Честно говоря, сил нет смотреть на типа обсуждение перспектив типа национализации в ЛДНР. Нет никакой конкретной информации ни о форме этой самой «национализации», ни о круге предприятий, которые под нее попадают, ни о тех мерах, которые планируются по организации их работы. Вообще ничего нет, но некоторые товарищи решили, что все это непременно сопряжено с «наложением на российский бюджет дополнительной нагрузки по социальным обязательствам», «обнищанием российского населения», сокращением объемов производства НЛМК и ММК ради «поддержания экспорта продукции низкого передела с Донбасса».
Пока самая полезная информация, это слухи о создании некоего «Метэнерго», кторое будет вкоючать: Енакиевский меткомбинат, Макеевский филал ЕМЗ, Енакиевский коксохим, Харцизский трубный завод, Докучаевский Флюсо-Доломитный комбинат, Комсомольское рудоуправление, Краснодонуголь, Ровеньки-, Свердловантрацит, Шахту Комсомолец Донбасса, Зуевскую ТЭС, Донецкоблэнерго» (все – Ахметов), Донецкий метзавод, Макеевский и Ясиновский коксохимы (все – Нусенкис), Алчевские меткомбинат и коксохим (ИСД), а также уже национализированная шахта им. Засядько.
Понятно, что пока в этом перечне никакой бизнес-логики нет. Это просто список для «национализации». Что из этого может получиться?
Зуевская ТЭС, Шахта им. Засядько, Донецкоблэнерго – это может быть интегрированная энергокомпания от угля до сбыта электро- и теплоэнергии. Конечно, нужно смотреть сбалансированность: какое количество угля добывает Шахта им. Засядько, какое количество угля потребляет Зуевская ТЭС? Какое количество электро- и теплоэнергии вырабатывает Зуевская ТЭС, какова ее доля в потреблении? И так далее, но, в принципе, идея здравая. Ее смысл – создание внутреннего энергорынка в ЛДНР, отделение от энергорынка Украины. Никакого вреда для российского «холодильника» я в этом не вижу. Россия и так, и так покрывает дефицит энергопотребления в ЛДНР.
Ровеньки- и Свердловскантрацит – это антрацит. Все потребители – на Украине: Змиевская, Славянская, Луганская (Счастье), Криворожская, Трипольская, Мироновская ТЭС. Сбыт может быть организован по схеме замещения или фиктивного замещения. В первом случае на Украину поставляется действительно российский антрацит, а прежним покупателям российского антрацита идет донбасский. Здесь возможны проблемы, связанные с логистикой и соответствующим удорожанием. Во втором случае вообще никаких проблем не просматривается. Есть риск, что Украина попытается отказаться антрацита вообще. Это создаст проблемы для сбыта небольшого количества антрацита и откроет рынок для эквивалентного количества российского угля газовой группы. На одной полке российского холодильника убудет, на другой прибудет. Будущее добычи угля в Донбассе будет зависеть от экономики (стоимости добычи): окажется дорого – добыча постепенно прекратится, как на российской части Донбасса, не окажется дорого – будут жить. Никакой политики. Чем быстрее произойдет интеграция Донбасса в Россию, тем быстрей эта проблема решится.
Все остальное: Краснодонуголь (коксующийся уголь), Енакиевский, Ясиновский, Макеевский и Алчевский коксохимы (кокс), Енакиевский, Алчевский меткомбинат, Донецкий метзавод (сталь), Харцызский трубный завод, Комсомольское рудоуправление и Докучаевский флюсо-доломитный комбинат (огнеупоры), похоже на небольшую вертикально интегрированную металлургическую компанию с производством порядка 7 млн. тонн стали в год (НЛМК, для сравнения – 15 млн. тонн). Нужно смотреть сбалансированность: коксующийся уголь, производство кокса, производство стали разных переделов. Была информация (у «Взгляда»), что Россия решила поставлять коксующийся уголь в ЛДНР, значит, есть дефицит коксующегося угля. Ну, и ладно. Раньше везли в Авдеевку, сейчас повезем в Ясиновку, Енакиево и Алчевск. Никакой разницы для российского «холодильника». Возможно, есть дисбаланс по производству кокса, но не думаю, что большой: Авдеевка и Мариуполь – на укровской стороне.
Что из себя представляют металлургические предприятия?
Енакиевский МЗ: непрерывный проволочный двухниточный стан 150 введен в эксплуатацию в 1994 году; стан 390 – прокатка разделением “СЛИТИНГ” арматурной стали №8-16 в два и в четыре ручья (не знаю, что это значит, но, видимо, круто), введенный в эксплуатацию в 2009 г.
Алчевский МЗ: реконструировался в 2006-08 гг.: 2 НМЛЗ, установка «печь-ковш», вакууматор, конвертерный цех, реконструировались доменные печи, смонтирован стан 3000.
Донецкий МК: в 2000-е реконструировано вообще все. Встречается стоимость реконструкции – $700-800 млн. Сталеплавильное производство реконструировано в 2013 г – запущена ДСП-150.
Какое место займет Донбасс в случае интеграции в российскую экономику? Тут нужны конкретные знания и конкретные расчеты. Однако никакого ущерба для российского «холодильника» я не вижу. Если донбасские предприятия способны выпускать высококачественную продукцию – значит это будет для нас «импортозамещение». Если не способны – значит, станут «рынком сбыта» для российского угля, будут поставлять дешевую заготовку (демпинговать!), значит, российский металл будет дешевле и конкурентоспособней.