Цитата: Duke Nuken от 11.12.2014 12:39:44Может быть, а может и не быть. Тут не поспоришь. Только использование в диспуте таких категорий - "может быть, а может не быть" - резко понижает КПД дискуссии.
В СССР отделов продаж на предприятиях не было. Факт. Им просто не было место в схеме. Банально потому, что предприятия сами не занимались реализацией своей продукции. За них это делали другие. Или вышестоящие органы решали кому и сколько это предприятие продаст, или Госснаб, или Госплан. А цену на продукцию предприятия установливал еще один товарищ сбоку-припеку - Госкомцен.
Сейчас смотрю на это и поражаюсь - потрясающая своей эффективностью схема. По логипке она должна работать, но она почему-то не работала. Где-то какой-то винтик поломался. Или много винтиков в разных местах.
Основным сломавшимся винтиком была концептуально утопическая идея, что некие мудрые мужи в Госплане, вернее в всесоюзном НИИ тапочек и трусов, могут предсказать потребительские предпочтения на следующую пятилетку, а лучше "до конца века".
В условиях ограниченного предложения, обусловленного военным временем или общей экономической неразвитости действительно можно запланировать некий объем потребного "мыла" в кг на душу населения в год.
Но в условиях большего материального благополучия, а тем более насыщенного потребительского сектора предсказать, почему через год покупатели захотят "мыло земляничное", а не запланированное "мыло хозяйтвенное" уже не представляется достоверно возможным.
Т.е. централизованное планирование конечного потребления, при его разнообразии и уже "покупательских капризах" становится принципиально невозможным.
И это не касаясь систем централизованного распределения в торговле, когда при создавшемся дефиците какого-то товара он локально мог пролеживать на полках по медвежьим углам каким.
Это уже к вопросу незаинтересованности торговли, поскольку распределение так же было централизуемо планируемым.
Прошу прощения, что напоминая подобные банальности.
Но проблема этого самого "всемерного удовлетворения возрастающих материальных потребностей населения" не решена в системе директивного централизованного планирования даже на концептуальном уровне, так что его поборники постоянно топчутся в следующих тупиках:
1. Ограничить потребление некоей "нормой", что так же в условиях технического и экономического прогресса нерешаемо на концептуальном уровне, нормы могут быть установлены, ну может там, по устоявшимся традиционно потребительским привычкам в питании и то весьма условно, а как устанавливать норму ( "научно обоснованную" ) на мобильный телефон?
1 шт на человека 1,5 или 0.5? в год, в пятилетку?
2. Демонизировать само потребительское поведение, объявив смену предпочтений и погоню за модой ( это самый страшный врах
централизованного планирования при производстве ТНП ) каким-то "извращением потребительства".
3. Само возрастание "материальных потребностей" объявить так же каким-то следствием "неосознанности", поскольку "свобода это осознанная необходимость".
Т.е если ты осознал, что желанные джинсы ты не сможешь приобрести ввиду их отсутствия на прилавке магазина - выдохни "Свободен!"
Фактически любые "решения", кроме признания собственно экономического и банального - на потребительском рынке правят бал сами потребители, а не за них знающие их потребности всеведущие ( "по науке" ) плановики в органах централизованного планирования.
Это к чему, внедрение хозрасчетной самостоятельности хозяйствующих единиц никак не решало проблемы работы "на потребителя" т.е. этот самый "рынок", при сохранении централизованного планирования, а значит потом пришлось бы переходить следующим шагом на внутреннее планирование и работу предприятий непосредственно на рынок и отказаться от плановых цен.
Все это прекрасно понималось и, в частности в силу догматизма, поскольку "по мере продвижения к коммунизму товарно-денежные отношения отмирают" в мотивировочной части, при обосновании сворачивания т.н. реформы косыгина-либермана так было и указано, что "противоречит", а может даже привести наоборот к развитию этих самых столь нелюбимых "товарно-денежных отношений", которые вот ведь ужос
, являются "питательной средой частнособственнической стихии", порождающей "частнособсвеннические отношения", а значит микробы проклятого капитализма постоянно будут бродить в этой питательной среде, тем хуже для среды, ее нужно "искоренить" товарно-денежную проклятую классиками марксизма, "породительницу".
Вот только причем здесь конечные потребители-вредители, постоянно мечтающие о джинсах?
Их тогда нужно "перевоспитать в сознательных потребителей", ведь можно и жить "и так сойдет" и "это можно носить то же".
Слово "аскетика" тогда как-то побаивались, видимо из-за религиозных аллюзий, могущих насторожить"дисциплинированного потребителя", любящего носить ботинки "прощай молодость" запланированные отдельной строкой в госплане на душу населения еще в первой пятилетке, но так почему-то не вычеркнутые из планов во все последующие.
"Советский потребитель - самый сознательный(аскетичный) потребитель в мире"! -
А все почему, может удивиться современная публика, а все потому, что мудрая коммунистическая партия и советское правительство неустанно заботилось о том, чтобы он не "развратился" разной гадостью буржуазного общества потребления, а для этого нужно воспитывать "сознательное отношение к личному потреблению", видимо, на фоне "аскетичного дефицита", приближая таким образом пришествие новочеловеков, имеющих скромные("осознанные") материальные потребности, но "богатый внутренний мир", способствующий "творческому раскрепощению".
Правда, боюсь, что в виду неизбежного следствия в виде очевидного тотального дефицита компьютерной техники для персонального использования и средств коммуникации и связи, мы бы обсуждали все это на лавочке за семками, бо "можно и так сойдет - какая разница в конце концов", как в С.Корее по сей день.
Народ безмолвствует. А счастлив ли Народ?...