Сатановский — личность авторитетная, его мнения часто цитируются, и когда сейчас политолог заговорил о возможности начала войны, цитаты разошлись по многим изданиям. Тем более, что и «болевую точку» он обозначил совершенно чёткую — плацдарм для наступления на Россию избран со стороны в первую очередь Украины, а также Прибалтики и ещё Молдавии, «которая теперь Румыния». Ещё 30 лет назад это могло показаться безумием, всё-таки союзные были государства в составе СССР, братские народы как никак. Сегодня же вероятность военного противостояния между «нами» и «ими» вполне вероятна. Собственно оно и уже и сейчас идёт, пусть и в опосредованном виде.
С Украиной — неутихающий уже шесть лет конфликт в Донбассе, «отобранный» Крым. У Молдавии российская армия в 1992 году помогла «отжать» Приднестровье, обиду за которое официальный Кишинев скрывает, но не прощает. Прибалты Россию не любят априори и поголовно спрятались под знамёнами НАТО, с готовностью выступить под ними в поход. Кольцо окружения сузилось — враг, который ещё вчера был другом, стоит у ворот.
«На самом деле это подготовка к завтрашним войнам. Их не удастся избежать», — говорит Сатановский и в его слова, увы, уже как-то верится. Грустно это и печально, но Запад (в первую очередь США), добившись в 1991 году развала Советского Союза, теперь продолжает атаку на Россию, теперь с помощью «братских» республик. И они в готовности строить козни в отношении бывшего уже «старшего брата».
Ладно Прибалтика с Молдавией, которые всегда держали дистанцию в отношениях с Москвой, но вот как с Украиной-то быть? По обе стороны границы многочисленные родственные связи, пусть и бывшая уже «дружба на веки», однако в образе врага украинцев россияне точно не видят, как и большинство украинцев не считают россиян недругами, не смотря на сложные коллизии последних лет. Всякое бывало за многолетнюю историю взаимоотношений России и Малороссии. Однако, как известно, капля камень точит, многое изменилось, в первую очередь у правящих элит.
Можно смеяться, можно иронизировать, но поступки и высказывания нынешней политической элиты Украины вызывают как минимум удивление. Там что ни фраза — то своеобразный перл, который достоин исследования психиатров. «Хохмачей», которые в последние годы практиковались в роли неудачливых ораторов на Украине — пруд пруди. И дело даже не в косноязычности вознесшихся на украинский политический Олимп «творцов Майдана», а в их маниакальном желании высказаться исключительно по одной теме — теме ненависти к России.
Ну, другого-то в голову не вложили «учителя», ведь не о внутренних же проблемах говорить, хотя и здесь, что ни фраза, то ляп чистой воды. Это касается и недавнего заявления украинского президента Владимира Зеленского о том, что «украинцы никогда не простят тех, кто забрал у них Крымский полуостров». Не простят, значит пойдут отбирать?
— После развала СССР Украина пережила несколько этапов деградации элит, — говорит политолог Александр Зимовский. — Сначала ушли последние советские партийные украинские функционеры во главе с Кравчуком. Затем пришла очередь избавляться от советских крепких хозяйственников, которых олицетворял Кучма. Период правления Ющенко характеризовался распадом остатков украинской элиты интеллектуального пошиба. Проще говоря, Ющенко потянул на дно украинскую перестроечную демшизу. Последней каплей деградации остатков украинской элиты стала президентура Януковича.
Несмотря на эффектное название, «революция достоинства» на Украине стала обыкновенным раздербанием всего и вся. Дербанить «золотой батон» стали городские маргиналы, возглавляемые политическими активистами. Маргиналам разрешили пограбить в своё удовольствие, особенно в зажиточном Донбассе в ходе гражданской войны. Активисты получили свой профит в виде доходных мест и депутатских мандатов разного уровня. Если мы проанализируем социальную структуру Верховной рады, то увидим, что там почти все депутаты с «корочками» вузов. Но при более пристальном рассмотрении выясняется, что все эти депутаты приобрели образование в захолустных вузах-фабриках по продаже дипломов украинского образца
.
Ну и отдельной темы заслуживают цитаты представителей украинской элиты, которые кроме смеха ничего не вызывают. Пропустим президента Петра Порошенко, чей «цитатник» непременно будет еще издан, как своеобразное пособие по глупости и вранью. Возьмем иных — выборочно. Арсен Аваков, глава МВД, после заседания СНБО (Совета по национальной безопасности и обороне) глубокомысленно изрек: «Раскрою тайну — Путина, по итогам СНБО, как узнает о его содержании, постигнет полный всепоглощающий пердимонокль (жаргонное — удивление)». Еще будучи спикером Верховной рады Владимир Гройсман высказался о народной люстрации с мусорными баками: «Мусорные баки — это спецпроект ФСБ России». А на Лубянке-то и не знали…
Председатель Нацбанка Украины Валерия Гонтарева еще в 2014 году, говоря о нестабильном курсе гривны, выдала следующую нелепицу: «Я вам скажу, когда все стабилизируем — тогда, когда вы мне ответите, когда закончим войну». Экс-президент и экс-переговорщик Леонид Кучма о ситуации на Украине выдал следующее: «Все хорошо понимают, в каком состоянии мы находимся: секир-башка, топор уже занесен, и если кто-то его отпустит — аминь». Экс-депутат Рады Ирина Фарион, известная своими русофобскими высказываниями и запретом на произношение и написание «схожих с русскими» имен: «Это не АТО, это война. Возможно, третья мировая, только ее так еще никто не называет. И очень важно, чтобы в третьей мировой войне Украина стала острием, с которого начнется большая победа».
То есть Евгений Сатановский, говоря сейчас о возможном начале большой войны со стороны Украины, в которую будет втянута Россия, не сгущает краски — Киев только ждёт отмашки, чтобы её развязать. Слово «война» из уст киевских политиков в теме российско-украинских отношений звучит регулярно. Это такой своеобразный фетиш в риторике президентских выступлений, который породил еще Порошенко, а теперь от него не может избавиться и Зеленский.
Заметим, что у всякой войны, даже исторической «столетней войны» между Францией и Англией, должен быть исход сражения. Соответственно, Украина должна обладать некой военной силой, чтобы одержать победу на своей территории, которую называет «оккупированной». Россия от слова «война» отказывается категорически, равно как и от своего военного присутствия на Донбассе, тем не менее, дает понять, что предпримет некие силовые действия в случае агрессии против мирного населения на территории, где находятся ее граждане. Вооруженный конфликт может стать неизбежностью. Каковы шансы сторон?
Не так давно американское издание The National Interest задалось вопросом, что будет, если украинская армия наконец-то станет достаточно сильной, чтобы самостоятельно воевать с Россией? По мнению аналитиков, которые не сомневаются в самом будущем факте войны между двумя странами, которые считались братскими, Украине не хватает оружия. Понятно, что именно американского. США должны вооружить Украину, то есть заставить ее закупить оружие наступательного характера, а затем наблюдать за схваткой.