В расширенный перечень вошла очередная партия наименований украинской машиностроительной продукции, товаров легкой промышленности. Из России к нам нельзя поставлять сырую нефть. Уголь и нефтепродукты можно будет возить с ограничениями - только по специальным разрешениям. То есть, это не полное эмбарго, но крайне дозированный импорт, который к тому же может остановиться в любой момент.
"Вся эта ситуация показала на каком примитивном уровне у нас проводится санкционная политика. Это не трезвый расчет властей, а, скорее, уступки лоббистам разных мастей. У нас из каждой санкции торчат уши частного интереса. При этом ответной волны чиновники не просчитывают. Получается, что из-за формалина и банок мы лишаемся нефтепродуктов, поставки которых из РФ для Украины стратегические - их завозится на более чем 2 млрд долларов в год", - пояснил Алексей Кущ.
Не обошлось и без курьезных объяснений мотивов действий российских властей.
"Зеленский еще не стал президентом Украины, а Россия его уже потихоньку троллит. В последней серии популярного сериала "Слуга народа", президент Голобородько пространно обсуждает со своим кабинетом министров, как они будут строить свои дороги… без российской нефти. Премьер-министр: "Сегодня в повестке дня две извечные проблемы – дураки и дороги. Ну, от дураков, я надеюсь, мы избавились. Осталось взяться за дороги". Президент Голобородько: "Согласен. Нет дорог – нет страны". Вице-премьер: "В этом году мы планируем построить 1 600 км новых асфальтированных дорог". Президент Голобородько: "Асфальтировыаных? Но чтобы произвести асфальт, нужен битум? А, битум это же – нефть. А у нас что, есть нефть?" Вице-премьер: "Нет". Президент Голобородько: "А где мы ее покупаем?" Вице-премьер: "В России!" Президент Голобородько: "А зачем? У нас щебень есть? Есть! Песок есть? Есть. Добавьте стабилизирующие добавки – получите цемент. На выходе – цементно-бетонные дороги!" Вице-премьер: "Они на 40% дороже". Президент Голобородько: "Но и долговечнее. Асфальтированную дорогу мы ремонтируем с вами каждый год, латаем эти дыры. А бетонка стоИт 25 лет!"
И далее, по сценарию фильма "новая" Украина успешно справилась с этим вызовом – начала строить дороги без покупки российской нефти! Что ж… посмотрим, как это будет не в фильме? Российское Правительство уже через месяц даст возможность новому Президенту Зеленскому-Голобородько заняться воплощением своего телевизионного сценария в реальную жизнь", - написал на своей странице в Facebook известный российский интернет-предприниматель Сергей Васильев.
По словам Геннадия Рябцева, переоценить зависимость нашей экономики от импорта российских энергоносителей, в том числе, нефтепродуктов, сложно. В прошлом году на долю поставок из РФ пришлось 40% дизельного топлива (2,6 млн т) и 29% сжиженного газа (0,5 млн т). По бензину ситуация другая. Российского бензина у нас практически нет, в основном везут белорусский, польский и прибалтийский.
"При этом никаких мер по нейтрализации такой зависимости предпринято не было", - констатирует эксперт. Единственной, что немного успокаивает - это хоть и небольшая, но все же отсрочка до 1 июня. За это время трейдеры успеют создать хотя бы небольшие запасы. По мнению Рябцева, стране нужен стабилизационный запас, как минимум, на 20 дней потребления.
По словам Геннадия Рябцева, наши трейдеры, как првило, не имеют долгосрочных контрактов с европейскими поставщиками. Поэтому работают что называется с колес и попросту выкупают на рынке "лишние" партии. Понятно, что при таком подходе гарантировать бесперебойные поставки попросту нереально. А, чтобы заключить долгосрочные контракты, нужны немалые деньги в качестве предоплаты. Они есть далеко не у всех компаний, и, чтобы поменять схему поставок, нужны, как минимум, дешевые кредиты, с которыми в Украине, мягко говоря, проблема.
Кроме того, ограничения могут коснуться и поставок из Беларуси. По словам Куща, это логичный следующий шаг российской стороны - обрубить реэкспорт.
В этом случае рост цен может оказаться еще большим. Геннадий Рябев считает, что на ситуации попытаются заработать как импортеры, так и заправщики - и на волне ажиотажа взвинтят ценники. Причем какой может быть верхняя планка пока можно только догадываться. С учетом активизации аграриев, которые уже с июля начнут собирать урожай, цены могут взлететь и на 5 гривен за литр.
Впрочем, в консалтинговой копании "А-95" считают, что никакой трагедии не произошло. Ведь и сейчас поставки дизельного топлива из РФ в нашу страну лицензируются и возможны только на основании заключения Федеральной службы по таможенному и экспортному контролю (ФСТЭК).
Теперь же его просто заменят некими спецразрешениями.
По мнению директора департамента стратегического маркетинга и инноваций "БРСМ-Нафта" Александра Мельничука, "возможен незначительный рост цен в связи с получением разрешений по новой процедуре, поскольку это повлияет на регулярность поставок".
Алексей Кущ считает, что спецразрешениями Россия будет покупать лояльность украинских бизнес-групп, зависимых от импорта. Поэтому возможны периодические остановки поставок, что будет провоцировать дефицит и ажиотажный спрос на украинских заправках.
В этом деле есть и еще один нюанс. Дело в том, что на российским топливе ездят не только украинские легковушки, но и грузовой транспорт, а также военная техника.
"Мало кто понимает смысл этого решения. И зря. Это будущий транспортный коллапс. За пять лет нынешняя власть не сделала абсолютно ничего, чтобы слезть с нефтяной российской иглы. Наши машины ездят преимущественно на белорусском бензине. А вот поезда и танки - на российском дизеле. Виною всему жадность Порошенко и его окружения. Вместо того, чтобы вкладываться в независимость страны, они зарабатывали на этих потоках. Так что Кремлю не нужно было ничего выдумывать. Достаточно было дойти до самого ответственного момента - смены власти в стране - и перекрыть ту артерию, которая идет прямо к сердцу экономики Украины. Это называется "Он уважать себя заставил". Россияне намекнули (в который раз), что наша экономика очень зависит от российской", - написал на свое странице в Facebook Сергея Лямец.
ссылка