https://inosmi.ru/economic/20211105/250849031.html... Сегодня Украина заключила контракты на импорт достаточно больших объемов угля, и в ближайшее время ожидается значительное увеличение его поступлений. Если в октябре, по данным Минэнерго, было импортировано 216 тысяч тонн угля, то уже в ноябре ожидается увеличение импорта до 562 тысяч тонн. Напомним, что по данным министерства, общий дефицит угля на складах ТЭС превышает на сегодняшний день 2 миллиона тонн. Быстрее всего, по словам Юрия Бойко, может поступить на Украину топливо из Польши и Казахстана, которое поставляется по железной дороге. Однако пока с выполнением соответствующих контрактов есть значительные проблемы.
"В сентябре и октябре мы видели отставание от уже подписанных контрактов, — рассказал эксперт в комментарии "Апострофу". — Например, в сентябре из законтрактованных в Польше 80 тысяч тонн приехало всего 10 тысяч. В октябре поступил вдвое больший объем, но это все равно гораздо меньше, чем те объемы, которые определены уже подписанными контрактами.
Когда приплывут корабли (??? )Впрочем, обеспечить все потребности отечественных электростанций только за счет железнодорожных перевозок из соседних стран не удастся. Поэтому основное количество нужного угля должно прийти морем — преимущественно из ЮАР, Австралии и США. Однако при доставке этого угля на склады электростанций могут возникнуть проблемы.
"Доставка морем — процесс, который занимает достаточно много времени, — говорит бывший министр транспорта Владимир Омелян. — Поэтому первые корабли с углем появятся в украинских портах, скорее всего, не раньше декабря. И, если предположить, что удастся действительно завезти обещанные правительством 4 миллиона тонн угля, с перевозкой такого количества груза может не справиться "Укрзализныця", поскольку компания испытывает значительный дефицит необходимого подвижного состава".
К тому же не на все ТЭС, которые сегодня испытывают дефицит угля, есть физическая возможность его доставить, даже если он будет доставлен на Украину.
"Особую обеспокоенность вызывает Луганская ТЭС, — рассказывает Юрий Бойко. — Проблема этой станции состоит в том, что по железной дороге к ней можно подъехать только с оккупированной территории или из России. То есть даже, если в украинские порты поступит необходимый антрацит, подвезти его на ТЭС нет возможности. Ранее компания ДТЭК (владельцем является самый богатый украинец Ринат Ахметов — "Апостроф"), которой принадлежит станция, поставляла туда уголь с собственных шахт, которые находятся на территории России, однако из-за российских ограничений на поставки энергетического угля на Украину сейчас такой возможности нет".
Тем более что сейчас, как сообщают СМИ, Ахметов находится в процессе продажи своих российских шахт.
По словам Бойко, в ближайшее время Луганская ТЭС, скорее всего, для экономии угля будет работать только одним энергоблоком. А, если ситуация с поставкой угля не исправится, возможен перевод ее на газ. Правда, вряд ли это радикально улучшит ситуацию, поскольку с поставками газа Украина сейчас тоже испытывает значительные трудности.
Поможет мирный атомВпрочем, сложная ситуация в тепловой генерации значительно компенсируется более благоприятными обстоятельствами в атомной энергетике.
"Минувшей зимой из-за затянувшихся ремонтов на Украине работали только 10 ядерных энергоблоков, — говорит Юрий Бойко. — Это создавало значительный дефицит энергии, который приходилось покрывать за счет тепловых станций, сжигая рекордные количества угля. Однако в нынешнем году ремонты были проведены вовремя, и мы рассчитываем, что зимой будут работать 14 энергоблоков (в настоящее время в работе находятся 11 из 15-ти — "Апостроф"). Это создаст достаточную базовую мощность в электрических сетях Украины".
Однако стабильная работа АЭС все же не решает все проблемы энергоснабжения. Особенность электрических сетей состоит в том, что мощность генерации в каждый момент времени должна быть равна мощности потребления, которая значительно меняется в течение суток.Так что в том случае, если тепловые станции из-за нехватки угля не смогут справиться с пиковыми нагрузками, придется ограничивать потребление.
...
Однако если дефицит энергии окажется более значительным, чем можно компенсировать за счет смены графиков работы, диспетчерам энергосетей придется прибегать к аварийным мерам — тем самым "веерным отключениям", от которых украинские потребители за последние годы начали понемногу отвыкать.
Чтобы избежать таких отключений, Украине действительно не помешало бы иметь в запасе на случай серьезного дефицита возможность импорта энергии из других стран. Однако электричество — специфический товар, который нельзя купить где угодно. Перетоки энергии возможны только между странами, объединенными в общие энергетические системы, где частота и напряжение в сетях синхронизированы.
На сегодняшний день Украина продолжает работать в Единой энергетической системе, оставшейся нам в наследство от Советского Союза. Таким образом, технически мы можем импортировать энергию только из стран, входящих в эту систему, — России, Беларуси и Молдовы. Исключение — аварийная помощь, к примеру, из Словакии, у которой "Укрэнерго" запросило 100 МВт, но это капля в море.
Соглашением об ассоциации с ЕС предусмотрено присоединение Украины к энергетической сети Евросоюза в 2023 году. Тогда мы перестанем зависеть от российских прихотей и сможем обмениваться перетоками энергии с западными соседями. Однако такой переход может и не состояться (или состояться гораздо позже запланированного срока), поскольку успехи правительства в подготовке к синхронизации отечественной сети с европейской пока не впечатляют специалистов.
Во всяком случае, на сегодняшний день Украина оказалась в ситуации, когда "одолжить" энергию на момент пикового потребления ей неоткуда. У западных соседей нет такой возможности технически, а восточные начали с Украиной очередную энергетическую войну.
"Если в период сильных холодов энергетическая система начнет давать сбои, и начнутся "веерные" отключения, власти выйдут с сообщением, что нет другого выхода, как закупить уголь на оккупированных территориях, — говорит Омелян. — Людей убедят, что для этого необходимы прямые переговоры с Донецком и Луганском. И это приведет к фактическому признанию фейковых "республик". И, ничего не выиграв, Украина получит на Донбассе аналог Приднестровья".
--------------
А что если и в ЛДНР уголь не дадут?
Люблю теперь я Украину
Какой-то странною любовью
Хочу наземный выход к Крыму
А также к Приднестровью