Уф, как Вы тут много написали, пока меня небыло. Аж зачитался.
Спорить с убежденными приверженцами ЕГЭ бесполезно. У них свое понимание ситуации (если простые инопланетяне) и своей работы (если учителя-преподаватели).
Хочу повернуть разговор немного в другое русло. Долго обсуждал тему ЕГЭ и образования в целом с несколькими преподавателями. Сошлись на нескольких позициях:
1. Мотивации у учеников нет.
2. Преподаватели очень часто (по разным причинам, от банальной собственной необразованности и поганого характера, до сложных отношений в коллективах) просто опускают руки и начинают безответственно относиться к своим обязанностям. Многие держатся на голом энтузиазме и каких-то своих внутренних идеалах, известных только им самим.
3. Коррупция в принципе никуда не делась.
4. Очень часто учителя\преподаватели не имеют совершенно никаких "рычагов". Разговор о том, что учителя бесправны, однако, это компенсируется не меньшим бесправием учеников и это зависит от конкретной ситуации в школе\институте.
5. Уровень образования в целом упал.
Отдельно:
6. У детей в школе и даже в ВУЗах нет окончательного самоопределения.
7. Необходима градация населения по уровням и специализации (ВУЗы, ремесленные, ПТУ, гуманитарии\технари и т.д.)
Вопрос простой: "Где выход из сложившейся ситуации?"
А вот к выводам пришли достаточно неожиданным. Я эти выводы кратко подытожил так: "Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона" (С) :D
За основу брался опыт и наработки учебных заведений советских\российских спецслужб. Понятно, что к школе это имеет косвенное отношение т.к. кроме старших классов Суворовского училища (или его аналогов, типа Новочеркасского) ничего подобного у нас нет.
Подчеркиваю, что все вышесказанное это очень краткая выжимка из нескольких дней разговоров и переписки.
Началом послужило краткое описание примера проведения одного семинара. (разговор о 90-х гг)
Начало занятия. Преподаватель входит в зал. Командир взвода подает команду "Встать! Смирно!" и делает доклад "Товарищ ..., взвод №... на занятия прибыл, отсутствуют ... по причине ...". После выяснения всех причин и т.п. подается команда "Вольно!".
Преподаватель озвучивает тему прошедшей лекции, после чего объявляет первый вопрос по теме. Поднимает любого учащегося по фамилии. Далее следует ответ. Ответ может быть прерван в любой момент, продолжать вызывается следующий учащийся.
В случае, если вопрос обращен ко всем, то тот, кто готов ответить поднимает руку и произносит "разрешите?" Если преподаватель дает разрешение, то учащийся встает и начинает ответ со своей фамилии и должности. Каждый ответ законченный не по команде преподавателя заканчивается словами "ответ закончен".
Примерно 30% времени преподаватель уделяет не ответам, а диалогам с учащимися. В некоторых случаях применяются всевозможные практические задания.
В конце занятия преподаватель объявляет выставленные оценки, после чего дает разрешение командиру "Командир, команду", далее следует "Встать! Смирно!" и преподаватель выходит из помещения. После чего следует "Вольно! Разойдись!"
Эта история вызвала бурную реакцию среди преподавателей. Стали расспрашивать, выяснять подробности. Что стало ясно из комментариев рассказчика:
Этим традициям много лет. Они неизменны вне зависимости от того, что на этих занятиях преподают. Если кого-то нет, что в журнал выставляется буква "Н" (причина не имеет значения, кроме болезни), если данная тема не будет сдана преподавателю в течение 1 недели, то "Н" заменяется на "2", если через неделю "2" не исправлено, то будет еще "2" и далее до трех двоек. Три двойки - серьезный разбор. Пять двоек - педсовет и вылет. Поступить в подобное заведение после такого вылета нереально.
Был интересный пример проведения занятий (это практиковалось постоянно на одном из курсов). Учащимся давался результат и тема, выбранная группа из нескольких человек должна была составить задачи, а оставшаяся часть группы должна была их решить по очереди но "все против одного". В последствии составивший задачу представлял её полный разбор. Диалоги и споры приветствовались. Доходило до серьезных словесных баталий.
Историй было много, но это было начало.
Далее последовали комментарии "... если бы у меня так ..." Кто-то подкинул идею о применении подобного опыта в школах и ВУЗах. Разумеется, о точном копировании речь не шла. Начали мозговой штурм.
Как краткие итоги:
1. введение дисциплины еще никому не мешало
2. создание и поддержание традиций - безусловное добро
3. разделение школы на условные этапы:
3.1. с 1 по 5 класс - начальная школа, основные навыки, только дисциплина т.е. строгость без "карательных" мер
3.2. с 5 по 7 класс - для всех начальная профподготовка и ориентация, за неформальными лидерами классов закрепляется руководство на начальном уровне и ответственность за коллектив. Коллективу представляется лидер (с несколькими помощниками по разным направлениям), поддержка которого обеспечивается соревнованием между классами. Как способы мотивации к соревнованию можно использовать разные варианты, но всем понравилась идея присвоения классности, как звезды в отелях\ресторанах с последующим благосклонным отношением учебных заведений более высокого уровня (последние и сами будут в этом заинтересованы). 7 класс рубежный. На этом уровне можно уже отчислять учеников. Но разговор только о минимальных отчислениях. Только самых-самых-самых. Единицы.
3.3. с 7 по 9 класс - развивается тема с самоопределением. 9 класс - рубеж для тех, кто желает пойти в ПТУ и ремесленные. Жесткое отчисление хронических двоечников и детей, нарушающих дисциплину. С волчьим билетом на доучивание, сроком на 3 года для подобных учебных заведений.
3.4. с 9 по 11 класс - введение подготовки к учебе в высших учебных заведениях. С приглашением преподавателей, проведением разовых занятий и т.п. К 11 классу дети должны полностью определиться с выбором будущей профессии.
Разумеется, все вышеперечисленное, только условность. Была масса оговорок. Например предлагалось сделать такие учебные заведения единичными (или в очень ограниченном числе), элитными и на 146% бесплатными, всячески подчеркивать их престижность, набирать только лучших учителей и т.д. Необходимости в муштре и казарменных порядках, разумеется нет. В порядке бреда предлагалось даже создание подобных школ с другим организационным подтекстом - музыкальные, технические и т.д. Очень всем понравилась идея независимости преподавателя и подход "Пять двоек - вылет".
Дальше разговоры перешли на тему высших учебных заведений и ПТУ, что было не менее интересно.
Времени нет писать больше, я и это целый день писал. Суть в следующем. В шапке сайта написано: "Глобальная авантюра. Открытый исследовательский и дискуссионный центр". В свое время тут шли нешуточные дискуссии на экономические темы, выдвигались прогнозы и решения. Отчего бы не пообсуждать образование и не поискать выходы из тупика.
Лично мне совершенно не важно есть ЕГЭ или нет его. Мне важен результат. А результат сугубо отрицательный. Я уже писал тут
Sasha и готов повторить свои слова "готов принять вместо трех выпускников 2000х одного выпускника 90х" - это и есть результат Вашего труда, товарищи преподаватели\учителя.
Есть желающие развить тему, покритиковать, выдвинуть свои идеи? Может среди нас будущий "Фурсенко" :D