Тем не менее, режим Порошенко рассчитывает получить до конца 2018 года от МВФ транш на 1,9 миллиарда долларов и привлечь из других источников ещё 1,2 миллиарда заёмных средств.
Выдачу очередного транша функционеры Фонда привязывают к созданию Антикоррупционного суда и очередного существенного повышения тарифов на газ для украинского населения.
И если поднять тарифы на газ в апреле на 62% кабинет Гройсмана уже готов, то с созданием Антикоррупционного суда пока большие проблемы. Соответствующий законопроект внесён в Раду, но в таком формате, который нужен Порошенко и который категорически не устраивает МВФ. И это основной формальный камень преткновения.
А пока режиму Порошенко приходится платить по счетам. В 2017 году Украина после двух лет отсрочки выплатила 1,268 миллиарда долларов (то есть больше, чем получила).
Пару дней назад, в начале февраля, Украине пришлось заплатить ещё два платежа на общую сумму 462 миллиона долларов. До конца года Украина должна выплатить МВФ в целом 4,6 миллиарда долларов. И даже если удастся договориться о новом транше «помощи», то размер выплат просто сократится до 2,7 миллиарда долларов. Ещё 2,6 миллиарда Украина должна заплатить до конца года другим кредиторам.
Складываем 4,6 и 2,6 миллиарда и получаем уже 7,2 миллиарда долларов. Плюс ещё 2 миллиарда нужно будет выплатить по условиям газового контракта согласно решению Стокгольмского арбитража. И на днях должно быть принято окончательное решение по 3 миллиардам «долга Януковича» в Высоком суде Лондона.
А это уже 12,2 миллиарда долларов, которые нужно до конца года выложить на бочку. Планы привлечь 3,1 миллиарда новых кредитов, даже если их удастся реализовать, – это всего лишь около четверти от этой суммы.
Ещё около 9 миллиардов долларов нужно будет отдать в 2019 году. Но судя по всему, режим Порошенко не заглядывает так далеко вперёд. Им бы день простоять да ночь продержаться.
При этом официально озвученные золотовалютные резервы Украины по состоянию на 1 января 2018 года составляли 18,8 миллиарда долларов (в реальности они могут быть и меньше, «нет веры князю киевскому»).
Структура ЗВР при этом выглядит так:
– монетарного золота на 1,08 миллиарда долларов;
– ценные бумаги на 14,7 миллиарда долларов;
– собственно валюты всего лишь 820 миллионов долларов;
– и ещё на сумму 2,16 миллиарда долларов нереализованных СПЗ (специальные права заимствования, SDR) МВФ.
Как известно, Международный валютный фонд не выдаёт наличные деньги, а выдаёт особый вид ценных бумаг – SDR, специальные права заимствования. И уже другие страны или финансовые организации выкупают эти бумаги у страны, получившей кредит МВФ. В результате страна должна МВФ, а МВФ должен тем, кто выкупил эти ценные бумаги (своеобразная страховка).
Но украинские SDR за последние два года никто так и не выкупил. «Лежит на сердце тяжкий груз».
То есть эти долговые обязательства никто не обналичил, они два года лежат мёртвым грузом и не идут в реальный сектор экономики (по умолчанию подразумевается, что кредиты берутся для развития экономики, а не для «пусть полежит»). И на них лишь тикают проценты. Вершина непрофессионализма.
Аналогичная ситуация и с целевыми кредитами ВБ и МБРР. Они даются под определённые проекты – постройку заводов, дорог, электростанций, дамб и прочих инфраструктурных объектов. Но Всемирный банк и Международный банк реконструкции и развития заявили, что прекращают выдавать кредиты режиму Порошенко, потому что они деньги берут, а объекты не строят.
Это никого не устраивает, потому что если брать кредиты не на развитие экономики, а направлять их на проедание и/или разворовывание, то такие кредиты никто никогда не сможет вернуть.
Да и в целом макроэкономические показатели Украины ужасающие.
Внешний государственный долг – 38,5 миллиарда долларов.
Внешний гарантированный государством долг – 10,5 миллиарда долларов.
Совокупный внешний государственный долг – 49 миллиардов долларов.
Внутренний государственный долг – 27,3 миллиарда долларов.
Общий государственный долг – 76,3 миллиарда долларов.
Валовой внешний долг Украины – 117,35 миллиарда долларов.
ЗВР покрывает лишь 38% внешнего государственного долга.
Соотношение госдолга к ВВП превысило 82%.
Валовой внешний долг к ВВП – 125%.
Вот вам и исчерпывающий список причин, почему никто не хочет давать в долг режиму Порошенко:
– неэффективное и нецелевое использование средств;
– коррупция и воровство;
– неспособность экономики поддерживать/обслуживать долг и тем более гарантировать его возврат в обозримом будущем.
Последствиями же подобной ситуации могут стать:
– стагнация экономики;
– дальнейшее обесценивание гривны;
– сокращение критического импорта (к примеру, лекарств и некоторых видов продуктов питания, что уже можно видеть);
– рост социально-экономического напряжения и преступности;
– и многие другие неприятные последствия.
Но кого это волнует? Пока Украина стала самой бедной страной Европы, Порошенко и Луценко отдыхают на самых дорогих элитных курортах мира. Могут себе позволить. Возможно, даже именно поэтому Украина стала самой бедной страной Европы.
Александр Роджерс,
специально для alternatio.org
http://alternatio.or…tem/56367-