Демонстрация президенту Украины Петру Порошенко одного из опытных образцов бронеавтомобиля "Дозор-Б". Киев, 30.01.2015 (с) пресс-службв администрации президента УкраиныТорговлю вооружением, военной техникой, товарами и услугами двойного и специального назначения все руководители независимой Украины относили к внешнеполитическим и внешнеэкономическим приоритетам.Соответственно с этим строилось и официальное рекламно-информационное сопровождение. В число бесспорных фактов включали ежегодные объемы выручки около 1 млрд долларов и пребывание Украины в первой десятке крупнейших стран, торгующих оружием.
Оба эти утверждения не всегда соответствовали действительности и до начала известных событий зимы 2014 года, а после них окончательно утратили актуальность. Наиболее характерно постмайданные реалии в сфере оружейной торговли проявились в период 2016–2018 годов. Основной тенденцией стало существенное, в два-три раза по отношению к наилучшим показателям 2012–2013 годов, падение доходов от оружейного экспорта (табл. 1).
Одновременно не стоит забывать, что, по словам представителей ОПК Украины, 85% поступлений обеспечивается за счет выполнения предприятиями "Укроборонпрома" экспортных контрактов, а 15% – это производство и ремонт техники и вооружений, поставка комплектующих по линии гособоронзаказа и госзакупок.
О том, насколько "успешно" идет бизнес у спецэкспортеров, свидетельствуют факты нарушения обязательного раскрытия информации о финансовых результатах компаний. Искомую информацию обнародовали лишь половина из дочерних предприятий и сама государственная компания "Укрспецэкспорт", которые достигли в этот период наиболее успешных результатов. Однако даже у них наблюдается устойчивая тенденция к сокращению ежегодного дохода (табл. 2).
Так, чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) лидера – государственного концерна (ГК) "Укрспецэкспорт" составил 1,204 млрд грн., что почти вдвое меньше, чем в предыдущем, 2016 году как в абсолютных значениях – 2,104 млрд грн., так и с учетом курсовой разницы – 43,75 млн против 82,348 млн долларов. В текущем году тенденция сохраняется. Это вызывает объективные сомнения в утверждении руководства ГК "Укроборонпром" о том, что "сегодня экспортный портфель превышает 2 миллиарда долларов". Более близким к истине следует считать сообщение Государственной службы экспортного контроля от 11 июля 2018 года о том, что Украина в данный момент выполняет более 40 контрактов, сократив экспортные поставки военной техники на 71%.
Потерю Украиной позиций на мировом рынке подтверждает и исследование Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). По данным шведских экспертов, за год страна сократила экспорт оружия вдвое – с 657 до 323 млн долларов. По итогам 2013–2017 годов Украина заняла 11 место среди мировых экспортеров оружия. При этом основными клиентами, согласно данным того же отчета, за этот период оказались Россия (23%), Китай (20%) и Таиланд (12%). В 2018 году в результате существенного снижения российской доли на первый план выдвинулись государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Кроме того, основными потребителями украинской продукции оставались Вьетнам, Индия, Мьянма, Нигерия, Нигер, ОАЭ, Пакистан, Узбекистан, Иордания, Монголия, Бангладеш и Турция. Из указанного перечня выбиваются только Болгария, Польша и США, которые в последние годы остаются крупнейшими партнерами на западных рынках вооружения.
Одной из причин этой тенденции стало многолетнее отсутствие новых крупных экспортных контрактов и серьезное отставание в реализации уже выполняемых. Так, лишь в середине 2018 года завершен (с опозданием на три года) предпоследний крупный контракт на поставку в Таиланд основных боевых танков БМ "Оплот-Т" на общую сумму 247 млн долл. Небезынтересно, что именно он стал источником единственной существенной информации для Отчета Украины в Регистр обычных вооружений ООН: в 2018 году – две БРЭМ "Атлет" на базе БМ "Оплот" и 13 танков, а в 2017 году – 16 танков. При этом последняя цифра вошла в противоречие с доступной таможенной информацией. Согласно данным Государственной фискальной службы Украины, общее количество экспортированных в Таиланд танков составило 50, а не 49, что, возможно, вызвано необходимостью компенсации задержки поставок и полноты реализации имеющегося производственного задела.
В процессе выполнения находится завершающий этап последнего крупного контракта, заключенного еще в 2009 году, на ремонт и модернизацию индийского парка военно-транспортных самолетов Ан-32Б на базе заказчика. Выполнено около половины работ, а сроки истекли еще в процессе завершения доработок первых 40 самолетов Ан-32RE на украинской территории в 2015 году. При этом два самолета уже потеряны в летных происшествиях, а на индийской производственной базе, даже по официальным заявлениям ГП "Антонов", удалось модернизировать около трети машин.
Все более призрачными становятся надежды на продолжение военно-технического сотрудничества с Пакистаном, который, продолжая закупать незначительное количество моторно-трансмиссионных отделений на базе дизельных двигателей 6ТД-2 для танков Al-Khalid производства ГП "Завод им. В.А. Малышева" (за весь 2018 год – всего девять штук на сумму 3,03 млн долл.), наладил собственную ремонтную базу приобретенных на Украине танков Т-80УД, для модернизации которых предпочел российских партнеров. Произошло это, несмотря на подписанный в 2017 году аналогичный контракт с Украиной, который до сих пор так и не вступил в силу.
В результате этих тенденций услуги по ремонту и модернизации военной техники, а также поставка запчастей и комплектующих составляет уже более 75% в общем объеме экспорта. Такие продажи осуществлялись через ГК "Укрспецэкспорт", ГХВИФ "Укринмаш", ГХВП "Спецтехноэкспорт", ГП "Укроборонсервис", СВТФ "Прогресс" и ГВИП "Промоборонэкспорт".
В их число вошли: экспорт запасных частей для 122-мм гаубицы Д-30; продажа запасных частей для боевых машин типа БМ-21; оказание услуг по практическому обучению специалистов эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему военному ремонту изделий БМ-21 на шасси автомобилей КрАЗ; заключение контракта с инозаказчиками на экспорт унифицированных комплектов стеллажей 9Ф37М; оказание услуг по обработке, установке, регулировке, калибровке, комплектации ЗИП-0 и подготовка к установке на автомобильное шасси артиллерийских частей изделия БМ-21; поставка для импорта запасных частей к минометам калибра 60 мм, 82 мм и 120 мм; предпродажная подготовка, ремонт, определение технического состояния, техническое обслуживание, проверка и покраска тары, продление срока хранения, технический осмотр и определение категории изделий и пр.
Еще одной, не менее существенной тенденцией, одновременно повлиявшей на первую, стал ежегодный поступательный рост импорта товаров военного и двойного назначения. Так, если до 2014 года импортная составляющая, не считая кооперации с российскими предприятиями, составляла десятые доли процента, то к 2017–2018 годам импорт достиг 20% и более. Только на закупку радиостанций у турецкой компании Aselsan уже потрачено около 100 млн долл., а всего запланировано около 350 млн долл.
США, Великобритания и Польша значительно увеличили продажу вооружений на Украину. В основном речь идет о военной электронике, средствах связи, снайперских винтовках и прочем стрелковом оружии, гранатометах, боеприпасах к ним и пр. В частности, согласно ежегодным отчетам Управления по контролю за военной торговлей Госдепартамента США, в 2016 году американские производители продали Украине товаров военного назначения на 17,69 млн долл., что в два раза больше, чем в 2015 году. В 2017 году британские компании также продали товаров военного назначения на Украину на 7 млн. фунтов стерлингов, что почти на порядок превысило поставки предыдущего года.
Польша также увеличила поставки вооружений на Украину. Судя по данным отчета МИД Польши, в 2017 году продажи выросли почти вдвое по сравнению с 2016-м, до 11,4 млн. евро, и пришлись на легкое стрелковое оружие, минометы, боеприпасы, химические и взрывчатые вещества и оборудование по управлению огнем. Кроме того, польские компании выступили в качестве посредников в ряде импортных контрактов с другими европейскими странами, проводящими более осторожную политику в отношении оружейного экспорта в воюющие государства. Одной из наиболее скандальных подобных сделок стал импорт на Украину 200 БМП-1АК, первоначально оформленный как контракт между "Спецтехноэкспортом" и польской компанией Wtorplast S.A., которая, в свою очередь, покупала их у чешской Real Trade. Трансфер боевой техники не был отражен в отчетах для Регистра ООН ни одной из указанных стран, а сама процедура предусматривала отдельную поставку корпусов и башен с последующей сборкой на ремзаводе в Житомире. Цена с НДС одной БМП-1 при этом достигала примерно 200 тыс. долл., что было почти вдвое выше, чем при предшествующей продаже такой техники Украиной.
Любопытно, что несмотря на разразившийся скандал, заставивший даже отважных поляков уклониться от продолжения исполнения контракта, частное ООО НПК "Техимпекс" в конце 2017 – начале 2018 года продолжило напрямую импортировать у чешской компании Real Trade Praga A.S. "запасные части к бронетанковой технике – корпуса боевых машин пехоты БМП-1 без башни в сборе".
Еще более интересным представляется факт, что в рамках ГОЗ-2018 вооруженные силы Украины должны получить модернизированную бронетехнику целыми батальонными комплектами. В частности, планировалось приобретение 30 БМП-1 с последующей модернизацией на украинских предприятиях. Соответствующий контракт был подписан между Министерством обороны Украины и кипрской компанией Petra Link, которая по-прежнему перепродавала технику польской и чешской компаний. Первая партия из десяти БМП-1АК в рамках нового контракта на 30 машин уже прибыла в 2018 году на Украину. Одновременно появилась информация о закупках по подобной схеме в текущем году нескольких десятков 122-мм САУ 2С1 "Гвоздика".
Произошла также глобальная переориентация в области партнеров по оружейному бизнесу и производственной кооперации при выполнении экспортных контрактов. Ранее жестко ориентированная на российские предприятия в силу объективных причин (общие корни советского ВПК, единые стандарты разработки и производства, сходные технологии и личные горизонтальные и вертикальные связи), украинская военная промышленность в кратчайшие сроки вынуждена была ускоренно приступить к тому, что принято называть импортозамещением, хотя, особенно на первых порах, все свелось к элементарной замене источника импорта, контрабанде и поиску обходных путей, которые позволили бы, формально не нарушая санкции, введенные пришедшими к власти в 2014 году украинскими политиками, сохранить налаженные кооперационные цепочки.
Импортозамещение из-за собственных же санкций превратилось в замену импортера. Обратный инжиниринг внутри Украины позволил освоить лишь небольшую часть простейших деталей, производящихся ныне только на территории России. Остальные позиции пришлось закрывать контрабандой, капитальным ремонтом имеющихся изделий и использованием контрафактных образцов. Попытка перехода на комплектующие производства стран Запада и Юго-Восточной Азии, прежде всего, Китая, полностью остановили серийное производство новой авиационной техники. При этом ни малейших перспектив ее сертификации в ближайшие несколько лет не просматривается.
Так, например, экспорт в Российскую Федерацию в структуре продаж украинского предприятия "Зоря-Машпроект" – одного из мировых лидеров в области строительства турбодвигателей – достигал 40% и более. На сегодняшний день это предприятие в значительной степени вынуждено было переориентироваться на обслуживание и выпуск газоперекачивающих агрегатов для трубопроводов и автономных энергетических установок на базе ГТД. Некогда ведущая статья дохода – производство газотурбинных установок для кораблей – сменилась на ремонт и поставки запчастей для уже имеющихся на вооружении Индии и Вьетнама ГТД.
В качестве компенсации потерь, вызванных прекращением отношений с Россией, предприятия "Укроборонпрома" вынуждены были активизировать сотрудничество с США, Канадой, Индией, некоторыми странами ЕС (Великобритания, Польша, Литва), Белоруссией. Среди приоритетных областей сотрудничества выступали высокоточное оружие, навигационные средства, авионика, связь, информационные технологии, БЛА, легкие бронемашины и т.д. Окончательно формализован приоритет евроатлантической интеграции. Так, специалисты предприятий "Укроборонпрома" принимают участие в работе групп и подгрупп Конференции национальных руководителей вооружений, в многонациональных проектах НАТО "Смарт-оборона", программах сотрудничества Агентства поддержки и закупок НАТО. Объявлено также, что "украинская оборонная промышленность поддерживает задачу внедрения стандартов НАТО", хотя реальное ее разрешение потребует многих лет и утраты даже сохранившихся компетенций.
Например, в качестве примера подобных достижений приводится украинский бронетранспортер БТР-4, изготовленный в Харькове, который, по мнению украинского руководства, окончательно адаптирован к стандартам НАТО, для чего в его конструкцию пришлось внести более 900 изменений. Характерно, что если в 2014 году при производстве БТР-4 использовалось 45% российских деталей, а 10% закупались в других странах, то после реализации импортозамещения в 2015 году доля импорта оставалась на уровне 35%. После этого, однако, ни одного улучшенного бронетранспортера экспортировать не удалось. При этом заявления главы госконцерна о том, что "“Укроборонпром” уже является частью мирового рынка вооружений и мировой безопасности", представляются в лучшем случае преждевременными.
Еще одна тенденция касается либерализации импорта вооружения и техники зарубежного производства, что, по версии авторов соответствующего законопроекта, призвано предоставить Министерству обороны и другим силовым ведомствам право на самостоятельное осуществление закупок, которым ранее обладали только ограниченное число предприятий-спецэкспортеров. К чему это может привести, кроме возникновения новых бюрократических органов и усложнения и без того непростого механизма закупок, хорошо демонстрирует подписанный в нынешнем году контракт на приобретение МВД Украины во Франции вертолетов на общую сумму 555 млн. евро, вызвавший волну недовольства как среди заинтересованных производителей в лице ПАО "Мотор Сич", так и среди патриотически настроенных граждан.
Импорт готовых образцов вооружений отрицательно сказывается на состоянии производящих аналогичную продукцию украинских предприятий. Так, вместо предлагаемых ПАО "Мотор Сич" модернизированных вертолетов Ми-2МСБ и Ми-8МСБ-В МВД Украины для Государственной авиакомпании "Хорив-Авиа" предпочло закупить вертолеты производства компании Airbus Helicopters, мотивируя это их новизной и ценой. Однако, как следует из контракта, 21 из 55 вертолетов, которые планируется приобрести, будут такими же подержанными, как и у "Мотор Сич". На них планируется потратить 274,4 млн. евро из общей суммы.
Наметившаяся было в текущем году положительная тенденция в решении организационных вопросов в сфере ОПК, в результате которой к руководству госконцерном возвратились профессионалы, имевшие опыт работы в "Укрспецэкспорте" с момента его создания, произошло сокращение аппарата на 40% и увольнение наиболее одиозных "молодых менеджеров" прежней херсонской команды, была скомпенсирована сохранением и укреплением жесткого контроля со стороны партнеров нынешнего президента Украины Петра Порошенко. Вдобавок к этому, в январе 2018 года кабинет министров Украины впервые назначил членом Наблюдательного совета госконцерна "Укроборонпром" иностранного советника, экс-главу Агентства передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) в 2001–2009 годах, Энтони Тетера (Anthony Tether).
Перечисленные негативные тенденции были отмечены даже президентом Порошенко на 13-м совещании руководителей зарубежных дипломатических учреждений Украины, где он акцентировал внимание на важности развития и повышения эффективности сотрудничества Украины с международными партнерами в военно-технической сфере, разъяснив, что речь идет о получении, в том числе и приобретении, оборонительного оружия и тех его компонентов, которые пока не научились производить в Украине.
Таким образом, на текущий момент украинская оружейная торговля пребывает в состоянии, когда импорт растет все сильнее, а экспорт падает все быстрее. При этом проводимая государственная политика лишь усугубляет отмеченные процессы, делая их необратимыми.