Скрытый текст
Стоит отметить, что не все представители новой украинской власти, к сожалению, осознают ту роль, которую играет горно-металлургический комплекс в отечественной экономике. Сегодня в ГМК и смежных отраслях работают 350 тыс. человек, ежегодно металлурги заводят в страну около 10 млрд долл. валютной выручки, то есть от их стабильной работы напрямую зависит курс национальной валюты.
Тем не менее в последнее время властями было озвучено сразу несколько инициатив, принятие хотя бы одной из которых способно окончательно столкнуть отечественный ГМК в кризис. Во-первых, это законопроект №1210, который экономисты и эксперты рынка называют не иначе как “токсичным” и “одиозным”. Этим документом предполагается резко повысить рентные ставки на добычу руды в Украине, что обернется неизбежным обвалом железорудного экспорта в первую очередь на дальние рынки в случае снижения цен на ЖРС. А цены снижаться будут – на днях Трейси Ляо, аналитик Citi, на конференции по железной бирже Лондонской биржи металлов в Лондоне заявила о грядущем падении цен на руду до 60 долл./тонну. С аналогичным прогнозом ранее выступило и правительство Австралии, где внимательно следят за ценами, поскольку руда составляет значительную долю в экспорте этой страны.
По оценкам экспертов, в случае принятия законопроекта №1210 Украина может потерять каждое третье рабочее место в ГМК, а украинский госбюджет при этом – миллиарды гривен. По законопроекту голос отрасли был по крайней мере услышан – в Министерстве экономики поручили доработать скандальный документ. Но только притихли страсти по №1210, на повестку дня вышла еще одна убийственная инициатива.
Новосозданное ООО “Оператор ГТС Украины”, дочернее общество “Укртрансгаза”, предложило поднять тарифы на транспортировку газа в четыре раза. С 1 января 2020 года для внутренних точек входа в 3,5 раза (с 91,87 до 320,77 грн./тыс. куб. м), для внутренних точек выхода – в 4,7 раза (с 157,19 до 735,36 грн./тыс. куб. м). Аргументация газовщиков оригинальностью не блещет – оказывается, им нужно получить в 2020 году 34 млрд грн. прибыли, в том числе 5,8 млрд грн. недополученной прибыли за прошлые годы. В результате под эту цифру просто подогнали необходимый процент повышения тарифа.
По оценкам отраслевой ассоциации “Укрметаллургпром”, повышение тарифов на транспортировку газа обойдется предприятиям ГМК в 3 млрд грн. дополнительных платежей, что в сегодняшних условиях крайне негативно повлияет на отрасль. Для химиков, использующих газ в качестве сырья, повышение тарифов приведет просто к немедленной остановке производства. Таким образом совершенно непонятно, как в следующем году чиновники будут рапортовать об успехах агросектора, если страна останется без удобрений? Очевидно, что инициатива о повышении тарифов на транспортировку газа проталкивается впопыхах, без анализа ее влияния на состояние отечественной экономики.
Ну и наконец, предложение третье – на днях группа депутатов из президентской фракции “Слуга народа” внесла в Раду законопроект №2367, которым предлагается в 4 раза повысить ставки эконалога в Украине. При этом не секрет, и ранее неоднократно говорилось о том, что средства, собираемые в качестве эконалога, тратятся неэффективно – на реальные экологические мероприятия расходуется всего около 25% от поступаемой суммы. Таким образом, поданный под прикрытием заботы об экологии законопроект имеет своей целью просто собрать в госбюджет дополнительно 14 млрд грн.