Производство сократилось в разы, а значит, огромные инфраструктуры, выстроенные для проживания рабочих, стало некому содержать. И незачем. Зачем тратить миллионы на дороги, если по ним не возят заводскую продукцию? Зачем содержать бесплатные поликлиники для рабочих, если рабочих нет? «Заводские» дома и общежития, которые раньше были на балансах заводов, больше не за что ремонтировать, менять изношенные трубы, поддерживать системы, доставляющие к домам воду, тепло, электричество, газ. Теперь квартиры – в частной собственности, радуйтесь и сами решайте проблемы износа труб и стен.
Пока железная дорога нужна была государству, приносила деньги в бюджет, из бюджета же ее и поддерживали. Меняли износившиеся рельсы и шпалы, пассажирские и грузовые вагоны и цистерны, строили вокзалы и транспортные развязки. Из доходов государства, подчеркиваю.
За без малого тридцать лет оставшееся «наследство» местами стало приходить в негодность по старости. Да, «Укрзализниця» пытается закупать вагоны, но одномоментно заменить практически весь подвижной состав невозможно, сколько не повышай цену на билеты и грузоперевозки.
«3 июля 2018 года, в 14:18 на перегоне Ивановка — Веселый Кут в Одесской области произошел сход 14 грузовых вагонов, в результате чего был нарушен габарит на обоих путях перегона. Из-за инцидента движение 20 пассажирских поездов было организовано по альтернативным маршрутами, в объезд этого участка», - сообщает официальный сайт «Украинской железной дороги». В этот раз вагоны были грузовые, поэтому люди не пострадали.
Днем ранее, 2 июля, опубликованы информационно-аналитические материалы, подготовленные ГП «Укрпромвнешэкспертиза» в рамках спецрасследования по импорту серной кислоты и олеума, проводимого Межведомственной комиссией по международной торговле (МКМТ) при Министерстве экономического развития и торговли Украины (МЭРТ).
«С учетом возраста (год постройки), практически весь имеющийся в Украине парк цистерн для перевозки серной кислоты требует проведения капитально-восстановительных ремонтов. Суммарная стоимость их проведения может составить 183,6 млн. грн. или около $7 млн.», — говорится в документе. Самые новые цистерны были сделаны в 1993 году, 25 лет назад, самые старые из эксплуатируемых – еще в 1980, 38 лет назад. Все просто. Бизнесмены, «хапнувшие» этот кусок рынка, пользовались цистернами, выжимая все возможное, и не приходило им в голову, что нужно обновлять, закупать новые, поддерживать подвижной состав. Зачем? Ну, разольется где-нибудь серная кислота, так не у него же дома.
Если ввести в поиск украинского портала «Укрнет», на котором собраны все новости страны, слова «разобрали рельсы», выдаются такие публикации:
20 июня 2018 - В Кривом Роге украли 200 метров железной дороги
18 апреля 2018 - В Запорожье разобрали и похитили рельсы
28 марта 2018 - На Западной Украине неизвестные разобрали ж/д колею: сошли с рельсов несколько вагонов с пассажирами
15 января 2018 - Группа лиц пыталась пустить на металлолом железную дорогу в Попаснянском районе
3 декабря 2017 - В Запорожской области разобрали железную дорогу
29 октября 2017 - На Днепропетровщине воры выкрутили 800 болтов на железной дороге
5 сентября 2017 - В Днепре патрульные не дали разобрать рельсы на металлолом
Дабы не утомлять читателя, не буду продолжать. Можете проверить сами, насколько массовым и «привычным» событием это стало за последние 4 года. Люди нищают, ищут хоть какую-то возможность «заработать», и не думают ни о каких последствиях. В то же время, возможности государства пресекать такие преступления стали сильно ограниченными из-за «реформирования» полиции.
Да что там рельсы, «металлоискатели» воруют и повреждают коллекторы сточных вод и фекалий.
«В поселке Мирное под Мелитополем охотники за металлолом демонтировали коллектор, из-за чего образовалось озеро из фекалий на несколько сотен метров леса. Зловонные воды почти впритык приблизились к уникальному природному заповеднику «Каменная могила»,- сообщали СМИ 1 июня 2018. В новостной ленте подобных происшествий несколько только за полгода.
А в Николаеве в конце весны в результате аварии коллектора фекалии залили часть улицы недалеко от центра города. На замену его деньги искали очень долго, ведь такие суммы не предусмотрены ни в бюджете города, ни у водоканала. Авария произошла от банального износа, по документации коллектор подлежал полной замене еще несколько лет назад. Эпопея с выделением средств и ремонтом продолжалась несколько недель, и уже 11 июня СМИ сообщили, что необходимо принимать срочные меры по капитальному ремонту, а лучше замене еще одного городского канализационного коллектора, в котором начались разрушения.
Подобные ситуации возникают во всех городах. Городские власти и коммунальные службы лихорадочно устраняют аварии и пытаются предупредить их, выделяя средства для ремонтов самых ветхих систем. Однако, на это практически нет денег.
После огромного повышения стоимости коммунальных услуг, несмотря на сложную систему субсидий, а частично и наоборот, благодаря ей, аккуратных плательщиков становится все меньше. На сегодняшний день долги украинцев за коммунальные услуги приближаются к 40 миллиардам гривен. А с наступлением отопительного сезона, долг будет расти с огромной скоростью. Ведь этим летом вступили в силу изменения по оформлению субсидий, из-за которых планируют сократить количество ее получателей более чем на половину, а оставшимся субсидии монетизировать. В итоге, государство и бюджет выиграют, а люди просто не смогут оплачивать невероятные суммы. Откуда же возьмутся у предприятий, поставляющих газ, воду, электричество, тепло, деньги на модернизацию инфраструктуры?
«Замечательный план» украинских чиновников состоит в том, чтобы продать оставшиеся в государственной и коммунальной собственности предприятия, обеспечивающие коммунальные услуги населению, частным инвесторам. Они-де сразу начнут за собственный счет вкладывать в инфраструктуру, менять трубы и провода, все чинить и укреплять. Но, позвольте, за счет чего? За счет потребителя, которому придется платить еще в разы дороже. Потому что замена и капитальные ремонты инфраструктуры – это очень дорого, плюс частному инвестору необходимо получать прибыль от приобретенного предприятия. В итоге, еще меньше людей смогут платить за услуги. Следовательно, их квартиры рано или поздно перейдут в собственность кредитора по судам за долги.
Учитывая количество построенного в Украине нового жилья, а также то, что граждане миллионами бегут из страны, продавая или оставляя свои жилища, с реализацией недвижимости, отжатой у должников, также будут проблемы. Так и рисуется апокалиптическая картина повсеместно заброшенных многоэтажек, которые разрушаются от солнца и снега, дождя и ветхости.
Может быть, государство не должно продавать в частные руки стратегически важные для жизнеобеспечения граждан объекты? Да нет, не может быть. Это же выгодно. Бабло дадут сейчас, а развалится все еще когда… Продамо! Нацарюем и втечем. А вы тут как хотите.
В прошлом месяце остановился крупный завод «Днепразот». Яркий пример, как делать не нужно было, и что из этого получается. Итак, единственное предприятие в стране, которое, в числе прочего, производит средства для очистки питьевой воды украинскими водоканалами, давным-давно было «выгодно» продано в частные руки. На данный момент СМИ указывают его владельцем небезысвестного Игоря Коломойского. Собственно, дело не в личности владельца. Остановился завод из-за крайне невыгодной для производства цены на газ.
Продукция просто стала неконкурентоспособной. Четыре тысячи работников пока в режиме частичной оплаты, но в целом под угрозой увольнения, если завод не заработает. Отопительный сезон для огромного микрорайона, который отапливал завод «лишним» теплом, может не начаться. Дома не имеют никакой альтернативной котельной, это было не нужно. Котельную, надо сказать, обещали построить. Однако, уже июль, а нужна она к октябрю. Но все это сущие пустяки местного масштаба, по сравнению с главным вопросом. Где взять жидкий хлор, позарез необходимый водоканалам для очистки воды?
В первую неделю июля СМИ описывали ситуацию, как катастрофическую. Запасов хлора на водоканалах осталось где на неделю, где на две. Киевлян предупредили, что в скором времени подачу воды сделают почасовой. В других, крупных и помельче, городах страны та же ситуация – воду чистить нечем. За почти месяц простоя «Днепразота» власти и не кинулись решать проблему. По обыкновению, хотели было закупить за границей. Однако, столкнулись с неожиданной проблемой - европейские цистерны для перевозки жидкого хлора не могут менять свою колесную базу, и они, к тому же, не сертифицированы на территории Украины. Переливать их по дороге не представляется возможным.
Собственно, закономерный финал бестолкового управления страной – сначала стратегическое предприятие продать частнику, потом сделать его и все другие неконкурентоспособными за счет повышения стоимости газа, и любоваться результатом.
Кроме отсутствия питьевой воды и непомерных цен на энергоносители, горожан вскоре ожидает еще одна проблема. Вытекающая, собственно, все из того же места – общей придурковатости законодателей. Нашлись альтернативно одаренные депутаты, которые «пидрахували», что для экономии бюджетных средств, которые тратятся на субсидии для малоимущих, а также для плодотворной борьбы с неплательщиками, следует законодательно разрешить отказ от отопления отдельных квартир в многоэтажках. И, соответственно, их «отрезание» за долги, надо понимать. Давайте представим 9-ти этажный дом, допустим в 100 квартир, где отопление используют только 50 квартир, в произвольном порядке. А со временем и 20, может быть. Вопрос: через сколько лет рухнет дом, если его прочность значительно поддается разрушениям даже при использовании простого пенопласта для хаотичного внешнего утепления отдельных квартир?
Грядущие проблемы жителей городских многоэтажек из-за разрушения ветхой инфраструктуры и строений покажутся малозначительными, в сравнении с глобальными. Не нужно забывать, что в руках «временщиков», разносящих в клочья все, что было построено до них, оказались и атомные электростанции. Собственно, в случае разрушения даже гидроэлектростанций, мало не покажется никому. Но атомные, памятуя ужасный опыт Чернобыля, пугают даже географических соседей.
Совсем скоро по техническим характеристикам, все имеющиеся реакторы подойдут к крайнему сроку использования, после чего, по замыслу создателей, их необходимо закрывать и использовать построенные другие. Других для полной замены нет, и не предвидится. А работающие, едва ли не ежемесячно, по очереди останавливают для текущего ремонта и из-за мелких аварий. Не придает надежности реакторам и использование «чужих стержней». Вместо полностью подходящих по техническим параметрам российских, по политическим мотивам стали закупать американские. Реакторы работают и на топливе «Вестингхауз», однако таким образом, меняется расчетное время использования, на что киевским «хозяевам страны» плевать. Впрочем, тут остается только надеяться на лучшее – на авось. Решать проблему нужно было начинать лет 15-20 назад. Сейчас уже ничего не изменить, главное, чтобы вовремя закрыли и не допустили масштабной катастрофы. А электроэнергию и купить можно. Как уголь – за границей. Пусть они зарабатывают, а у Украины - декоммунизация. И это – само по себе цель.
Разбитые дороги в Украине уже стали притчей во языцех. Подсчитано, что 300 километров из Кривого Рога через Николаев к морю можно преодолеть за 8 часов, зато увидите самую раздолбанную в стране трассу. Само по себе путешествие станет незабываемым, как по дикой Африке. По пути из Николаева в Одессу вас также ожидает нерво-щекотательное приключение, поездка по николаевскому Варваровскому мосту. Вид открывается красивый, однако в этом году вы еще и получите дополнительный адреналин от осознания, что в любой момент мост под вами может провалиться. А он может, он «устал».
Построенный в 1964 году, Варваровский мост протяженностью 2 километра,в результате обследования, проведенного в минувшем году ООО «Институт комплексного проектирования объектов строительства» определен как «неработоспособный». «Остаточный ресурс моста полностью исчерпан, сооружение требует немедленного ремонта. Более того, дополнительное обследование, проведенное специалистами фирмы-подрядчика, установило, что состояние моста еще хуже, чем предполагалось. На железобетонных опорах, практически везде, кроме разрушения верхнего слоя бетона, наблюдается еще и коррозия металлических частей. Коррозией в значительной степени поражены различные элементы крепления, есть проблемы с ортотропной плитой и разводным механизмом». Эксперты вынесли рекомендацию – мост полностью закрыть.
Однако, с закрытием Варваровского моста гарантировано произойдет транспортный коллапс, так как объезжать его не по чему. Именно через него идут, вопреки принятым ранее решениям, груженные фуры, направляющиеся в одесские порты и обратно, по нему едут на отдых на курорты Одесской и Николаевской областей тысячи отдыхающих, по нему проходит международная трасса М14. Другого моста нет. Объездные пути слишком далеко. Аварийным состояние моста признано еще 10 лет назад. Однако, кого это интересовало?
На капитальный ремонт моста денег нет. В государственном бюджете не предусмотрено, а местный попросту не в состоянии найти такие огромные деньги.
Похожая ситуация и в Запорожье - там два моста через Днепр строятся еще с 2004 года и до сих пор не построены и на 50%. Благо, в «колыбели казачества» есть еще, хоть и аварийные, но действующие мосты и плотина ДнепроГЭС.
«Устают» и другие мосты, так, например, много писали о проблеме Шулявского моста в Киеве. Кстати, полном ровеснике николаевского Варваровского, они построены в одном году. Однако Шулявский не просто устал, как сказал о нем «красноречивый оратор», киевский мэр Кличко. Шулявский прямо «умер», больше года назад. С тех пор о этом много говорят, но воз и ныне там. На очереди в одном только Киеве еще два таких же моста – путепровода, на Святошино и на Нивках.
Устала и наибольшая гордость украинских властей, она же предмет шантажа России и Европы, «газовая труба». Газопровод, по которому европейские страны получают российский газ, практически исчерпал свои ресурсы, а вкладывать деньги в его капитальный ремонт и модернизацию ни одному «незалежнику» не приходило в голову. Теперь же, европейцам и россиянам проще и главное, надежнее, построить новый газопровод, в обход психически нестабильной страны постоянных майданов, где чуть не у каждого «патриота» в кармане боевая граната и взрывчатка, а останавливать его некому. Кроме «Северного потока-2» обсуждают и постройку нового, еще одного газопровода через Беларусь, именно как полной альтернативы «украинской трубе».
«Устала», по большому счету, вся инфраструктура на Украине. Устала от «незалежности», от безалаберности властей, от воровства и бесхозяйственности. От того, что каждый, дорвавшийся до кормушки, стремится побольше урвать, и ничего не предпринимает для того, чтобы страна развивалась. «Нацарювати, та втекти!» Разворовать и сбежать. «Кляті окупанти» оставили «незалежным патриотам» богатейшую республику Союза, с запасами всего, чего душа пожелает, с шикарным климатом и черноземами, с энергетикой, промышленностью и инфраструктурой. У Украины было все, чтобы стать богатой европейской державой, используя свои географические и инфраструктурные преимущества. Одного не было у Украины – людей во власти, которые хотели бы ее процветания. Под патриотическими лозунгами просто удобнее грабить.
Теперь же заложниками «уставшей» инфраструктуры стали миллионы украинцев, рискуя жизнями на дорогах и мостах, рискуя потерять единственное жилье, которое развалится от ветхости, рискуя здоровьем простым питьем воды. Инфраструктура пленных не берет. Вместе с вышиванками придется вспомнить и о мазанках с печами, и о волах на Чумацком шляху…
Наталка Nik