Приемлемые тарифы ЖКХ? Сокращение рабочих мест? Тотальное падение доходов населения? Прекращение кровавой бойни в Донбассе?
Еще чего! Украинское народное счастье – это возможность ввозить европейские автомобили без уплаты пошлины!
Сколько непопулярных решений было принято за четыре года украинской властью! Сколько было за время, прошедшее с последнего «майдана», попыток устроить массовый протест, оказать давление на Верховную Раду, президента, Кабмин. Всевозможные ряженные в камуфляж «патриоты», «высераны АТО», месяцами осаждали Мариинский парк, выдвигая требования, о которых никто уже и не помнит. То шахтеры, то медики, то работники АЭС, то чернобыльцы, практически беспрерывно пикетируют здание парламента, пытаясь привлечь внимание к своим нуждам.
Пикет перед Верховной Радой давно уже не новость для украинских СМИ – там постоянно кто-нибудь стоит и чего-нибудь требует. Что поделаешь?! Ведь по последним опросам три четверти украинцев считают, что страна движется в неправильном направлении.
Однако до сих пор ни одной группе недовольных так и не удалось привлечь к своим проблемам внимание депутатов, кроме так называемых «евробляхарей».
Так на Украине называют владельцев нерастаможенных авто с европейской регистрацией. По правилам они должны или заплатить за растаможку, либо регулярно покидать территорию Украины и ввозить автомобиль вновь. Однако находчивыми украинцами были придуманы лазейки для обхода этих законов. В частности, транспорт оформлялся как коммерческий на подставную иностранную фирму, а владельцы фиктивно оформлялись в неё на работу.
В итоге количество ввезенных авто на европейских номерах на сегодня даже эксперты назвать затрудняются. Известно, что только за 2017-й год было ввезено около миллиона автомобилей из Европы, а всего, предположительно, украинцы используют уже более двух миллионов нерастаможенных авто.
Однако 20 июня Кабинетом Министров Украины было принято постановление №479 которым, « в порядке эксперимента», полиции был предоставлен контроль над таможенниками «для предотвращения уклонения от уплаты таможенных платежей» .
Этот документ дает право полицейским круглосуточно находиться в зонах таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу и в других местах, где органы ДФС осуществляют таможенные формальности. Также полиции был предоставлен доступ к автоматизированной системы таможенного оформления «Инспектор-2006».
Около десяти тысяч автомобилей с европейскими номерами перекрыли улицы в центре столицы. Евробляхари обещали также блокировать движение в сторону аэропорта Жуляны и другие жизненно важные трассы. Поводом к протесту послужило то, что после принятия постановления Кабмина полицейские стали останавливать для проверки машины на еврономерах, как заявляют их владельцы, «без всяких на то оснований». Акцию организаторы пообещали сделать бессрочной.
«Первое требование - это отмена постановления Кабинета министров от 20 июня №479, которая дала возможность репрессировать авто на еврономерах по всей территории Украины и практически парализовать всю работу таможен. Вторая - принять законодательство для адекватной растаможки таких транспортных средств", - заявил руководитель организации "АвтоЕвроСила" Олег Ярошевич.
Кроме этого «евробляхари» требовали отставки главы ГФС Мирослава Продана, главы МВД Арсена Авакова и премьера Владимира Гройсмана, которые ответственны, по их мнению, за «неконституционное» решение.
Как депутатов заставляли работать
Собственно это и есть повторение «евромайдана» в миниатюре. С той лишь разницей, что теперь герои прошлого майдана оказались по другую сторону баррикад, в роли «преступной панды».
Интересен и социальный состав протестующих. Обещание бессрочной акции и действительно впечатляющая массовость при блокировании центра столицы показали, что в стране есть как минимум несколько десятков тысяч человек, которым ничего не стоит на несколько дней, недель, месяцев оставить свои привычные занятия, родной дом и помитинговать в очередной раз бессрочно в центре Киева.
В адрес жителей Юго-Востока Украины и Донбасса до сих пор раздаются обвинения, почему они не противопоставили Евромайдану в Киеве свой Антимайдан. И участники акций Антимайдана в городах Юго-Востока уже устали объяснять, что для этого нужно было как минимум бросить работу и иметь запас средств для того, чтобы кормить семью, и самим несколько месяцев кормиться в центре Киева.
«Евробляхарей», собравшихся в центре Киева, эти факторы, по видимому, совершенно не сдерживали при начале «бессрочной» акции. Это характеризует их как людей, не только очень специфически относящихся к закону, но и очень интересного образа жизни, при котором не нужно каждый день ходить на работу.
Вот именно такие люди, сознательно плюющие на закон, рассчитывающие на особое к себе отношение и имеющие возможность не работать, безусловно лучше всех на Украине знают, что «конституционно», а что нет.
У депутатов Верховной Рады были свои специфические планы на последние дни сессии. Прежде всего, им было необходимо не допустить избрание членов Центральной избирательной комиссии. Обновление состава ЦИК давал возможность Петру Порошенко распустить Верховную Раду, ведь формальной коалиции в ней давно уже не существует. По окончании депутатских каникул в сентябре, Порошенко уже не сможет распустить парламент, так как останется меньше полугода до президентских выборов. Однако депутатам удалось сформировать антипрезидентское большинство и саботировать все попытки представителей Порошенко провести вопрос о назначении членов ЦИК. После этого можно было бы и расходиться на «залуженный отдых, но не тут то было.
Не добившись ничего перекрытием движения в центре Киева «евробляхари» перешли непосредственно к блокаде выходов из Верховной Рады, чтобы не дать депутатам разойтись на каникулы, не выполнив их требования.
И первым, кто попался в их руки, стал не кто-нибудь, а сын президента Алексей Порошенко, который является депутатом от партии «Блок Петра Порошенко».
Судя по видеокадрам, сразу же попавшим в Интернет, сын лидера нации встречей с избирателями был не то, чтобы не обрадован, а, прямо скажем, изрядно напуган.
Изловив пытавшегося сбежать Алексея Порошенко митингующие созвали своих сторонников и потребовали объяснить, почему в ходе вечерней сессии так и не был принят закон о растаможке. Порошенко младший, являющийся членом комитета Рады по налоговой политике, оправдывался тем, что голосовал за вынесение соответствующих законопроектов на рассмотрение, однако депутаты не могли рассмотреть их, так как на повестке дня было много законов. Выглядело происходящее весьма жалко.
После этого участники акции перекрыли большинство входов и выходов из ВР, чтобы не выпускать из помещения народных избранников и при этом скандировали: «На работу!».
Депутаты, в свою очередь, сняв костюмы, и переодевшись в «простых людей» пытались покинуть Раду и слиться с толпой протестующих. Этот фокус не получился у депутата, по совместительству, журналиста, пламенного медийного бойца «евромайдана», Сергея Высоцкого. Протестующие его узнали даже в одежде стиля «кежуал» и в темных очках, после чего матом и пинками погнали в сторону Рады. Всё это сопровождалось выкриками: «пошёл, падла, на работу! Тебе за это деньги платят».
Видео с инцидентом было выложено в твиттере, а вот журналисты украинских изданий данный случай попросту проигнорировали. Хотя другие стычки протестующих с депутатами охотно и подробно освещались. Очевидно, что, по мнению украинских журналистов, не все депутаты одинаково могут быть подвержены народной обструкции. Курьёзный инцидент с одной из знаковых медийных личностей, которой Украина обязана успехом «евромайдана», предпочли просто замолчать.
Очень жаль, что нет возможности пообщаться с фигурантом события и услышать от него впечатления от встречи с благодарным «народом». В апреле 2014-го года на одном из телеэфиров, брызгая слюной и захлебываясь от энтузиазма он мне доказывал, что такие же действия, что примечательно, того же самого контингента на Майдане и были волеизъявлением украинского народа.
Народный депутат Виктор Пинзеник, пытаясь прорвать блокаду, сбил внедорожником одного из митингующих. От линчевания «евробляхарями» его спас полицейский спецназ, который вывел Пинзенника и бывших с ним в машине двух депутатов через «коридор позора», позволив им укрыться в ближайшем подъезде. В отместку протестующие выпустили злость на автомобиле.
А вот попадание в руки митингующих другой знаковой личности «евромайдана» - «казака Гаврилюка», в отличие от инцидента с Высоцким, быстро стало популярной новостью в украинских медиа. В потасовке нардепа уронили на асфальт, и чуть не затоптали.
«Ты забыл Майдан! Ты забыл все! Ты сюда пришел голожопый! Перекрасилось быстро говно! Мы на Майдане вместе стояли!» – кричали Гаврилюку возмущенные «побратымы» по майдану.
Выводы и следствия
В итоге «евробляхари» своего, можно сказать, добились. Конечно же никто не стал отменять постановление Кабинета Министров по которому за спиной у таможенников будут теперь стоять полицейские. Об отставке Авакова, Продана и Гройсмана речи тоже не идёт.
Верховная Рада приняла закон о снижении акцизов на ввоз автомобилей и теперь они будут в несколько раз меньше. Значительно дешевле будет обходиться растаможка именно подержанных автомобилей, хотя машины возрастом выше 15 лет были обложены в несколько раз большим налогом, чем новые.
Другой законопроект, принятый Верховной Радой по требованию «евобляхарей», вводит существенные штрафы за нарушение срока пребывания автомобилей на иностранных номерах в режиме транзита. Кроме ныне действующего штрафа в размере 8,5 тыс. грн за нарушение срока более чем на десять суток, вводятся санкции за нарушение срока от 20 до 30 суток – 85 тыс. грн, более 30 суток (а также потерю или разукомплектацию транспортного средства) – 170 тыс. грн или конфискацию авто по решению суда.