Скрытый текст
Под давлением аргументов из Брюсселя в украинском правительстве впервые признали неготовность Киева к внедрению амбициозного плана помощи.
Это, правда, не означает, что идея похоронена: предоставления Украине масштабной поддержки остается на повестке дня, без этого продолжения сближения с ЕС превращается в сверхсложную задачу. Однако сперва Киеву стоит изменить принцип обращения с донорскими средствами.
Подробнее об этом – в репортаже "Европейской правды" с форума "Восточного партнерства" в Таллинне. Европейская политика скепсиса
О возможности принятия "плана Маршалла" для Украины впервые было объявлено весной 2017 года. Бывший премьер Литвы Андрюс Кубилюс стал главным лоббистом этой идеи. В начале ему даже удалось достигнуть одобрения этого проекта на саммите ЕНП (подробнее в интервью "поддержка "плана Маршалла" для Украины, речь идет о 5 млрд евро в год").
Но дальше жизнь оказалось уже не таким благосклонным к лоббистов "плана Маршалла". Форум в Таллинне стал ярким подтверждением этого.
Нет, про идею не забыли, наоборот – с нее, по сути, начался форум.
Белорусский диссидент Алесь Беляцкий, выступление которого открывал мероприятие, даже предложил расширить идею Плана на другие страны "Восточного партнерства". "Нужны четкие планы предоставления для Украины, Молдовы и Грузии помощи в виде нового "плана Маршалла". Если этого не будет, они вернутся в отправную точку, в которой сейчас находится Россия", – пояснил правозащитник.
И нет смысла в детальной работе над планом, пока нет согласия тех, кто должен бы давать деньги.
И вот с этим – серьезная проблема.
Комиссар Иоганнес Ган, ответственный за Европейскую политику соседства, подтвердил, что в Еврокомиссии получили литовские предложения относительно нового "плана Маршалла". Но "получили" – не означает "поддержали". Ган отметил, что в ЕК эта идея вызывает сомнение, ведь Брюссель, по его мнению, и без того имеет достаточно инструментов для помощи Украине.
"Сейчас все и всюду говорят о "планы Маршалла", есть план для Африки, для Украины, еще для кого-то. Можно говорить, что есть инфляция "планов Маршалла", – пошутил комиссар.
На этом проблемы исчерпываются.
В Литве возлагали серьезные надежды на саммит "Восточного партнерства", который состоится в Брюсселе меньше чем за месяц – планировали официально представить план для глав всех государств и правительств ЕС и рассчитывали, что документ упомянут в итоговой декларации саммита. Это предоставило бы "плана Маршалла" для Украины, по крайней мере какой-то официальный статус. Но с этим – не сложилось.
"Европейская правда" получила возможность прочитать проект итогового заявления саммита "Восточного партнерства", одобренный в Брюсселе. Шесть страниц, более 30 подробно расписанных пунктов – и ни слова даже о существовании идеи новой программы помощи Украине.
А значит, идея провести в начале следующего года конференцию доноров "плана Маршалла" для Украины, скорее всего, также потеряла смысл.
Что делать с деньгами?
Собственно, заявления Гана в четверг не стали большой неожиданностью.
Ранее комиссар уже выступал с тезисом о том, что Украина уже сейчас имеет кучу программ помощи и новая ничего не изменит. "Мы взяли на себя обязательства предоставить 12,8 млрд евро на проведение реформ. Не говоря уже о финансировании, что предлагается другими донорами и международными организациями. В определенном смысле, "план Маршалла" для Украины уже действует", – пояснил он в интервью Eastbook.
И на форуме в Таллинне сомнения относительно плана прозвучали не только от еврокомиссара.
От экспертного сообщества были вопросы: предположим, что Запад решил предоставить Украине многомиллиардную помощь. Что дальше? Сможет ли Киев усвоить ее эффективно?
В правительстве признают: с этим есть серьезные проблемы.
"Пока у нас нет нормальной системы менеджмента помощи, которую ЕС предоставляет Украине. И это уменьшает ее эффективность", – заявила на дискуссии относительно украинских реформ, состоявшейся в Таллинне, руководитель Правительственного офиса по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишин.
К слову, проблемы с менеджментом европейской помощи является неким "секретом Полишинеля". О них известно всем, прежде всего – западным донорам.
И если запустить маховик одобрение такого "плана Маршалла" до тех пор, пока Украина не будет готова принять помощь, то мы с большой вероятностью... просто получим отказ.
"Относительно инвестиционного плана есть разные мнения в правительстве, но похоже, что нам стоит начать думать об этом (активную работу над его продвижением) за несколько лет. Сейчас немного рановато, сначала нам нужно наладить внутренние процедуры, чтобы не столкнуться с отрицательным решением", – пояснила Стефанишин, комментируя скептические заявления Иоганнеса Гана.
Ни один из участников дискуссии не отрицал эту мысль; зато несколько экспертов поддержали ее.
"Конечно, я ничего не могу сказать против "плана Маршалла", но у меня есть серьезные вопросы относительно нашей способности использовать такую помощь, – пояснил Юрий Вдовенко, член руководящего комитета Форума гражданского общества "Восточного партнерства". К примеру, в сфере децентрализации есть куча помощи, проекты ЕС, USAID, ULead, других доноров. Но эффективность этих программ – достаточно скромная".
Стефанишин стала первым чиновником, кто признал, что слишком категорическое "вымогательство денег" может повернуться против Украины.
Тем более, когда в ЕС не скрывают скепсиса относительно такой инициативы.
Конечно, она не является политиком, поэтому решение относительно действий Украины еще должно быть подтверждено на политическом уровне. Но сама по себе идея отложить активные переговоры о "план Маршалла" и лучше подготовиться к его выполнению выглядит логичной.
Во-первых, уже со следующего года Украина входит в предвыборный период, когда проведение серьезных изменений становится малореальным. Верховная рада, больная на предвыборный популизм, в этот период не будет утверждать жесткие и непопулярные реформы.
Иоганнес Ган в выступлении в Таллинне отдельно акцентировал внимание на этом. "Извините, что имею это говорить, но уровень доверия (до готовности Киева проводить реформы. – Ред.) – не очень высокий", – заявил еврокомиссар.
Во-вторых, крайне малореально, что западные доноры будут готовы обещать Киеву серьезную помощь, не зная, кто придет к власти в 2019 году. Только после наших парламентских и президентских выборов и после формирования нового правительства будет смысл договариваться о реформы – уже с новым руководством страны.
И в-третьих, весной 2019 года в ЕС также состоятся выборы, а осенью – изменится состав Еврокомиссии.
Будут ли все эти изменения на пользу Украины, или наоборот – пока не знает никто.
Но похоже, что к тому времени дискуссии с ЕС о "плане Маршала" для Украины не будут нести много практического содержания.