведомства министерства народного просвещения в 1880 г. равнялось 1370, а в 1894 г. сократилось до 1361. В Царстве Польском за тот же период времени число сельских училищ с 2249 увеличилось только до 2569. Ничтожное количество частных сельских школ, равнявшееся в 1880 г. 741, с течением времени, под влиянием стеснений частной инициативы в деле народного образования, еще более уменьшилось. Рассматривая движение Н. народного образования в городах и селениях России с 1868 по 1894 гг., мы получим следующие данные о числе учащихся, на каждые 100 жителей:

 
К 1869 г.


К 1894 г.


Во всей Европейской России с Кавказом и Сибирью
1,28


2,89


В губерниях с земскими учреждениями
0,60


3,12


В Виленском учебном округе
1,05


3,31


В Царстве Польском
2,70


2,89


В Прибалтийском крае
5,30


5,89


В Сибири
0,15


1,23


На Кавказе
0,65


1,72



Таким образом, за рассматриваемое 25-летие вся страна увеличила свой показатель образования всего в 2 1/4 раза; но при этом необходимо заметить, что в действительности коэффициент 1869 г. является относительно пониженным, а коэффициент 1894 г. — несколько повышенным, так как в числе народных школ 1869 г. вовсе не приняты в расчет школы грамоты, сосчитанные в 1894 г.; магометанские школы также были зарегистрированы в 1869 г. в гораздо меньшем количестве, чем в 1894 г. Там, где народное образование находилось в руках земства, показатель образования увеличился в 5,2 раза; в Царстве Польском он почти совсем не увеличился, в Виленском округе увеличился всего в 3 раза.

О городских училищах по Положению 1872 г. — см. Городские училища; об уездных училищах — см. Уездные училища; об училищах ведомства императрицы Марии — см. Собственная Его Императорского Величества канцелярия; о школах Императорского русского технического общества — см. Технические общества; о фабричных школах — см. Фабричные школы; о сиротских домах и училищах при них — см. Сиротские дома; об училищах воспитательных домов — см. Воспитательные дома; о школах Общества восстановления православного христианства на Кавказе и о школах миссионерских — см. Миссионерские общества; о школах православных братств — см. Церковные братства; об училищах обществ распространения народного образования — см. Общества народного образования; о воскресных школах — см. Воскресные школы, Вечерние школы, Воскресные и вечерние курсы и классы; об училищах для девочек — см. Женское образование. См. также Хедеры, Мектебе, Медресе.

V. Статистика Н. народного образования в России.

ТАБЛИЦА I.

Начальные народные училища в России (по сведениям к 1 января 1893 г.)

(Губернии: земские, Архангельская, Астраханская, Оренбургская, Область Войска Донского, губернии Северо-западного, Юго-западного и Прибалтийского краев).



ТАБЛИЦА II.

Начальные народные училища в России (по сведениям к 1 января 1894 г.)

(Привислянский край, Сибирь и Степной край, Кавказ, Туркестан)

ГУБЕРНИИ и ОБЛАСТИ


Начальные училища ведомства министерства народного просвещения


Начальные училища других ведомств


Число училищ


Число учащихся


Число училищ


Число учащихся


Мал.


Дев.


Всего


Мал.


Дев.


Всего


1


2


3


4


5


6


7


8


9


Привислянский край 1)

Варшавская

Калишская

Келецкая

Ломжинская

Люблинская

Петроковская

Плоцкая

Радомская

Сувалкская

Седлецкая


6332

1154

692

520

805

438

907

531

440

200

645


179421

39880

18846

16219

13024

16043

30937

12606

12044

6283

13539


76013

19494

8974

7059

3690

6470

15130

5192

4243

2317

3444


255434

59374

27820

23278

16714

22513

46067

17798

16287

8600

16983


1











1










110











110

































110











110










Сибирь и Степной край 2)

Акмолинская обл.

Енисейская губ.

Иркутская

Приамурский край

Семипалатинская обл.

Семиреченская

Тобольская губ.

Томская

Тургайская обл.

Уральская обл.

Якутская


714

31

70

109



28

40

34

241

46

98

17


25402

1469

2666

3874



1609

1715

1636

7705

1134

3320

274


9080

688

987

1404



341

480

916

3256

238

681

89


34482

2157

3653

5278



1950

2195

2552

10961

1372

4001

363


407

91

1

5



61

1

246







2


11328

2328



126



1349

20

7459







46


3617

788

45

385



300



2073







26


14945

3116

45

511



1649

20

9532







72


Кавказ 3)

Бакинская

Дагестанская

Елизаветпольская

Карская обл.

Кубанская обл.

Кутаисская

Терская обл.

Тифлисская

Ставропольская

Эриванская


3528

399

741

556

315

314

437

127

333

167

136


94074

7059

4560

8169

6128

17729

18384

6368

12300

6855

6522


23287

1403

659

1660

1286

5384

1627

2085

5828

1918

1437


117361

8462

5219

9829

7414

23113

20011

8453

18128

8773

7559


1



















1


26



















26

























26



















26



1) Кроме того, в Привислянском крае считается 48 церковно-приходских школ и школ грамоты, с 1247 учащимися мальчиками и 276 учащимися девочками.


2) Кроме того, в Сибири считается 1115 церковно-приходских школ и школ грамоты, с 18110 учащимися мальчиками и 4098 учащимися девочками.


3) Кроме того, на Кавказе считается 770 церковно-приходских школ и школ грамоты, с 18989 учащимися мальчиками и 4796 учащимися девочками.


ПРИМЕЧАНИЕ К ТАБЛИЦАМ I и II.


Статистика начального народного образования находится в России в очень печальном состоянии. Правильной, однообразной и простой классификации начальных школ, которая составила в других государствах предмет долгих и трудных работ, у нас до сих пор нет. Существует много разрядов начальных училищ, ничем в сущности между собой не отличающихся, но имеющих различные названия. Специального статистического исследования начального народного образования, обнимающего собой всю Россию, ни разу еще произведено не было. Не издается в России и общих ежегодных отчетов о состоянии народного образования, охватывающих всю Империю и все разряды начальных училищ. Всеподданнейшие отчеты министерства народного просвещения заключают в себе только сведения об училищах, находящихся в его ведении, и притом сгруппированные по учебным округам, без подразделения на губернии. Отчеты эти выходят очень поздно (через 4—5 лет после отчетного года) и для публики почти недоступны, так как в продажу не поступают. Наиболее достоверные и тщательно проанализированные позднейшие (к 1 января 1893 г.) сведения о состоянии в России начального народного образования заключаются в частной работе Ф. Ф. Ольденбурга, изданной в 1896 г.; но она обнимает не всю Россию и на основании ее могла быть составлена только таблица I. Таблица II, заключающая в себесведения об остальной России, составлена по данным работы, представленной министерством народного просвещения на Всероссийскую нижегородскую выставку 1896 г. Данные эти относятся к 1 января 1894 г. Из отдельных рубрик наименее точны и удовлетворительны сведения относительно иноверческих конфессиональных училищ (табл. I). Общее число существовавших в России в 1893—94 гг. правильно организованных народных училищ во всяком случае не выше, а скорее ниже показанного в таблицах, так как по некоторым губерниям и областям оказалось невозможным выделить еврейские хедеры и магометанские мектебе, являющиеся, по типу, однородными с православными школами грамоты.


Литература. 1) Энциклопедии. W. Rein, "Encyklopedisches Handbuch der Pädagogik"; K. V. Hay, "Encyklopädie, Methodologie und Litteratur der Pä dagogik" (Лейпциг, 1878); Buisson, "Dictionnaire de P é dagogie (П., 1888); Sonnenschein, "Cyclopedia of Education" (Л., 1889); K. A. Schmid, "Encyclop ädie des gesammten Erziehungs und Unterrichtswesens" (1887); Richter, "Pädagogisches Jahres bericht, 1894" (47-й год); "Encyclopedia Wychowania" (Варшава); M. Mulhall, "The Dictionary of Statistics" (Лондон, 1892).


[justify]2) История Н. образования. J. Böhm, "Erziehung und Unterricht bei den Römern zur Zeit der Könige und des Freistaates" (1886); Fr. Bresnik, "Erziehung und Unterricht bei den Griechen" (1886); D. Haneberg, "Schul- und Lehrwesen der Muhamedaner im Mittelalter" (1850); J. H. Krause. "Geschichte der Erziehung und der Bildung bei den Gri

Это словарь Брокгауза и Ефрона.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами)
Отредактировано: izverg - 12 апр 2016 23:21:10
"Телефоны все тоньше и умнее, а люди наоборот."
  • -0.04 / 3
  • АУ
Дядя Саша
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +11.45
Регистрация: 30.03.2016
Сообщений: 1,410
Читатели: 0
Цитата: Vstarik от 12.04.2016 05:33:23"Солженицыным был запущен миф, будто бы раскулаченных в годы коллективизации выселяли только «в тундру и тайгу».

Скрытый текст
Из Романенко - Спасительный 1937-й. Как закалялся СССР

Однако, каких авторов вы читаете. Кто это - Романенко?

Каждый, кто интересуется историей СССР, хотя бы слышал о В.Н.Земскове. Это советский историк, специалист по репрессиям, разоблачитель либерастных мифов о миллиардах расстрелянных. Недавно он умер, но труды его остались. И вот я придумал провести сопоставление работ Романова и Земскова - интересно, что получится.
Поехали.

1. Солженицыным был запущен миф, будто бы раскулаченных в годы коллективизации выселяли только «в тундру и тайгу».

Цитата: ЦитатаСпецколонизация осуществлялась на редкость бесчеловечно. Людей обычно привозили в какое-то безлюдное место, прямо в открытом поле, и здесь бросали. В зимнее время у тех, кто не догадался взять с собой топоры, пилы и лопаты, шансы на выживание были весьма призрачны. Обладатели же этих орудий немедленно рыли землянки, рубили дрова, пилили бревна, т.е. "активно обживались" и очень часто благодаря этому спасались от неминуемой смерти. Именно так рождались спецпоселки (трудпоселки). В них постепенно увеличивалось число построенных домов, но еще быстрее росло количество могил на близлежащих кладбищах.


2. На самом деле многие семьи кулаков расселяли в Казахстане, Средней Азии, на Северном Кавказе, на Украине, в Нижегородском крае и на Средней Волге.
Сущая правда. В 1938 г. в Новосибирской области было 195523 трудпоселенцев, а в Украинской ССР - 7470.

Цитата: ЦитатаЗа 1932 г. в "кулацкой ссылке" умерло больше, чем родилось в 5 раз. Выше этого среднего уровня были соответствующие показатели в Северном Казахстане - в 14,5 раз, Башкирии - 10,4, Средней Азии - 8,3 и на Средней Волге - в 7,6 раз. На Урале они соответствовали среднему уровню по всей "кулацкой ссылке" (в 5 раз). У спецпереселенцев, проживавших в Южном Казахстане, в 1932 г. умерло больше чем родилось в 4,4 раза, на Северном Кавказе - 4,0, в Западной Сибири - 3,9, Северном крае - 2,9, на Алдане - 2,4, в Ленинградской обл. - 2,3, Восточной Сибири - 1,9, на Украине - 1,8, Дальнем Востоке -1,7 и у спецпереселенцев, проживавших в Горьковском крае, - в 1,4 раза.


3. Причем массовое выселение было прекращено уже в 1932 году.
Из приведенной Земсковым таблицы движения спецпереселенцев в 1933 году следует, что в указанном году прибыло новых - 268091.

4. Но кулацкая высылка не была «каторгой», как утверждает интеллигенция.
Ох, уж эта мне интеллигенция! Конечно, не каторга - просто очень похоже на каторгу.

Цитата: ЦитатаВ июле 1938 г. для административного обслуживания 1741 трудпоселка имелись 150 районных и 800 поселковых комендатур. Руководство комендатурами осуществлялось отделами мест заключения (ОМЗ) и трудовых поселений УНКВД, а в центре - ГУЛАГом НКВД СССР. Аппарат Отдела трудовых поселений ГУЛАГа НКВД СССР, отделений трудовых поселений ОМЗ УНКВД, районных и поселковых комендатур содержался за счет 5% отчислений (до августа 1931 г. - 25%, до февраля 1932 г. - 15%) с заработной платы трудпоселенцев, занятых в хозорганизациях.
...
В первые годы жизни в "кулацкой ссылке" положение спецпереселенцев было крайне тяжелым. Так, в докладной записке руководства ГУЛАГа от 3 июля 1933 г. в ЦКК ВКП(б) и РКИ отмечалось: "С момента передачи спецпереселенцев Наркомлесу СССР для трудового использования в лесной промышленности, т.е. с августа 1931 года, Правительством была установлена норма снабжения иждивенцев - с/переселенцев на лесе из расчета выдачи в месяц: муки 9 кг, крупы 9 кг, рыбы 1,5 кг, сахару 0,9 кг. С 1 января 1933 года по распоряжению Союзнаркомснаба нормы снабжения для иждивенцев были снижены до следующих размеров: муки 5 кг, крупы 0,5 кг, рыбы 0,8 кг, сахару 0,4 кг. Вследствие этого положение спецпереселенцев в лесной промышленности, в особенности в Уральской области и Северном крае, резко ухудшилось ... Повсеместно в ЛПХах (леспромхозах. - В.З.) Севкрая и Урала отмечены случаи употребления в пищу разных несъедобных суррогатов, а также поедание кошек, собак и трупов падших животных ... На почве голода резко увеличилась заболеваемость и смертность среди с/переселенцев. По Чердынскому району от голода заболело до 50% с/переселенцев ... На почве голода имел место ряд самоубийств, увеличилась преступность ... Голодные с/переселенцы воруют хлеб и скот у окружающего населения, в частности у колхозников ... Вследствие недостаточного снабжения резко снизилась производительность труда, нормы выработки упали в отдельных ЛПХах до 25%. Истощенные спецпереселенцы не в состоянии выработать норму, а в соответствии с этим получают меньшее количество продовольствия и становятся вовсе нетрудоспособными. Отмечены случаи смерти от голода с/переселенцев на производстве и тут же после возвращения с работ ...".



5. И если бы кулаки действительно были способны «накормить страну», то у них была возможность это доказать.



6.Но кулак мог хозяйствовать только за счет эксплуатации своих односельчан и при наличии частной монополии на рынке. Поэтому в условиях отсутствия экономического диктата не все трудпоселенцы желали «копаться в земле».

Цитата: ЦитатаСотрудников Отдела трудовых поселений ГУЛага НКВД СССР серьезно беспокоило слишком быстрое, по их мнению, обогащение трудпоселенцев. Так, в сентябре 1938 г. начальник этого отдела М. В. Конрадов писал Н. И. Ежову в докладной записке: -... Некоторая часть трудпоселенцев пошла по пути хозяйственного кулацкого роста. Например, в Оборском районе Хабаровской области 64 хозяйства трудпоселенцев имеют по 3 - 5 коров, по 1 лошади, 2 - 3 свиньи, 2 - 3 головы молодняка. Имеют оружие, занимаются охотой. В Иркутской области рост количества скота в личном пользовании трудпоселенцев превышает рост обобществленного стада"


Все цитаты взяты из работ Земскова "Кулацкая ссылка в 30-е годы" и "Судьба кулацкой ссылки".

Ну, я думаю, достаточно - уже видно, что Романенко или не знает историю, или сознательно ее искажает. Скорее искажает, т.к. в приведенном вами отрывке есть прямые заимствования из работ Земскова, содержащие цифровой материал. Такая метода: взять верные цифры и снабдить их своими измышлениями. Пипл схавает.
  • -0.06 / 2
  • АУ
izverg
 
ussr
Киев - Лодейное Поле
58 лет
Слушатель
Карма: +153.56
Регистрация: 21.09.2008
Сообщений: 3,218
Читатели: 2
Цитата: Дядя Саша от 12.04.2016 21:37:21Каждый, кто интересуется историей СССР, хотя бы слышал о В.Н.Земскове. Это советский историк, специалист по репрессиям, разоблачитель либерастных мифов о миллиардах расстрелянных.

Очень хороший автор. Один из первых кто был допущен к открытым в начале 90-х архивам. Кто такой Романенко - не читал, не знаю.
Видите ли, Дядя Саша. Государство имеет право защищаться от тех, кто желает его разрушить. Я ничуть не упрекаю РИ за Особое совещание при МВД (было учреждено в России при МВД в 1881 г. императором Александром III по представлению министра внутренних дел графа Игнатьева и согласно ст. 34 положения о государственной охране имело право ссылки до 5 лет в отдаленные места империи), которое ссылало революционеров без решений суда, т.к. по суду осудить их было не реально.
Точно так же я не упрекаю Особое совещание при НКВД СССР.
Я не осуждаю военно-полевые суды при Столыпине (ссылка на фонд наследия Столыпина есть в теме выше).
Точно так же я не осуждаю особые тройки НКВД.
"Телефоны все тоньше и умнее, а люди наоборот."
  • +0.33 / 8
  • АУ
Vstarik
 
russia
ХМАO
Слушатель
Карма: +209.06
Регистрация: 24.12.2015
Сообщений: 1,173
Читатели: 0
Тред №1083635
Дискуссия   154 4
Вся фишка в том, какое государство и что оно защищает? Целеполагание данного государства?
Или защищает эксплуатацию меньшинством большинства , того большинства, которое производит продукт для безбедной жизни  этого меньшинства?
Или же государство защищает большинство от меньшинства, одуревшего от одной мысли, что у его лишили возможности эксплуатировать большинство.
Ну а смысл государства и заключен в том, что бы всеми имеющими средствами защищать правящий класс, тот класс который победил на данном этапе борьбы. Смысл, да!
А вот целеполагание разное.
И эти две системы ни в коем разе не могут слиться в единую, ибо для получении прибыли им необходима прибавочная стоимость, а она образуется только в процессе эксплуатации человека. Нет прибавочной стоимости и их система сразу же разрушается как карточный домик.  Противоположная система отрицает эксплуатацию человека человеком и выносит на первый план свободный труд на благо общества в целом.
Поэтому эти две системы пойти на конвергенцию по определению не могут. Слишком разные принципы заложены в них.
Вот такая суть, остальное шелуха.
И тут фишка такая, есть обслуживающие позицию меньшинства, позицию эксплуататора, считая вслед за эксплуататорами, эксплуатируемых рабочим  скотом, типа как говорил один олигарх : "гномики ещё накопают",  и тот вовсю превозносит данную систему  -люди с дудками, хотя лично я их не понимаю, ибо они по любому в разряде "гномиков".  За ради чего они так стараются?

 
 
  • +0.28 / 7
  • АУ
izverg
 
ussr
Киев - Лодейное Поле
58 лет
Слушатель
Карма: +153.56
Регистрация: 21.09.2008
Сообщений: 3,218
Читатели: 2
Цитата: Vstarik от 13.04.2016 05:39:08Вся фишка в том, какое государство и что оно защищает? Целеполагание данного государства?
Или защищает эксплуатацию меньшинством большинства , того большинства, которое производит продукт для безбедной жизни  этого меньшинства?
Или же государство защищает большинство от меньшинства, одуревшего от одной мысли, что у его лишили возможности эксплуатировать большинство.

Я не смотрю на идеологию. РИ гоняя революционеров была в своем праве. Только вот защитники РИ ошиблись с целью. Империю развалили не эсеры и социал-демократы, а как раз эксплуатирующие классы, которым захотелось больше власти - кадеты, октябристы, прогрессисты и т.п. Вот состав ГД, формировавший временное правительство:
  • октябристы — 98 мест,

  • умеренно-правые — 88,

  • правые — 65,

  • кадеты — 59,

  • прогрессисты — 48,

  • консерваторы — 32,

  • беспартийные — 17,

  • социал-демократы (в том числе 6 большевиков, 7 меньшевиков, 1 сочувствующий) — 14

  • трудовики — 10


"Телефоны все тоньше и умнее, а люди наоборот."
  • +0.00 / 4
  • АУ
зарун
 
russia
Санкт-Петербург
Дилетант
Карма: -77.59
Регистрация: 23.08.2012
Сообщений: 14,085
Читатели: 7
Цитата: izverg от 12.04.2016 18:48:551. Когда было отменен Циркуляр? Вы же статистику с 1885-го года приводили.
2. Читать по слогам и 4 действия арифметики считалось достаточным уровнем грамотности.

При определении советской грамотности уже можно было  не уметь  писать и  считать, а достаточно было только  читать


Что видно в разъяснении для переписчиков переписи 1939 года, где грамотными надлежит считать тех, кто умеет читать и писать,
или только читать

По переписи 1937 года около 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию(таков был критерий переписи).
Четвёртая часть населения в возрасте  10 лет и старше не умели читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности.
De die in diem verba volant, scripta manent - изо дня в день слова исчезают, написанное остаётся
  • +0.06 / 2
  • АУ
зарун
 
russia
Санкт-Петербург
Дилетант
Карма: -77.59
Регистрация: 23.08.2012
Сообщений: 14,085
Читатели: 7
Цитата: krizis2003 от 12.04.2016 19:37:04По памяти: 20% из числа "грамотных" после демобилизации не могли расписаться.

Ну что вы! Я бы определил "по памяти" не менее половины солдат не умевших расписаться.
Очередной  перец начинает с пеной у виртуального рта доказывать, что в отсталой Российской Империи в грамотных записывали 
кого ни попадя, только бы тот знал, что есть такая наука - грамота, а в СССР грамотным считали лишь того, кто мог с закрытыми глазами прочитать томик Ленина. Отсюда, по мнению таких конспирологов, крайне завышенная цифра грамотных подданных Российской Империи,
 в то время как только большевики за четыре месяца и три дня обучили всех неграмотных русскому устному и ему же письменному.
De die in diem verba volant, scripta manent - изо дня в день слова исчезают, написанное остаётся
  • +0.00 / 0
  • АУ
Сейчас на ветке: 7, Модераторов: 0, Пользователей: 1, Гостей: 1, Ботов: 5
 
nozmic