Обсуждение космических программ

9,140,300 41,202
 

Фильтр
TAU
 
Слушатель
Карма: +53.38
Регистрация: 24.07.2008
Сообщений: 4,192
Читатели: 0
Цитата: Чай Ник от 17.04.2012 20:45:14Все спутники (кроме самых-самых-самых-самых-самых узкоспециализированных) должны приносить денежку

Боже мой, какая наивность!
  • +0.55 / 5
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
Тред №413388
Дискуссия   117 1
Несколько статей из журнала "Двигатель" на тему ЖРД:

Это самая старая, 2000-го года:  http://engine.aviapo…age02.html  Центр Келдыша : Анатолий Коротеев директор, академик РАН Леонид Самойлов к.т.н. Перспективные ЖРД России

...

В настоящее время в мире существуют только два носителя, которые обеспечивают выведение экипажей в космос: это отечественная РН "Союз" и американский "Спейс Шаттл". Вялое развитие аварийных процессов в двигателях РН "Союз", для которых характерны невысокая напряженность параметров, открытая схема двигателей и применение газогенератора с восстановительным генераторным газом, позволило реализовать эффективную систему аварийного спасения экипажа, что и было неоднократно подтверждено в процессе 30-летней эксплуатации этого носителя и его прототипов. Взрывной же характер аварии носителя "Спейс Шаттл" с кораблем "Челленджер" привел к гибели всего экипажа.

Применение ЖРД с восстановительной схемой газогенерации позволяет значительно снизить остроту проблемы возгорания конструкционных материалов в среде генераторного газа с высоким окислительным потенциалом. Это создает предпосылки для отказа от применения более дорогих конструкционных материалов и технологических процессов и открывает возможности уменьшения стоимости выведения на 10…15 %, несмотря на снижение энергетических параметров ЖРД и РН из-за перехода к менее энергетически эффективной схеме ЖРД.

Как показывают расчетно-теоретические, экспериментальные и проектные исследования, ресурс работы турбомашин в определяющей степени зависит от уровня их энергонапряженности. Поэтому высокая энергонапряженность агрегатов, в первую очередь ТНА современных наиболее энергетически эффективных ЖРД РД-170, РД-180, РД-191, ставит под сомнение возможность достижения высокой кратности (до 25-30) использования подобных двигателей и низкой стоимости (менее 1…2 % стоимости изготовления) межполетного обслуживания двигателя. Об этом свидетельствует опыт эксплуатации пока единственного в мире многоразового ЖРД SSME . Важнейшую роль в ограничении кратности использования ЖРД имеет циклическая усталость материала. Известно, что при многоцикловом нагружении предельное количество циклов (соответственно и время работы) элемента конструкции зависит, в частности, от уровня динамических напряжений в степенной зависимости (уравнения Веллера). Поэтому снижение энергонапряженности в 2 раза позволяет в принципе увеличить продолжительность работы ЖРД более чем на порядок (рис. 4).

...

Следует отметить, что при проработках двигателей для перспективных многоразовых средств выведения разработчики США идут практически по аналогичному пути (снижение уровня напряженности агрегатов и создание ЖРД многоразового использования с переборкой после 30-40 полетов).

Результаты расчетно-теоретических и экспериментальных исследований, выполненных Центром Келдыша с учетом опыта проектных разработок КБХА и НПО "Энергомаш", позволили сделать вывод о том, что поставленная задача с наибольшим эффектом может быть решена путем разработки ЖРД нового поколения, использующего топливную пару "кислород и сжиженный природный газ" (СПГ), причем в составе СПГ должно быть 98 % метана.

Применение данной топливной пары обеспечивает:
- возможность разработки высокоэффективного ЖРД по схеме с восстановительным газогенератором;
- создание двигателей многоразового использования с минимальным объемом межполетного обслуживания.

Пара "кислород и СПГ" имеет невысокую стоимость и широкие перспективы использования в других отраслях (авиация, железнодорожный и автомобильный транспорты). Хотя в России пока практически отсутствует инфраструктура использования сжиженного природного газа, однако имеющаяся практика эксплуатации криогенных компонентов (кислород, водород), а также богатый мировой опыт производства и транспортировки СПГ позволяют сделать вывод о возможности создания необходимой инфраструктуры при сравнительно небольших затратах.

Наиболее целесообразной схемой маршевого ЖРД для средств выведения нового поколения является открытая, незамкнутая схема с восстановительным генераторным газом (рис. 5). Для уменьшения потерь удельного импульса тяги целесообразно применить перепуск отработанного генераторного газа в сопло. В итоге выполнения научно-исследовательских, расчетно-теоретических и экспериментальных работ, в том числе и на специально разработанных модельных двигателях, получены рекомендации по организации рабочего процесса в газогенераторе и камере сгорания, подтверждена возможность достижения высокой степени совершенства процессов и эффективного охлаждения камеры сгорания, длительного ресурса работы и многократности использования. В целом показана полная реальность создания высокоэффективного ЖРД нового поколения и возможность перехода к полномасштабным конструкторским разработкам.

Создание резервируемой ДУ первой ступени на базе высоконадежных ЖРД обеспечит гарантированный и экономически эффективный запуск как пилотируемых объектов, так и уникальных дорогостоящих космических аппаратов большой массы.

В заключение необходимо отметить, что использование основных положений разработанной Центром Келдыша "Концепции" открывает перспективы создания нового поколения маршевых многоразовых двигателей, обеспечивающих:
- высокую надежность;
- простоту межполетного обслуживания и многократность использования;
- формирование многодвигательных резервируемых ДУ.

На базе подобных ЖРД (табл. 3) могут быть разработаны новые, экологически безопасные, не требующие зон отчуждения, надежные и экономически эффективные РН с первой многоразовой ступенью, обеспечивающие снижение стоимости вывода КА почти вдвое.



А это - три статьи, посвящённые ЖРД разработки КБХА, относительно свежие - двух последних лет, авторы статей - работники КБхиммаш им. А.М. Исаева" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" Владимир Иванович Морозов, ведущий специалист Валерий Юрьевич Пиунов, заместитель генерального конструктора:

http://engine.aviapo…age62.html КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНЫЕ ЖРД ДЛЯ РАЗГОННЫХ БЛОКОВ И ВЕРХНИХ СТУПЕНЕЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ  

В 70-х годах прошлого века прошел полный цикл стендовой oтработки, предназначенный для использования в составе комплекса Н1-ЛЗ, разгонный блок "Р" с кислородно-водородным двигателем 11Д56М, разработанным в КБХиммаш им. А.М. Исаева. В эксплуатацию этот РБ не был принят только лишь по причине закрытия программы Н1-Л3, однако и после ее закрытия двигатели 11Д56М в течение нескольких лет периодически испытывались на наземном стенде, показав рекордную наработку на одном экземпляре (25000 с) и подтвердив высокие энергетические характеристики (удельный импульс - 445 с при соотношении расходов компонентов топлива - 6 и тяге 7500 кгс).

На основе этого двигателя в период с 1991 по 2000 годы по заказу ISRO (Индия) в КБХиммаш им. A.M. Исаева был спроектирован, освоен в производстве и отработан кислородно-водородный двигатель КВД1 для криогенного разгонного блока 12КРБ, который прошел два летно-конструкторских испытания в составе индийской РН GSLV и успешно эксплуатируется в настоящее время (проведено три коммерческих пуска РН GSLV). Технология производства двигателя КВД1 к настоящему времени сохранена, производство его может быть возобновлено в течение 1,5 лет. Поэтому данный двигатель можно рассматривать в качестве базового двигателя экологически чистых кислородно-водородных РБ для разрабатываемых в настоящее время РН семейства "Ангара", РН "Союз 2-1б", "Союз-3". Модификации этого двигателя могут быть использованы также в качестве двигателей 3-й ступени РН "Ангара V" и второй ступени PН "Русь-М".


http://engine.aviapo…age28.html  СЕМЕЙСТВО МНОГОКАМЕРНЫХ КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНЫХ ЖРД ДЛЯ РАЗГОННЫХ БЛОКОВ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ ЛЕГКОГО И СРЕДНЕГО КЛАССОВ И МЕЖОРБИТАЛЬНЫХ БУКСИРОВ

Концепция

Основная концепция создания ряда новых многокамерных кислородно-водородных ЖРД заключается в максимальном заимствовании агрегатов или узлов агрегатов, отработанных и прошедших летные испытания в составе других, ранее созданных, двигателей. Такой подход обеспечивает максимальную надежность вновь разрабатываемых ЖРД, а также минимальные стоимость и сроки их создания.

В рамках данной концепции возможно использование в качестве базовых элементов при создании ряда новых кислородно-водородных двигателей агрегатов двигателя КВД1, разработанного в "КБхиммаш им. А.М. Исаева" для разгонного блока (РБ) 12КРБ индийской РН GSLV, в составе которой прошли его летные испытания и началась коммерческая эксплуатация. Прежде всего к таким агрегатам относятся камера рулевая КВД1.4104-0 и электропривод ЭП-24 (разработка ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), входящие в состав рулевого блока КВД1.4000-0 двигателя КВД1. Целесообразность использования этих агрегатов обусловлена их техническими характеристиками, подтвержденными при отработке и летной эксплуатации в составе двигателя КВД1.


http://engine.aviapo…age36.html ДВИГАТЕЛИ РАЗГОННЫХ БЛОКОВ РАЗРАБОТКИ КБХИММАШ им. А.М. ИСАЕВА - ФИЛИАЛА ФГУП "ГКНПЦ ИМ. М.В. ХРУНИЧЕВА"

Широкое развитие информационных и коммуникационных технологий привели к необходимости значительного увеличения количества космических аппаратов (КА), предназначенных для решения этих задач. В Советском Союзе, а затем в России активно начались работы по созданию разгонных блоков (РБ) ракет-носителей (РН), обеспечивающих заключительные операции по доставке и установке КА на требуемые орбиты.

НПО им. С.А. Лавочкина разработало РБ "Фрегат" для РН типа "Союз", "Зенит", в составе двигательной установки (ДУ) которого используется маршевый двигатель С5.92 и ЖРДМТ С5.221 разработки КБхиммаш. Двигатель С5.92 тягой 2000 кгс был разработан в период с 1978 г. по 1987 г. и предназначался для использования в составе КА ("Фобос 1", "Фобос 2" ) для полета на спутник Марса - Фобос (1988-1989 гг.).

...

За период с 09.02.2000 г. по настоящее время было осуществлено 18 пусков разгонного блока "Фрегат" с маршевым двигателем С5.92. Серийное изготовление двигателей С5.92 ведет опытное производство КБхиммаш.
В настоящее время НПО им. С.А. Лавочкина разрабатывает РБ "Фрегат СБ", на котором будет установлен маршевый двигатель С5.92 с улучшенными характеристиками. Предусмотрен запуск космических аппаратов этим разгонным блоком, в том числе и с космодрома Kypу во французской Гвиане.
В начале 90-х годов в КБхиммаш по техническому заданию КБ "Салют" был создан двигатель 14Д30, предназначенный для использования в качестве маршевого двигателя разгонного блока (РБ) "Бриз-М". Предусматривалось использование этого РБ в составе РН "Протон-К", "Протон-М".
Двигатель 14Д30 с турбонасосной системой подачи компонентов топлива АТ-НДМГ выполнен по схеме без дожигания генераторного газа. Двигатель однорежимный, многократного включения создает тягу вдоль продольной оси РБ и управляющие моменты по каналам, тангаж и рыскание обеспечиваются поворотом (качанием) камеры в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Тяга – 2000 кгс. Удельный импульс тяги составляет 328,1 с. Масса конструкции 99 кг.
За период с 06.07.1999 г. по август 2010 г. было проведено 34 пуска РБ "Бриз-М" с маршевым двигателем 14Д30. В РБ "Бриз-КМ", запускаемого с ракеты-носителя "Рокот", также установлен маршевый двигатель тягой 2000 кгс разработки КБхиммаш.

...

С перспективой на будущее и учетом проводимых работ по модернизации РН "Союз" и созданию размерного ряда РН "Ангара" КБхиммаш ведет работы, направленные как на улучшение характеристик существующих двигателей РБ, так и на проведение проектных и экспериментальных работ по созданию новых двигателей.
В 2009 г. в инициативном порядке были разработаны материалы технического предложения по маршевому двигателю тягой 4000 кгс с турбонасосной системой подачи компонентов топлива АТ-НДМГ, выполненного по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа. Двигатель однорежимный (возможен вариант двухрежимного исполнения), многократного включения создает тягу вдоль продольной оси РБ и управляющие моменты по каналам тангажа и рыскания его поворотом (качанием) в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (возможен вариант плоско-параллельного перемещения двигателя). Тяга двигателя – 4000 кгс. Удельный импульс тяги - 337 с. Масса конструкции 95+2,4 кг. Габаритные размеры двигателя позволяют устанавливать его в зонах размещения двигателей С5.92, 14Д30 в РБ "Фрегат", "Бриз-М".
С учетом необходимости разработки конструкций двигателей РБ, использующих высокоэнергетические экологически чистые компоненты топлива КБхиммаш в рамках ОКР "Ускорение-Б-КБХМ" разработало инженерные записки по многокамерным двигателям многократного включения тягой 1000 кгс и 2000 кгс на компонентах топлива кислород-водород. Двигатели спроектированы на основе рулевых камер (4 и 8 штук) и электрических приводов двигателя КВД1, который в настоящее время принят для эксплуатации в составе разгонного блока 12КРБ индийской ракеты ЖСЛВ.

В настоящее время КБхиммаш проводит работы, направленные на исследование возможности создания двигателя на экологически чистых компонентах топлива жидкий кислород + СПГ (сжиженный природный газ). После серии научно-исследовательских и экспериментальных работ КБхиммаш разработало конструкторскую документацию и изготовило два экземпляра двигателя-демонстратора С5.86.1000-0 тягой 7500 кгс.
Всего было проведено два огневых испытания двух экземпляров двигателя на стенде НИЦ РКП. Результаты испытаний подтвердили правильность принятых схемных и конструктивных решений двигателя, его работоспособность и стабильность режима работы.
В настоящее время ведется подготовка к ресурсному испытанию двигателя (не менее 1000 с), которое должно подтвердить отсутствие большого количества продуктов сгорания твердой фазы в газовых трактах двигателя при времени работы >1000 с.
По результатам испытания будет принято решение об изготовлении двигателя тягой 7500 кгс на компонентах топлива жидкий кислород + СПГ.
Отредактировано: osankin - 22 апр 2012 21:02:38
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.58 / 5
  • АУ
перегрев
 
57 лет
Слушатель
Карма: +257.97
Регистрация: 17.04.2009
Сообщений: 6,569
Читатели: 30
Цитата: osankin от 22.04.2012 00:28:29
Несколько статей из журнала "Двигатель" на тему ЖРД:

Это самая старая, 2000-го года:  http://engine.aviapo…age02.html  Центр Келдыша : Анатолий Коротеев директор, академик РАН Леонид Самойлов к.т.н. Перспективные ЖРД России

...
[color=blue]
В настоящее время в мире существуют только два носителя, которые обеспечивают выведение экипажей в космос: это отечественная РН "Союз" и американский "Спейс Шаттл". Вялое развитие аварийных процессов в двигателях РН "Союз", для которых характерны невысокая напряженность параметров, открытая схема двигателей и применение газогенератора с восстановительным генераторным газом, позволило реализовать эффективную систему аварийного спасения экипажа, что и было неоднократно подтверждено в процессе 30-летней эксплуатации этого носителя и его прототипов. Взрывной же характер аварии носителя "Спейс Шаттл" с кораблем "Челленджер" привел к гибели всего экипажа.


Первая попытка реализовать принципиально новую концепцию ракетного двигателестроения была предпринята в 2006 году, когда КБХА в инициативном порядке разработала проект и выпустила комплект КД на двигатель РД0163. Открытой схемы, в трехкомпонентном варианте этот движок имел удельную лишь немногим уступающую НК-33. Предполагалось его использование на первой ступени Русь-М. В итоге предпочтение было отдано РД-0180, не последнюю роль в принятии этого решения сыграли чисто политические и кулуарные моменты. Тем не менее, работа в этом направлении продолжается, двигателе для МРКС (буде она состоится) будут выполнены по схеме описанной Коротеевым.

Цитата
А это - три статьи, посвящённые ЖРД разработки КБХА, относительно свежие - двух последних лет, авторы статей - работники КБхиммаш им. А.М. Исаева" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" Владимир Иванович Морозов, ведущий специалист Валерий Юрьевич Пиунов, заместитель генерального конструктора:
...
http://engine.aviapo…age62.html КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНЫЕ ЖРД ДЛЯ РАЗГОННЫХ БЛОКОВ И ВЕРХНИХ СТУПЕНЕЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ  
....



Хмм, КБХА и КБХМ это разные фирмы.
КБХА
КБХМ
В настоящее время абсолютным лидером по "водороду" в стране является Воронеж. РД0146 просматривается во всех проектах (кроме тяжелой и сверхтяжелой). Сейчас ведутся активные работы по двигателю РД0146Д (для КВРБ тяжелого класса ОКР "Двина-КВТК). Причем КБХА просто навязали в соисполнители КБХМ, в РД0146Д применяются бустерные насосы разработки КБ Исаева.
А в целом замечательная подборка, спасибо!
"Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно."
К.Клаузевиц
  • +0.58 / 4
  • АУ
Salo
 
ukraine
Одесса
65 лет
Слушатель
Карма: +13.81
Регистрация: 12.09.2011
Сообщений: 154
Читатели: 0
Тред №413401
Дискуссия   57 0
Цитата: перегрев
А что такое РД-193?

Цитата: НАлЕ
Поддерживаю вопрос.Строит глазки

Упрощённый РД-191 с заменой фланцевых соединений сварными. Энергомашевцы его активно пиарят под Союз.
Отредактировано: Salo - 22 апр 2012 03:35:03
  • +0.54 / 2
  • АУ
перегрев
 
57 лет
Слушатель
Карма: +257.97
Регистрация: 17.04.2009
Сообщений: 6,569
Читатели: 30
Тред №413454
Дискуссия   95 6
Коллеги,хватит ругаться, праздник все-таки!
Интересно вот что: РД-193 на сварке, строго говоря шаг назад в технологиях. Сейчас наоборот тенденция к применению максимально более простых (а значит более дешевых технологий). Широкое применение разъемных соединений было фирменной фишкой Энергомаша. Не в малой степени "фланцами" (условно говоря) и была достигнута ошеломляюще малая партия при отработке РД-0180. Видать, смена высшего менеджмента потихоньку дает свои плоды.  :(
И по 1000 тонн, прикольно получается. Если оставить старую камеру, то получается давление в КС 337 атмосфер!! В принципе сопоставимый уровень давлений был достигнут в конце  80х, но не на кислороде! Энергомашевские движки и так очень нагруженные, но "тысячетонник" вообще выглядит монстром. Или они будут делать совершенно новый двигатель?
"Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно."
К.Клаузевиц
  • +0.61 / 5
  • АУ
перегрев
 
57 лет
Слушатель
Карма: +257.97
Регистрация: 17.04.2009
Сообщений: 6,569
Читатели: 30
Тред №413495
Дискуссия   177 7
Цитата: Имярек
Это уже про 175, как я понимаю, надо гуглить, подробности выяснять. Но не вижу особого смысла, ибо неясно, занафига он нужен, конкретно, под какую программу. "Щоб було", как на Украине говорят, что ли?
На ветке как раз эта тема начала обсуждаться, не техника, как таковая, движки-носители, а для чего, конкретно, она, такая или эдакая, нужна-потребна.
Это действительно самый главный вопрос-проблема, как я понимаю


Лично мне, "зачем нужна" как раз и не особо интересно. И предназначение, и причины создания той или иной железки зачастую представляют собой причудливый клубок самых разных обстоятельств, сплошь и рядом бесконечно далекий от того что по этому поводу думает честная публика. По мне так рассуждения "за килограммы и градусы" будут поинтереснее. Имхо, разумеется.
Цитата
Системно мы слабенькими стали, увы, как СССР потеряли.
В этом корень прамблемы.


А чего Вы хотели - двадцать лет развала. Вся оборонная промышленность не жила - выживала.
Цитата
Так, как я понимаю, не ради "технологий!, а просто, чтобы вес сэкономить.
Тоже иногда нужно, конечно, даже иногда - позарез нужно было, как помнится, но при этой экономии что-то всенепременно обычно теряется.


Не знаю, не знаю...Может специально для ниши НК-33, а по мне так шаг назад
"Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно."
К.Клаузевиц
  • +0.60 / 5
  • АУ
Mirotvorets
 
russia
Слушатель
Карма: +70.59
Регистрация: 04.11.2010
Сообщений: 4,339
Читатели: 4
Цитата: перегрев от 22.04.2012 13:26:37
Интересно вот что: РД-193 на сварке, строго говоря шаг назад в технологиях. Сейчас наоборот тенденция к применению максимально более простых (а значит более дешевых технологий). Широкое применение разъемных соединений было фирменной фишкой Энергомаша.


То что разъемные соединения технологичней конечно очевидно.
И кадровые проблемы  по сварщикам Вы ранее освещали, хотя на мой взгляд несколько в преувеличенном виде.
И все ж определенный выигрыш в весе тоже что-то стоит, при использовании современных методов неразрушающего контроля. Да и малосерийность изделия и ее одноразовость(не высокие требования к ремонтопригодности) приимущества разъемных соединений перед сварочными определенным образом нивелирует.
  • +0.60 / 4
  • АУ
mse
 
Слушатель
Карма: +266.05
Регистрация: 25.09.2008
Сообщений: 28,972
Читатели: 15
Цитата: перегрев от 22.04.2012 17:15:50
Лично мне, "зачем нужна" как раз и не особо интересно. И предназначение, и причины создания той или иной железки зачастую представляют собой причудливый клубок самых разных обстоятельств, сплошь и рядом бесконечно далекий от того что по этому поводу думает честная публика. По мне так рассуждения "за килограммы и градусы" будут поинтереснее.
...

Как-то спрашивал уже про метан. Ничего конструктивного не происходит? Такой зачотный компонент. У него, УИ, небось, чуть хуже водорода будет?
  • +0.52 / 1
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
Тред №413606
Дискуссия   47 0
Цитата: Имярек
Системно мы слабенькими стали, увы, как СССР потеряли.
В этом корень прамблемы.


С последним согласен, хотя и с оговорками. Как писал и пел мой любимый поэт и писатель Булат Окуджава о позднем СССР:

Римская империя времени упадка
сохраняла видимость твердого порядка:
Цезарь был на месте, соратники рядом,
жизнь была прекрасна, судя по докладам.


Правда, то же самое можно сказать и о сталинском времени и о времени  Николая Второго, когда уже существовали учреждения статистики. Ещё в моей молодости была популярна поговорка  «Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика!», просто сейчас она стала намного актуальнее, чем в советское время.  В оправдание статистики скажу, что и статистики были разные, кто-то страдал от своей правоты, но от своих цифр не отказывался. Так что, хоть  в царские времена, хоть в сталинские - должность статистика зачастую оказывалась профессионально вредной, а временами и опасной, как это ни странно покажется...  ;)
На мой взгляд, сейчас основная проблема в том, что, по сравнению с СССР,  стали более изощрённо «рисовать» показатели вместо реального решения проблем отечественной экономики

Цитата: НАлЕ от 18.04.2012 11:18:23
Думаю, что причины другие, глубже и ширше. Особенно, если учесть. что в основном, падали носители  


Что касается причин потери качества продукции нашей промышленностью (не только космической), то самой главной из них я считаю потерю квалифицированных кадров. И никакие финансовые вложения  вернуть их не помогут, поскольку проблема эта комплексная. Подробнее распространяться на эту тему не вижу смысла – в разных углах Инета она подробно разжёвана с самых разных сторон. Констатирую только, что государственная программа возвращения на родину интеллектуальных соотечественников как способ утоления кадрового голода российской экономики потерпела фиаско.

Цитата: Mirotvorets от 22.04.2012 22:22:17
И кадровые проблемы  по сварщикам Вы ранее освещали, хотя на мой взгляд несколько в преувеличенном виде.
 
Нисколько!
Подтверждаю как человек, работающий в производстве. Впрочем, сможете сами убедиться, когда, в конце концов, окажетесь на пенсии и решите заняться реальным делом, а не просиживать штаны в охране или в офисе.

Вот, собственно, и всё вступление. Много накропал, а ведь собирался написать о другом.

Применительно к кадрам.

В своё время, когда я уже шабашил на конструкторской ниве, довелось встретиться с одним токарем, специалистом от бога. Звали его Владимир Николаевич Иванов. К тому времени, когда я с ним встретился, он уже был на пенсии, но работал. Мужик чувствовал деталь как собственное тело. В цеху пользовался уважением, его советы по технологии обработки тех или иных деталей руководство цеха принимало беспрекословно. Была у него любимая фраза, которую он произносил при изучении новых чертежей или технологических карт, когда ему что-то не нравилось: «Грамотных до х...я, а умных нет». На мой взгляд, эта поговорка чётко характеризует состояние современной российской экономики.


А теперь о носителях.

Году, этак, в 1986-87-м на городском субботнике работал я вместе с одним мужиком. По ходу дела познакомились, разговорились. Мужик оказался работником «Вакууммаша». Видимо, я ему глянулся, потому что в итоге услышал от него историю времён конца 50-х - начала 60-х годов прошлого века, где он сам был непосредственным участником. За прошествием времени детали рассказанной мне истории забылись, поэтому излагаю только канву, как я её помню.
В то время «Вакууммаш» делал вакуумные насосы для королёвской Р-7 и, однажды, при предстартовых проверках очередной партии изделий уже на Тюратаме выяснилось, что казанские вакуумные насосы не обеспечивают необходимую степень разрежения, положенную по техническим условиям. Моего знакомого командировали на место как представителя завода с правами заместителя главного конструктора, что подтверждалось соответствующим письмом. На месте выяснилось, что брак допущен не казанским заводом, а другим смежником. Причина дефекта заключалась в том, что привалочная плоскость агрегата, на которую монтировался вакуумный насос, имела неплоскостность и непараллельность величиной, выражавшейся десятыми долями миллиметра, когда требовалось иметь те же величины в пределах нескольких микрон. Дело оборачивалось тем, что уже собранные носители требовалось расстыковать, снять дефектные агрегаты и отправить на доработку изготовителю. На это дело могло потребоваться, как минимум, полтора-два месяца. Сергей Павлович Королёв, узнав об этом, рвал и метал. Разобравшись в ситуации, рассказчик предложил Королёву свой выход из положения, пообещав доработать дефектные агрегаты в МИКе, не снимая с борта ракеты, но запросил для этого солидную сумму наличными и энное (достаточное) количество спирта. Высокие договаривающиеся стороны ударили по рукам, был выдан денежный аванс. Мой знакомый поставил в известность заводское руководство и ему для организации аккордных работ был выслан, как говорили в моё время, временный трудовой коллектив и несколько необходимых станков. Другая часть рабочих была набрана непосредственно на Тюратаме, где к тому времени собрался "целый Интернационал", как выразился рассказчик.
В монтажно-испытательном комплексе у ракеты, закреплённой в кантователе, залили фундаменты, установили и выставили по уровню координатно-расточной и притирочный станки, с помощью которых и доработали дефектные агрегаты. Вся работа по монтажу технологического оборудования выполнялась по эскизам без каких либо дополнительных согласований исключительно под ответственность рассказчика.
Вся работа заняла около двух недель.  Когда проверки подтвердили выполнение технических условий при работе насосов, Королёв сдержал своё слово и рассчитался наличными с исполнителями работ. Как подчеркнул сам рассказчик, хотя полученная сумма и не тянула на растрату  государственных средств  в особо крупных размерах (мера наказания вплоть до исключительной по тогдашнему уголовному законодательству)  в случае неудачи мало бы ему не показалось. Уверенность в возможности выполнения принятого решения ему придавала исключительно квалификация  работников, которых он сам определил в качестве участников временного трудового коллектива. Отсюда резюме: Кадры решаютЬ всё!  ;)

К слову о Владимире Николаевиче.
Уже после его смерти  я узнал, что он в своё время работал расточником на координатно-расточных станках, имел звания «Отличник министерства авиационной промышленности СССР» и «Ветеран труда».

P.S.
Цитата: Имярек
"праздник"  - Да понятное дело, даже если не праздник, а так - выходной.  Забыли.


Для меня, теперь уже вчерашний, день был праздником: ровно сорок лет назад, день в день, 22 апреля 1972 года меня приняли в пионеры. Если кто помнит, вчера была 142-я годовщина со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
Отредактировано: osankin - 25 апр 2012 20:57:00
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.79 / 9
  • АУ
перегрев
 
57 лет
Слушатель
Карма: +257.97
Регистрация: 17.04.2009
Сообщений: 6,569
Читатели: 30
Цитата: mse от 23.04.2012 00:12:42
Как-то спрашивал уже про метан. Ничего конструктивного не происходит? Такой зачотный компонент. У него, УИ, небось, чуть хуже водорода будет?


Скоро конкурс будет по метановому маршевому ЖРД для МКРС. Да, высокий УИ, плюс высокая плотность, плюс простая процедура очистки (испарился и все), что очень важно для многоразовых систем, кругом одни достоинства. Правда восстановительные схемы обладают одним существенным недостатком - рабочих процесс у них плохо реагирует на изменение массового соотношения КРТ. У окислительного ГГ как: прибрали расход одного компонента моментально меняется температура. У восстановительного ГГ при изменение Кm практически не меняется, а это означает, что такой движок сложно регулировать. Насколько я знаю, подобная особенность присуща всем горючим, за исключением водорода. Правда по СПГ у меня точной информации, нужно уточнить.
"Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно."
К.Клаузевиц
  • +0.97 / 8
  • АУ
перегрев
 
57 лет
Слушатель
Карма: +257.97
Регистрация: 17.04.2009
Сообщений: 6,569
Читатели: 30
Цитата: Mirotvorets от 22.04.2012 22:22:17
То что разъемные соединения технологичней конечно очевидно.
И кадровые проблемы  по сварщикам Вы ранее освещали, хотя на мой взгляд несколько в преувеличенном виде.


Ну это вкусовое. Я считаю, что положение с квалифицированными рабочими просто аховое.
Цитата
И все ж определенный выигрыш в весе тоже что-то стоит, при использовании современных методов неразрушающего контроля.


Тут это, в ЖРД на общей сборке хренова туча швов или совсем не светится, или светится не по всей окружности. Качество обеспечивается отработкой технологии и квалификацией сварщика. Собственно фланец в нынешней ситуации получается более надежным и требующим менее квалифицированного персонала. Кроме того, для разъемных соединений проще автоматизировать процесс изготовления самих трубопроводов (усадок и поводок нет, да требования к координатам стыков ужесточаются, а значит нету подгонки по месту и ручного труда соответственно).  В общем вопрос диалектическийУлыбающийся
Цитата
Да и малосерийность изделия и ее одноразовость(не высокие требования к ремонтопригодности) приимущества разъемных соединений перед сварочными определенным образом нивелирует.


Чем брал и берет Энергомаш? Поблочной отработкой ЖРД, это их фирменная давнишняя фишка. Сделали ТНА, поставили его на стенд и крутят без камеры, подошла камера, прикрутили к этому же ТНА и стали испытывать двигатель, прогорела камера, сняли, поставили новую и т.д. И тогда при отработке (а это самое долгое и дорогое) очень существенно экономится матчасть (а значит деньги) и время. Картинку я нарисовал очень упрощенную, но основную идею по-моему донес. Как-то так....Улыбающийся
"Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно."
К.Клаузевиц
  • +1.03 / 10
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
Цитата: перегрев от 23.04.2012 02:12:56
Тут это, в ЖРД на общей сборке хренова туча швов или совсем не светится, или светится не по всей окружности. Качество обеспечивается отработкой технологии и квалификацией сварщика.


Как я понял, вы используете люминесцентный контроль. А другие варианты: рентген- гамма-контроль, ультразвук, магнитопорошковый метод, цветная дефектоскопия разве не используются?
Отредактировано: osankin - 23 апр 2012 21:24:24
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.04 / 1
  • АУ
mse
 
Слушатель
Карма: +266.05
Регистрация: 25.09.2008
Сообщений: 28,972
Читатели: 15
Цитата: перегрев от 23.04.2012 01:56:23
Скоро конкурс будет по метановому маршевому ЖРД для МКРС. Да, высокий УИ, плюс высокая плотность, плюс простая процедура очистки (испарился и все), что очень важно для многоразовых систем, кругом одни достоинства. Правда восстановительные схемы обладают одним существенным недостатком - рабочих процесс у них плохо реагирует на изменение массового соотношения КРТ. У окислительного ГГ как: прибрали расход одного компонента моментально меняется температура. У восстановительного ГГ при изменение Кm практически не меняется, а это означает, что такой движок сложно регулировать. Насколько я знаю, подобная особенность присуща всем горючим, за исключением водорода. Правда по СПГ у меня точной информации, нужно уточнить.

А чем расход регулировать? Я, по своей наивности, предполагал, что ТНА тупо выдаёт нужное соотношение, а там, е**сь оно лошадью...
  • +0.52 / 1
  • АУ
quququ
 
24 года
Слушатель
Карма: +52.52
Регистрация: 02.03.2012
Сообщений: 686
Читатели: 0
Тред №413752
Дискуссия   61 0
На МКС выявлены опасные микроорганизмы

На Международной космической станции обнаружены опасные микроорганизмы, которые могут вызывать поломки оборудования МКС. Об этом в понедельник, 23 апреля сообщил вице-президент РАН Анатолий Григорьев. Слова академика цитирует "Интерфакс".

Григорьев рассказал, что ранее похожие сложности возникали на орбитальной станции "Мир". "Эти микробы поражают не только металлы, но и полимеры. Они могут стать причиной отказов техники", - объяснил вице-президент РАН. В сообщении агентства не уточняется, как микроорганизмы попали на станцию, и насколько сильно они могут повредить ее оборудование.

Несколько позже появилась информация, что в ходе эксперимента по имитации полета на Марс "Марс-500" в Институте медико-биологических проблем РАН было протестировано новое средство для борьбы с разъедающими обшивку микроорганизмами. Препарат под названием "Велтогран", по информации, распространенной ИМБП, был создан "на основе передовых нанобиотехнологий" и "обладает выраженным антимикробным эффектом, а также антикоррозийной активностью".
  • +0.57 / 4
  • АУ
Salo
 
ukraine
Одесса
65 лет
Слушатель
Карма: +13.81
Регистрация: 12.09.2011
Сообщений: 154
Читатели: 0
Цитата: mse от 23.04.2012 11:38:17
А чем расход регулировать? Я, по своей наивности, предполагал, что ТНА тупо выдаёт нужное соотношение, а там, е**сь оно лошадью...
Как раз меняя соотношение компонентов его и регулируют.
  • +0.58 / 3
  • АУ
15У104
 
russia
Слушатель
Карма: +0.65
Регистрация: 23.04.2012
Сообщений: 17
Читатели: 0
Цитата: перегрев от 23.04.2012 01:56:23
Скоро конкурс будет по метановому маршевому ЖРД для МКРС. Да, высокий УИ, плюс высокая плотность, плюс простая процедура очистки (испарился и все), что очень важно для многоразовых систем, кругом одни достоинства. Правда восстановительные схемы обладают одним существенным недостатком - рабочих процесс у них плохо реагирует на изменение массового соотношения КРТ. У окислительного ГГ как: прибрали расход одного компонента моментально меняется температура. У восстановительного ГГ при изменение Кm практически не меняется, а это означает, что такой движок сложно регулировать. Насколько я знаю, подобная особенность присуща всем горючим, за исключением водорода. Правда по СПГ у меня точной информации, нужно уточнить.


Однако конкурс вроде был объявлен в рамках программы Двигатель-2015? Только по нему не слышно, кто победитель?  ???
и последние станут первыми...
  • +0.54 / 2
  • АУ
Mirotvorets
 
russia
Слушатель
Карма: +70.59
Регистрация: 04.11.2010
Сообщений: 4,339
Читатели: 4
Цитата: перегрев от 23.04.2012 02:12:56
Ну это вкусовое. Я считаю, что положение с квалифицированными рабочими просто аховое.


С Вашего позволения немного позанудствуюВеселый
Кадровые проблемы имеют место быть, но зачастую  многие руководители предприятий используют их (проблемы) как некий жупел для оправдания срывов сроков выполнения работ, их низкого качества и т д.
Хотя есть примеры и вполне успешного решения кадровых вопросов там где руковолители работают на перспективу.
Недалеко от нас есть машиностроительный завод (паровые котлы, теплообменники для ГРЭС, АЭС итд и одних только сварщиков сотни)
В  в 90-е народ местный уходил - зарплату платили китайскими пуховиками, подушками и т д, тогда выручили кадры из Восточной Украины - вахтами приезжали работать.
На рубеже девяностых и нулевых руководители стали реализовывать перспективную кадрову программу.
Переманили на пост директора подшефного "ПТУ" (теперь оно ПУ называется ) адекватного человека с дополнительной доплатой ему и преподавательскому составу, дооборудовали учебные классы и мастерские - это что касается подготовки.
На производстве своевременно зарплату достойную платят (многие кто ранее ушел- возвратились)- это на стабилизацию коллектива работает.
Все это рядом с Москвой - где свой кадровый "голод" и уровень зарплат соответствующий,
Сказать что кадровых проблем нет нельзя, но их решают.
Отредактировано: Mirotvorets - 23 апр 2012 22:44:53
  • +0.62 / 5
  • АУ
станок
 
russia
Москва
13 лет
Слушатель
Карма: +37.43
Регистрация: 18.03.2011
Сообщений: 3,416
Читатели: 0
Тред №413949
Дискуссия   51 0
Воронежское КБХА разработает двигатели для ракет "Ангара" и "Союз"

...
Воронежское предприятие ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики" утвердило программу своей деятельности до 2015 года. Согласно документу, КБХА продолжит работы по серийному изготовлению жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) 14Д23 для третьей ступени ракеты-носителя (РН) "Союз-2-1б" и второй ступени РН "Союз-2-1в".

"Предприятие намерено также завершить опытно-конструкторские работы по ЖРД РД0124А для второй ступени РН "Ангара", созданию маршевого двигателя РД0146Д для кислородно-водородного разгонного блока тяжелого класса РН "Ангара-А5" и разработку кислородно-керосинового рулевого двигателя РД0110Р (14Д24) для первой ступени РН "Союз-2-1в", - говорится в сообщении.
...

http://ria.ru/science/20120424/633445436.html
  • +0.59 / 4
  • АУ
Mirotvorets
 
russia
Слушатель
Карма: +70.59
Регистрация: 04.11.2010
Сообщений: 4,339
Читатели: 4
Тред №414058
Дискуссия   61 0
24 апреля в 11.30.13 мск в соответствии с циклограммой полета после отделения от разгонного блока «Бриз-М» космический аппарат (КА) «ЯСат-1Б» выведен на целевую орбиту. Управление космическим аппаратом передано заказчику запуска.

    Космический аппарат «ЯСат-1Б» предназначен для предоставления услуг связи пользователям на Ближнем Востоке, в Африке, Европе и Юго-Западной Азии. Срок эксплуатации космического аппарата - 15 лет.

    Пусковая кампания проходила в рамках контракта, заключенного российско-американской компанией International Launch Services Inc. на использование ракеты-носителя «Протон-М», по заказу оператора спутниковой связи Intelsat Ltd. для выведения на орбиту телекоммуникационного спутника.

    Разгонный блок «Бриз-М» и ракета-носитель «Протон-М» разработаны и изготовлены в Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В.Хруничева.

    Пуск ракеты космического назначения (РКН) «Протон-М» с разгонным блоком (РБ) «Бриз-М» и коммуникационным космическим аппаратом (КА) «Интелсат-22» успешно выполнен 24 апреля с.г. с площадки 200 космодрома Байконур стартовыми расчетами предприятий ракетно-космической отрасли России.



Пресс-служба Роскосмоса
  • +0.58 / 3
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
Тред №414161
Дискуссия   83 0
"Купи пытыс" (Виктор Голявкин "Полосы на окнах" )


... или "Воздушный старт" по американски:  Улыбающийся

   

Якши быдыс!  Подмигивающий
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.56 / 2
  • АУ
Сейчас на ветке: 10, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 2, Ботов: 8