ЦитатаПомните слова нашего министра просвещения РФ Сергея Кравцова о популярности профессии. Напомню, что, по его словам, на первом месте у нас специальности в сфере IT, на втором - медицинские и на третьем - педагогические. С одной стороны, наше образование входит в десятку лучших в мире, дети побеждают на всех международных олимпиадах, правда, без флага, а с другой - большая проблема просто заполнить бюджетные места.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов
Как дела, сосед
При этом это непростые региональные вузы, которых предостаточно в стране, а одни из ведущих в каждом регионе. Например, возьмём моих соседей - Пермский край. В Перми ни один вуз не выполнил план целевого набора. В Политехе (ПНИПУ) из 361 места, предназначенного для целевиков, заполненными оказались только 179. В аграрный университет (ПГАТУ) на целевые места поступили 18 человек, а квота предполагала 137 мест. В медицинском университете (ПГМУ) из 371 целевого места занято оказалось в итоге 261.
Или заглянем в Томскую область. Как пишет «Российская газета», сразу три вуза Большого университета Томска - ТУСУР, ТГУ и ТПУ - впервые в России начнут за свой счёт обучать студентов технических специальностей, не прошедших по конкурсу. Для этого необходимо заранее подать в приёмную комиссию оригиналы документов.
«Если абитуриент не пройдёт на бюджет, оплачивать его обучение действительно будет сам вуз. Ему выдаётся официальный, юридический документ, это подтверждающий», - рассказал начальник управления нового набора Томского госуниверситета Евгений Павлов.
Да и в моем регионе (Свердловская область) не все видимо хорошо с набором. Например, Уральский педагогический объявил дополнительный прием на бюджетные места, а в медицинском вузе начали улучшать меры поддержки, который объявил сам губернатор.
И если раньше целевикам в качестве поддержки выплачивали только 2 тыс руб., то теперь эта сумма возрастет до 10 тыс руб. (колледжи) и до 20 тыс руб. (вузы). Всего будет выплачено около 59 млн руб.
Наши школьники завоевали три золотые и одну серебряную медаль на 55-й Международной химической олимпиаде в Цюрихе
Нужны ли нам олимпиадники
Давайте вернёмся к олимпиадникам. Сергей Кравцов очень любит отчитываться, что у нас страна входит в десятку лучших, а наши школьники выигрывают одну международную олимпиаду за другой. Но сколько их? 5 человек по математике, 5 - по физике и 5 - по химии, грубо говоря. Пусть их будет даже 100 или 200 человек, но ведь это на несколько десятков миллионов остальных детей. Меня тоже переполняет гордость за наших детей, но разве эти отличные результаты могут быть показателем всего образования в стране?
Да и вспомните результаты ЕГЭ. С каждым годом всё меньше детей сдают физику, химию и профильную математику, и число стобалльников также пока не радует.
Первокурсников снова пытаются затащить в вуз разными плюшками. Например, в Белгородском государственном университете руководитель вуза пообещала компенсировать траты на общежитие и увеличить стипендию на 5 тыс. рублей новым студентам.
Такая инициатива руководителя получилась крайне неудачной. Ведь без плюшек остались студенты всех других курсов. И реакция студентов не заставила себя долго ждать. «Весьма странное решение... Как-то разделили студентов. Мы сейчас все в непростое время живём, так поддержите всех», - примерно такие комментарии пишут в соцсетях студенты БелГУ.
Студенты вуза проходят очередное обучение
В столице не всё гладко
И если студентам надо пройти обучение, то дефицит кадров, и даже в Москве, не заставляет себя долго ждать. Мой коллега Павел Иванов на своём канале пишет: «Департамент образования Москвы прислал письмо с выгодным предложением: пройти переподготовку и стать учителем физики». На курсы приглашаются действующие учителя математики, химии и информатики, а также лица, без опыта профессиональной деятельности в области преподавания физики.
«Департамент хочет нормальных учителей математики, информатики и химии переделать в никудышных физиков, ведь сами курсы будут проходить онлайн. Судя по всему, власть занялась решением вопроса дефицита учителей худшим способом из возможных. Решая одну проблему, создадим три новых. А так - всё логично, нам же нужны инженеры, создатели дронов, Арматы и МС 21? Значит, пожертвуем математикой!», - пишет Павел.
Может хватить говорить со всех телевизоров, что у нас с образованием всё хорошо? А стоит признать проблемы и подумать, что делать дальше. Хотя все меры поддержки давно известны, только пока никто не торопиться их исполнять. Чего ждут?
Цитата: AndreyK-AV от 16.08.2023 17:14:52Вузы не могут набрать абитуриентов. Почему слова министра Кравцова идут вразрез с действительностьюЦитатаПри этом это непростые региональные вузы, которых предостаточно в стране, а одни из ведущих в каждом регионе. Например, возьмём моих соседей - Пермский край. В Перми ни один вуз не выполнил план целевого набора. В Политехе (ПНИПУ) из 361 места, предназначенного для целевиков, заполненными оказались только 179. В аграрный университет (ПГАТУ) на целевые места поступили 18 человек, а квота предполагала 137 мест. В медицинском университете (ПГМУ) из 371 целевого места занято оказалось в итоге 261.
Цитата: AndreyK-AV от 16.08.2023 17:14:52ЦитатаИли заглянем в Томскую область. Как пишет «Российская газета», сразу три вуза Большого университета Томска - ТУСУР, ТГУ и ТПУ - впервые в России начнут за свой счёт обучать студентов технических специальностей, не прошедших по конкурсу. Для этого необходимо заранее подать в приёмную комиссию оригиналы документов.
Цитата: AndreyK-AV от 16.08.2023 17:14:52ЦитатаИ если студентам надо пройти обучение, то дефицит кадров, и даже в Москве, не заставляет себя долго ждать. Мой коллега Павел Иванов на своём канале пишет: «Департамент образования Москвы прислал письмо с выгодным предложением: пройти переподготовку и стать учителем физики». На курсы приглашаются действующие учителя математики, химии и информатики, а также лица, без опыта профессиональной деятельности в области преподавания физики.
«Департамент хочет нормальных учителей математики, информатики и химии переделать в никудышных физиков, ведь сами курсы будут проходить онлайн. Судя по всему, власть занялась решением вопроса дефицита учителей худшим способом из возможных. Решая одну проблему, создадим три новых. А так - всё логично, нам же нужны инженеры, создатели дронов, Арматы и МС 21? Значит, пожертвуем математикой!», - пишет Павел.
Цитата: basilevs от 16.08.2023 20:37:46Дефицит учителей физики в Москве - известный печальный факт. Каким боком относится к теме статьи - непонятно. Физики, в силу особенностей своего образования, очень хорошо устраиваются если и не в основной специальности (где сейчас тоже пошло неплохое финансирование), то уж во всяких айтишно-инженерных - легко. Тех, кто хотел бы пойти в школу - единицы. И не всегда эти единицы нужного качества, к сожалению.
Что с этим делать - не знаю. Несмотря на то, что в Москве зарплаты учителей весьма увесистые (доплата от города очень большая) - учителей физики всё равно острая нехватка.
ЦитатаНаука и университеты, [10.08.2023 19:26]
«Вы в школу что за деньгами пришли?» Почему учителя стесняются просить достойную зарплату
Вадим Мелешко
Недавний опрос показал, что среднестатистическому жителю России для счастья нужно всего-то 195 тысяч рублей в месяц. Жителям мегаполисов денег хочется больше, запросы в регионах — скромнее. Я прочитал о результатах опроса и вспомнил, что лет десять назад на одном популярном тогда сайте для учителей задавал коллегам похожий вопрос: «Учителя постоянно жалуются на низкую зарплату, нищенский оклад. Так ответьте честно, сколько должен, по-вашему, получать педагог?» Конкретного ответа так и не получил. Коллеги писали:
• «Он должен получать достойную зарплату!»
• «Столько, чтобы компенсировать его колоссальные затраты сил и энергии!»
• «Столько, чтобы не стыдно было перед своими учениками!»
• «Учитель в России должен получать не меньше, чем учителя в других странах!»
• «Вот при советской власти я получала гораздо больше!»
Лишь спустя какое-то время кто-то робко озвучил цифру в 50 тысяч. Подозреваю, на фоне реального заработка в те времена где-нибудь в глубинке эта сумма казалась заоблачной. Хотя главная проблема, на мой взгляд, состояла в другом. Люди находились под влиянием пафосных речей, были ими попросту зомбированы: «Вы в систему образования пришли не за деньгами! А во имя высшей идеи — растить новое поколение, приобщать детей и молодежь к вечным ценностям, формировать культурный код нашего народа».
На одном педагогическом съезде в 2016-м весьма почтенная учительница заявила, что в школу люди приходят не ради денег: а если хотите денег, меняйте профессию (да, буквально процитировала одного чиновника). Ее, правда, никто не осудил. Наверное, потому, что если сам учитель так считает — это одно, а если педагогов в том же пытаются убедить те, кто должен платить им зарплату, — это совсем другое.
Но вот прошло время, многое поменялось: люди, которые приходят в образование, как правило, имеют четкое представление о том, какую зарплату хотят получать. Конечно, ожидание и реальность — это не только популярный мем, но и суровая правда нашей жизни, потому что сколько бы ты ни получал, зарплата твоя достаточной все равно не покажется. Платят же, как правило, всегда меньше (порой — сильно меньше) ожидаемого.
Но меня радует, что люди, по крайней мере, понимают, к чему стремиться. Ведь любой психолог подтвердит: если у тебя нет не то что цели, а просто ориентира, шкалы, в соответствии с которой можно определять уровень притязаний, вряд ли можно говорить о каком-то росте и развитии. Если человек может назвать сумму, которая сделает его счастливым, это можно трактовать как угодно, но, по крайней мере, он знает, сколько стоит его труд. А это очень важно! Зная, что специалисту недоплачивают, он может потребовать больше — отстоять свои права. Тут можно упомянуть профсоюзы, которые где-то там, в других странах, помогают работникам добиваться справедливости и настаивать на выполнении требований (дело, порой, доходит даже до забастовок). Говорят, все там же — в других странах — руководства кампаний и власти стран даже идут навстречу работникам, улучшая условия труда и повышая зарплаты. Но у нас, как известно, не так.
Ведь если недовольные своей зарплатой и желающие большего педагоги заявят, что выходят на забастовку, их тут же осудят
Мол, а как же ученики, неужели бросите их, перестанете учить и воспитывать только ради того, чтобы вам заплатили больше? Мы это все проходили еще в 90-е. Даже в те времена, когда учителям месяцами не платили зарплаты, они все равно продолжали выходить на работу. Почему? Потому что они так воспитаны. Ценой собственного здоровья (а иногда и жизни) люди продолжали делать то, в чем видели свое призвание. И если заявляли о деньгах, то как-то робко и между делом, мол, мы, конечно, и дальше будем учить детей, не бросим их, но все-таки хотелось бы хотя бы иметь деньги на хлеб.
Наука и университеты, [10.08.2023 19:27]
Что теперь? Может, осознание того, что хочется 130, а получается 15, заставит каждого человека пересмотреть свои взгляды на то, чем он занимается, как он относится к себе и своей профессии, и как относятся к нему? И вдруг человек этот, договорившись с единомышленниками, заявит работодателям и властям: «Все, мы больше не намерены терпеть к себе такого отношения! Требуем повышения зарплат!» Может, тогда власти пойдут навстречу тем, кто растит для страны новое поколение? Я уверен, ничего этого не будет.
Власти, думаю, в очередной раз заявят: «Не нравится? Идите в бизнес». В условиях, когда найти работу (не «работу мечты», а просто ту, на которой платят деньги) во многих регионах бывает сложно, среднестатистический человек предпочтет не возмущаться, не гневить начальство и будет продолжать работать за гроши, мечтая о «счастье» ценой в 195 тысяч в месяц.
Что в итоге? Люди, наконец, начали понимать, к чему стремиться и чего конкретно они хотят, — это уже неплохо. Хотя бы потому, что это запускает сложный и важный процесс самообразования, получения дополнительных знаний, умений, навыков. Ведь если я просто умею преподавать биологию — это одно, а если я при этом прекрасно владею ИКТ, знаю два иностранных языка и освоил кучу прикладных программ — это другое. С этими навыками я стою дороже и могу продать свой труд более выгодно.
Но коллективное сознание педагогического сообщества и общества в целом, увы, таково, что учителям все еще совестно начинать всерьез обсуждать с работодателями (во всех смыслах) свои зарплаты. Ведь от этого могут пострадать дети. Да и вообще — вы в школу что, за деньгами пришли?
Плюс таких бунтарей тут же осадят и осудят собственные же коллеги, которым хоть и тоже не нравятся размеры зарплат, но они-то в школу пришли не ради денег, а во имя высших идеалов! Тем более, протестующих у нас без проблем заменят те, кто готов работать за небольшие зарплаты: в некоторых сферах такие замены уже случились. Еще у нас есть студенты и пенсионеры — они в условиях низких стипендий и пенсий тоже готовы браться за любую работу.
«Мел» (https://mel.fm/blog/…u-zarplatu)
Цитата: basilevs от 16.08.2023 20:37:46Автор статьи передёргивает. В чём автор передёргивает? В том, что он говорит не о бюджетных местах, а о целевиках.
ЦитатаВообще-то, все приказы о зачислении уже подписаны, но некоторые учебные заведения объявили дополнительные наборы. И неважно, почему так получилось, главное, что у вас есть шанс.
Я приглашаю всех, кто проживает в Свердловской области и не только, поступать в мой родной УрГПУ. На сегодняшний день Уральский государственный педагогический университет ждёт всех, кто уже участвовал в приёмной кампании этого вуза на основном этапе, а также тех, кто не ещё не подавал документы.
Какие же специальности можно получить? «Информатика (VR/AR технологии и программирование)»(заочная форма обучения), а также «Дошкольное образование», «Технология и дополнительное образование» и мой родной факультет «Физика и информатика» (очная форма обучения).
Безусловно, времени осталось очень мало, но вуз готов со своей стороны в сжатые сроки принять у вас все документы, провести вступительные испытания для тех, у кого нет результатов ЕГЭ, издать приказы о зачислении. При возникновении вопросов об участии в дополнительном приёме обращайтесь в приёмную комиссию УрГПУ:
Цитата: basilevs от 16.08.2023 20:37:46Дефицит учителей физики в Москве - известный печальный факт. Каким боком относится к теме статьи - непонятно. Физики, в силу особенностей своего образования, очень хорошо устраиваются если и не в основной специальности (где сейчас тоже пошло неплохое финансирование), то уж во всяких айтишно-инженерных - легко. Тех, кто хотел бы пойти в школу - единицы. И не всегда эти единицы нужного качества, к сожалению.
Что с этим делать - не знаю. Несмотря на то, что в Москве зарплаты учителей весьма увесистые (доплата от города очень большая) - учителей физики всё равно острая нехватка.
Цитата: Прокруст от 17.08.2023 08:16:062.Учителям, у которых ученики сдают ОГЭ, ЕГЭ - больше платить, увеличить ставку.
Цитата: Прокруст от 17.08.2023 08:16:06То есть банально учители математики должны больше зарабатывать. - в смысле получать?
Цитата: Duke Nuken от 17.08.2023 11:13:38Это почему это только эти учителя? Что за дискриминация? Я бы даже сказал - сегрегация, только не определился по какому признаку: диплому? специальности? профессии?
Цитата: Прокруст от 17.08.2023 08:16:061. Объединить математику и физику - у нас совершенно не случайно есть физико-математические школы - одно дополняет другое. То есть учитель математики должен вести 3 предмета - алгебру, геометрию, физику.
Цитата: basilevs от 17.08.2023 11:31:05Математика и физика - это очень, очень разные науки. Даже на химию физика больше похожа. Объединять их не получится, либо же качество такого объединения будет никудышным.
Цитата: Прокруст от 17.08.2023 11:36:48Физико-математические школы вас опровергают самим названием. Именно физика учит как правильно применять математику, скажем зачем вообще нужны эти уравнения с двумя неизвестными и так далее.
И да - химия это вообще отдельно от всего.
Цитата: basilevs от 17.08.2023 11:53:08Никогда в физико-математических школах эти две специальности не совмещают у одного учителя.
Сейчас есть другая проблема - в силу заолимпиаденности что физики, что химии - она в физматшколах превратилась в "бумажную" науку. То есть детей натаскивают на решение олимпиадных задач, экспериментов и лабораторных практически нет. Та же фигня с химией. Это очень большая проблема, так как физика и химия - науки экспериментальные, практические. В то время как "бумажной" является математика, в силу того, что её задача - обеспечить инструментарием те самые физику, химию, биоинформатику, (длинный-длинный список) - всё вместе прикладная математика в очень разных видах и формах. А также дальнейшее развитие самой себя - фундаментальная математика, без которой тоже нельзя.
Цитата: Прокруст от 17.08.2023 12:07:48Что до лабораторных - забейте, они не важны массово.
Цитата: basilevs от 17.08.2023 12:18:28Для физики и химии - лабораторные это одна из основ. Я даже скажу - первооснова. Так как вся физика, и вся химия - это обобщение и моделирование реальности, измеренной в экспериментах. Учить физику/химию только "на бумаге" - это выворачивать эти науки наизнанку. Даже теорфиз ориентируется на экспериментальные данные, а уж школьная физика - вся оттуда.
Цитата: Прокруст от 17.08.2023 12:07:48Я бы сказал что это геометрия, совсем отдельный предмет, не связанный с алгеброй.Так как одно про пространство, а другое про абстрактные формулы. И никого это не смущает.
Цитата: Прокруст от 17.08.2023 08:16:06Если уже и в Москве такие проблемы с физикой - то это полная жопа.
Что делать:
1. Объединить математику и физику - у нас совершенно не случайно есть физико-математические школы - одно дополняет другое. То есть учитель математики должен вести 3 предмета - алгебру, геометрию, физику.
2.Учителям, у которых ученики сдают ОГЭ, ЕГЭ - больше платить, увеличить ставку. То есть банально учители математики должны больше зарабатывать.
Цитата: Прокруст от 17.08.2023 08:16:06...
2.Учителям, у которых ученики сдают ОГЭ, ЕГЭ - больше платить, увеличить ставку.
...
Цитата: Соколов Алексей от 18.08.2023 14:50:10Больше надо платить тем, у которых ученики сдают ОГЭ/ЕГЭ хорошо.
Цитата: LightElf от 19.08.2023 15:52:39Вместо обучения предмету начинается натаскивание на сдачу экзамена.
Цитата: LightElf от 19.08.2023 15:52:39Оно уже так, это и есть главная проблема ОГЭ/ЕГЭ. Вместо обучения предмету начинается натаскивание на сдачу экзамена.
Цитата: basilevs от 20.08.2023 01:24:07О, я эту мантру постоянно слышу. Чем именно "обучение" отличается от "натаскивания на сдачу"? Если есть некая принципиальная разница - как оценить качество "обучения"? Обязательно в измеримом виде, пожалуйста. И без миелофона и машины времени.