ЯнварьПроизводство агрегатов планера самолёта МС-21 перераспределяется с ульяновского Авиастара на другие авиастроительные предприятия страны. Так, сборку отсека ВСУ будет производить Иркутский авиазавод, а изготовление деталей дверей и подкилевого отсека передано в Нижний Новгород на завод «Сокол», сейчас на предприятии выстраивается дублирующее производство, в котором будут задействованы штамповочное, механосборочное, металлургическое, кузнечно-прессовое, литейное и агрегатно-сборочное подразделения.
Для организации изготовления подкилевого отсека МС-21 нижегородские авиастроители освоили дробеструйный метод поверхностного упрочнения. Этот специализированный процесс позволяет увеличить в десятки раз ресурс деталей, которые испытывают высокие нагрузки в процессе эксплуатации самолёта.
Также на «Соколе» идёт подготовка производства узла крепления механизма перестановки стабилизатора.
Февраль
6 февраля в ходе 11-й Национальной выставки и форума инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2024 генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь сообщил, что первый полёт импортозамещенного лайнера МС-21 планируется выполнить в первом полугодии 2024 года.
21 февраля вице-премьер – глава Минпромторга РФ Денис Мантуров рассказал в
интервью «Известиям», что сертификация самолёта МС-21-310 должна быть завершена к концу 2024 года, только после этого начнутся поставки лайнера в авиакомпании. «ПД-14 мы уже отработали в составе самолёта, и он получил все необходимые подтверждения для последующей аттестации всех агрегатов, которые замещаются на самолёте МС-21. Поэтому к концу этого года, я аккуратно скажу, мы должны выйти уже на завершающий этап сертификации, и после получения сертификата МС-21 мы начнём поставку», – сказал Мантуров.
Из заявления Дениса Мантурова следовало, что ожидаются задержки с сертификацией русифицированной версии самолёта, а следовательно, и с началом поставок первому заказчику. 29 февраля глава Ростеха Сергей Чемезов дезавуировал заявления Мантурова и Слюсаря.
Отвечая на вопросы журналистов в кулуарах ежегодного послания президента РФ Федеральному Собранию,
Чемезов сообщил, что запланированных на 2024 год поставок шести самолётов МС-21 «Аэрофлоту» не будет, они переносятся на 2025 год, а возможно, что и на более поздний срок – на 2026-й. Причиной задержки глава Ростеха назвал незавершённость испытаний самолёта.
МартВ цех №249 Иркутского авиационного завода на один из завершающих этапов сборки поступил восьмой комплект серийного самолёта МС-21. На станцию, где происходит сборка отъёмных частей крыла, была установлена левая консоль и выполнено её точное позиционирование по нивелировочным точкам. При выполнении предварительного сведения конструкция была выровнена и помещена в центроплан, затем специалисты измерили и скорректировали зазоры, заполнили их специальными прокладками. На завершающем этапе сборки было произведено сверление отверстий, удалены заусенцы и фаски, после чего крыло установили на фюзеляж и нанесли герметик для надёжности соединения.
Очередная (левая) консоль крыла была доставлена на Иркутский авиазавод 11 января. Закреплённая на раме 24-метрового трейлера конструкция преодолела за 10 дней около пяти тысяч километров из Ульяновска в Иркутск. Некоторые города колонна проезжала ночью, а Омск и Кемерово, пришлось объезжать, чтобы не попасть в многочасовые пробки. Средняя скорость движения составляла 60 км/ч. Дальность транспортировки в зависимости от маршрута составляет 4500 – 4850 км.
АпрельНа Иркутском авиазаводе поставлен под ток опытный образец самолёта МС-21-310 б/н 73055 (МС.0012). На этом этапе проверяется корректность подключения распределительных устройств к бортовым аккумуляторам и наземному источнику электропитания, по окончании этих проверок специалисты цеха окончательной сборки продолжат отработку систем самолёта.
Первый полёт самолёта МС-21-310 б/н 73055 (МС.0012) в частично импортозамещённом облике состоится до конца июня, а в полностью импортозамещённом – до конца ноября этого года. Об этом сообщил первый заместитель генерального директора ПАО «Яковлев» Анатолий Гайданский на заседании управляющего комитета по внешней кооперации по проекту МС-21. Он отметил, что для соблюдения этих сроков необходимо обеспечить слаженную работу поставщиков всех уровней.
Полёт опытного образца МС-21-310 73057 (МС.0013) в полностью импортозамещённом облике запланирован на конец ноября. Коллективу «Яковлева» и поставщикам оборудования предстоит выполнить большой объём работ по комплектации самолёта до лётного состояния, добавил Гайданский.
Порядка 12 бортов ожидают поставок российских комплектующих. Также в Иркутске на модификации находятся два опытных самолёта. Борт 73055 должен был взлететь после замены импортных агрегатов ещё в ноябре 2023 года. Борт 73057 (МС.0013), который будет полностью соответствовать импортозамещённому облику, выполнит первый полёт летом текущего года.
В Инженерном центре «Яковлева» начались работы по проекту самолёта МС-21-210, заявил генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский во время встречи с руководителями подразделений предприятия в ходе представления коллективу Инженерного центра его нового руководителя Андрея Барбина. МС-21-210 будет представлять собой среднемагистральный самолёт вместимостью от 132 до 165 пассажиров с двигателями тягой 12500 кгс и дальностью полёта до 6400 км. Индекс -210 показывает, что машина является импортозамещённой версией ранее разработанного самолёта МС-21-200.
Май23 мая в Жуковском в рамках сертификационных заводских испытаний борт 73051 выполнил посадку полностью в автоматическом режиме, что соответствует категории IIIA ИКАО. Ранее такие работы выполнялись на самолётах МС-21-300 с двигателями PW1400G, 73051 оснащён двигателями ПД-14, сейчас версия программного обеспечения системы автоматического управления адаптирована под российские двигатели в полном объёме. Автоматический режим посадки был задействован до касания взлётно-посадочной полосы. На борту находился экипаж в составе: лётчик-испытатель ПАО «Яковлев», Герой России Роман Таскаев и лётчик-испытатель ГосНИИГА Игорь Чернов, а также ведущие инженеры по лётным испытаниям Олег Березин и Павел Сокут.
Автоматическую посадку обеспечивают алгоритмы комплексной системы управления (КСУ) и системы автоматического управления (САУ) независимо от того, какое БРЭО установлено на самолёте, борт 73051 оснащён импортным БРЭО. В последующем, когда на опытном самолёте 73057 авионика будет заменена, подобные испытательные полёты повторятся уже для сертификации российского комплекса БРЭО с российским программным обеспечением.
30 мая опытный самолёт МС-21-300 б/н 73053 выполнил перелёт из Жуковского в Иркутск. Лайнер взлетел в 7 часов 2 минуты (ZIA) и приземлился на заводском аэродроме в 17:14 (UTC+8). На ИАЗ самолёт будет находиться на хранении. Этот опытный экземпляр был задействован в сертификационных лётных испытаниях МС-21 в импортном облике, а также выполнял полёты на проверку импортозамещённых элементов БРЭО и нового программного обеспечения авионики в целом.
Помимо «обкатки» ранее на этом самолёте отечественных компонентов БРЭО, он также косвенно послужит предстоящим полётам импортозамещённой версии. Как сообщил источник «Авиации России» в Жуковском, рабочие места операторов с испытательным оборудованием будут с него демонтированы и перенесены на борт 73057, который первоначально предназначался для коммерческой эксплуатации, и такие рабочие места на нём не предусматривались.
ИюньМодернизация ИАЗ, направленная на увеличение выпуска до 36 самолётов МС-21 ежегодного, близится к завершению. Об этом 6 июня сообщил Денис Мантуров. Программа модернизации ИАЗ включает в себя техническое обновление и расширение производственных мощностей, что позволит достичь указанного объёма производства. В расширение мощностей для выпуска МС-21 инвестировано 85 миллиардов рублей.
В рамках Петербургского международного экономического форума глава Объединённой авиастроительной корпорации на то время Юрий Слюсарь заявил, что с сентября 2025 года начнётся поставка МС-21 в компанию «Аэрофлот». Но для этого надо получить дополнение к сертификату типа, который был выдан на самолёт с иностранными комплектующими.
«У нас совершено порядка 1200 полётов на МС-21, получен необходимый сертификат, но он, к сожалению, получен с иностранными комплектующими. Мы были готовы к началу серийного производства. Порядка 12 планеров серийных уже Иркутским авиазаводом было сделано. Теперь нужно получить дополнительный к действующему сертификат – это порядка 200 полётов, которые должны начаться в сентябре 2024 года. Наша задача — за год эти 200 полётов на трёх машинах отлетать, и с сентября 2025 года начать поставку МС-21 в компанию «Аэрофлот»», – сказал Слюсарь.
17 июня полётом опытного борта 73051, продолжительностью 3 часа 45 мин., завершились заводские доводочные испытания, которые включали оценку комплексной системы автоматического управления, определение высотно-скоростных характеристик двигателей ПД-14 с новым ПО электронной системы управления – ЭСУД, а также заход на посадку, уход на второй круг и посадку полностью в автоматическом режиме. В июне этот самолёт выполнил семь полётов, экипажи испытателей ПАО «Яковлев» и ГосНИИ ГА завершили оценку функционирования связки КСУ-САУ с ПД-14, в том числе с имитацией отказа двигателя.
Глава «Аэрофлота» Сергей Александровский сообщил, что в рамках ранее заключённого с ОАК контракта компания планирует отказаться от закупки 40 самолётов Ту-214 и 89 SJ-100 и заменить их на самолёты МС-21. Ранее группа подписала рамочный контракт на 339 российских самолётов, из которых на 52 машины был оформлен твёрдый контракт.