Мы привыкаем ощущать себя частью человечества
Беседу вел Тлеужан ЕСИЛЬБАЕВ, Астана
На вопросы корреспондента "ЭК" отвечает известный поэт и общественный деятель, постоянный представитель Республики Казахстан при ЮНЕСКО Олжас СУЛЕЙМЕНОВ.
- Олжас Омарович, у нашей газеты становится хорошей традицией ежегодно брать интервью у такой яркой личности, как вы. Да и читатели спрашивают: когда же появится на страницах "ЭК" беседа с вами? Они хотят узнать ваше мнение и оценку событий, которые произошли за последнее время в Казахстане и мире...
...
- Назовите и другие события, которые можно отнести к главным. Можно назвать и те, что состоялись, и те, что вскоре состоятся. Нам интересно, на что вы советуете обратить внимание?
- ...Постоянное представительство Казахстана внесло несколько предложений по темам сближения. В наши дни, понятно почему, было бы актуальным поговорить и о былом взаимодействии исламской и христианской цивилизаций. Мы надеемся провести в Париже научно-практическую конференцию "Аль-Фараби и Европейское Возрождение". Задействовав в этом деле специалистов из Греции, других стран и Казахстана. Мы уже провели первые беседы на этот предмет с генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой, с ректором Казахского национального университета имени аль-Фараби Бакытжаном Жумагуловым.
- А какая связь аль-Фараби и Европейского Возрождения?
- В Х веке исламская культура на Ближнем Востоке, в Иране и Средней Азии переживала необыкновенный подъем. Развивались философия и естественные науки: математика, химия, астрономия. В то время как Западная Европа уже десять столетий находилась под гнетом христианского фундаментализма и ничем, кроме догматов католицизма, сознание людей не занимала. Все, хоть в малой степени напоминавшее о дохристианских, то есть "языческих", культурах Древней Европы, преследовалось. Первохристиане начали свой победный путь с того, что сожгли Александрийскую библиотеку - самое большое в древнем мире собрание древнегреческих, римских, египетских рукописей - папирусных, пергаментных свитков. Эллинская культура как плод многобожия уничтожалась на корню. Статуи Фидия и Поликлета разбивались молотами в пыль. Отдельные памятники, которые дошли до нас, отрыты буквально в XIX веке - были найдены в культурных слоях, оказались заваленными в землетрясениях. Венера Милосская, например.
Великая эллинская научная и художественная литература была уничтожена. Имена гениев забыты. В Х веке никто в Европе не знал, кем и чем когда-то являла себя миру эллинская цивилизация, покорившая своим отношением к жизни, прежде всего, географически близкий Древний Рим, где философия жизнелюбия назвалась amoral - "любовное" (от amor - "любовь"). Лингвисты католической церкви переразложили ненавистное слово, ошибочно увидев в его начале отрицательный предлог "а", и отрицанием отрицания создали название философии, близкой аскетизму первохристианства, отвергавшего все земные, плотские радости, - moral.
Книги древнегреческих авторов до Х века сохранились только в библиотеках исламского мира. Аль-Фараби перевел на арабский язык произведения Аристотеля и Платона. Авторитет греческих философов был столь велик на тогдашнем Востоке, что Аристотель в Халифате был провозглашен Первым Учителем мира. Великому аль-Фараби досталось официальное звание Второй Учитель.
Труды греков попали в Испанскую Кордову (территорию, населенную арабами) и там в XI веке были переведены с арабского на латинский. А в те времена латинский являлся, если использовать нынешний лексикон, государственным языком Европы. Языком религии, образования, науки, литературы. Книги удивительно свободного от догм содержания получили тайное, но широкое распространение. Историки, к сожалению, так глубоко не заглядывают. И термин "Возрождение" еще не открыл своего значения. Массовый читатель теперь должен узнать, что с XI века в Европе началось Возрождение Эллинизма. Вспомнив свои корни, европейская цивилизация оживила крону. Сделалась она со временем пышной, раскидистой, плодоносящей.
И сейчас самое время напомнить, что этому развитию Европы впрямую способствовало взаимодействие со средневековой исламской культурой. Европейская наука не отрицает, что с началом Возрождения были заимствованы арабские цифры, алгебра и многие другие культурные системы. А теперь к этому списку надо бы присовокупить и труд аль-Фараби, открывшего Европе забытых ею древнегреческих философов, носителей Эллинизма, ставшего почвой, на которой выросла современная западная цивилизация. Впервые написал я об этом в 1977 году в журнале "Курьер ЮНЕСКО".
Сейчас, когда в сознании европейца ислам воспринимается как источник мракобесия, порождающего агрессию против просвещенного западного мира, хорошо бы такие просветляющие сознание факты включать в школьные учебники истории во всех странах. Вот такой цели мы хотим достичь, организуя международную конференцию "Аль-Фараби и Европейское Возрождение". Надеюсь, когда-нибудь на стене у входа в Афинский университет появится барельефный портрет аль-Фараби, донесшего Европе свет разума великих Эллинов. А если постараться, то - уже в этом году, провозглашенном Годом сближения культур.
На конференции обязательно вспомним о трудах Акжана Машанова. В прошлом году отметили его 100-летие. Горняк-маркшейдер преподавал в Алматинском горном институте и в свободное время изучал исторические материалы, посвященные первому арабскому философу аль-Фараби. Который, оказывается, происходил из Дешт-и-Кипчака, города Отрара (по-арабски - Фараб), где была самая большая библиотека в Средней Азии. "Ат-тюрк, кипчак из Фараба" - "паспортные" данные аль-Фараби нашел Акжан-аға. К слову, скажу: горд, что вслед за ним мне удалось открыть и вернуть в восстанавливающуюся историю казахов еще одного героя с начальной пропиской в Дешт-и-Кипчаке (так в средние века восточные источники называли Великую Казахскую Степь, протянувшуюся от Алтая до Крыма). В "Истории Левобережной Украины" (казахские историки ее не читали) нашел историю мамелюков.
В XI-XII веках мальчиков, уворованных в Дешт-и-Кипчаке и на Кавказе, продавали на невольничьих рынках Крыма. Их покупали для турецких султанов-наместников, управлявших колониями в арабских краях. Из них воспитывали личную гвардию - телохранителей султанов. В Египте корпус мамелюков (наемников) в основном состоял из кипчаков. Они в итоге подняли восстание, свергли султана и выдвинули своего. Первым стал Уак, одним из последующих - Бей-Барс, которому удалось остановить монголов и не пустить их в арабские страны, сохранить святыни ислама. За что почитаем и ныне. "Я Бей-Барс, ат-тюрк, кипчак из рода берж...".
Так в 60-е годы мы, горняки, геологи, отыскивали в пластах прошлого имена, без которых сегодня представление о казахской истории будет неполным. Академические историки тогда защищали диссертации, а мы - нашу историю. Академическая история все еще не вступила в пору зрелости. Сейчас в школах и вузах применяются с десяток разных учебников истории Казахстана. Разные авторы. Многие из них больше патриоты, чем ученые. Нужен единый учебник, одна выверенная, согласованная версия прошлого.
- Вернемся к современности. Итак, Казахстан председательствует в ОБСЕ. Как к этому событию относятся в странах Запада?
- Если интересует мнение политических верхов, то оно выразилось в голосовании, по результатам коего Казахстан и занял председательское кресло. А что касается мнения низов, скажу, что в списке всенародно обсуждаемых вопросов наше председательство едва ли на первом месте. 500 миллионов европейцев сейчас волнуют проблемы выживания в условиях кризиса и глобального потепления: такие несчастья, которые, к горькому сожалению, произошли в Алматинской области, в Европе ныне случаются каждый день...
Если наша республика за год председательства подскажет мудрые подходы в разрешении трудных вопросов делового сотрудничества и международной безопасности, тогда Казахстан станет столь же узнаваем и популярен в низах, как ныне - в верхах.
- А какие подходы мы могли бы подсказать? Они ведь должны исходить не из книжного, а из нашего исторического опыта и нашего анализа мировых процессов.
- Хороший вопрос. В конце февраля в Москве состоялась конференция "Архитектура безопасности в XXI веке: концепты Евразии". Это программная тема ОБСЕ. Организаторами конференции стали ИМЭП (Институт мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана), Институт США и Канады Российской академии наук. От нас с коротким докладом попросили выступить меня. Я вспомнил формулу пути деколонизированных народов, провозглашенную в конце 70-х: от веков колониальной зависимости —-> через период независимости —-> к эпохе осознанной взаимозависимости. Закон всеобщей взаимозависимости действует в природе изначально. Проявляется он и в жизни любого общества. С первых дней истории и по сей день. Но мы его только-только начинаем открывать. Если бы Энгельс (а он был более внимательным к природе, чем Маркс) заметил системы взаимозависимости, поддерживающие развитие в природе, то это бы позволило и в социальных взаимоотношениях увидеть не только антагонизм. Но не заметил. Поэтому они с Марксом и стали авторами теории классовой вражды, в результате чего все двадцатое столетие Большинство было занято тем, что рубило головы интеллектуально более развитому Меньшинству.
В западных странах, которых не захлестнули цунами марксистских революций, эмпирически (с помощью профсоюзов) нащупали закон взаимозависимости классов. Потому избежали взаимоуничтожения классов работодателей и рабочих. Это позволило странам Запада добиться общего благосостояния, что и стало причиной разочарования восточного Большинства в марксизме.
Ныне наиболее продвинутыми аналитиками осознается взаимозависимость даже социализма с капитализмом. Китай и в этом деле принял на себя роль испытательного полигона - и демонстрирует впечатляющие результаты.
В международных отношениях извечно фигурировала только пара категорий - зависимость и независимость, но жизненная практика предлагает третью - взаимозависимость. Не только странам, недавно деколонизированным, но и всем государствам и народам мира. Ученым предстоит определить степени этой третьей категории. У великого государства с малым соседом - одна степень, малого с великим - другая. У равного с равным - третья. У близких соседей и у дальних - разные. Не только количественные параметры научно измеримы, но и качественные. Результаты анализа помогут выстраивать и тактику, и стратегию международных отношений на текущие периоды и на перспективу.
У Казахстана появляется уникальная возможность увидеть весь накопленный миром материал через призму своего собственного опыта. Мы являемся одной из моделей мира, в которой, может быть, наиболее показательно проявляется взаимозависимость этносов, классов, религий. Чтобы поддерживать это состояние всеобщей взаимозависимости, нам необходимо его осознать. Всем гражданам - от президента до школьника. На это должна быть направлена система школьно-вузовского образования, науки и информации.
Специалисты ИМЭПа могли бы уже начать разрабатывать эту пионерскую тему, потому что идея родилась в Казахстане. Работа эта вполне достойна стать необходимым вкладом в дело ОБСЕ и в проект Архитектуры глобальной безопасности.
- Хотелось бы узнать ваше мнение о предстоящей дате - 65-летии Победы в Великой войне. Сейчас эту войну не во всех республиках СНГ называют Отечественной.
- Я родился в великой стране, которую считал своим Отечеством. И те, кто ушли отсюда на фронт, так считали. Та война для нас - Великая Отечественная. О нашем вкладе в Победу не все знают. К 30-летию Победы для Кунаева готовили доклад, меня попросили поучаствовать. Дали все материалы. Я узнал, что в годы с 1941-го по 1945-й 93 процента цветных металлов - свинца, меди, цинка, хрома - добывалось и выплавлялось в Казахстане. Тогда и родилось поэтическое обобщение, прозвучавшее в докладе первого секретаря ЦК - "Девять пуль из десяти, выпущенных по врагу, были сделаны в Казахстане". Но самым большим и больным вкладом советского народа в победу были 27 миллионов жизней. Среди них "казахская цифра" может показаться не так значительной - "всего" 350 тысяч не вернулись в свои аулы. Но по отношению к общему числу степняков, уцелевших после бездарной, преступной коллективизации, это более десяти процентов. Мужчин - от 18 до 50. И девушек, не успевших выйти замуж и обзавестись ребенком. Из десятков тысяч, не ставших невестами, дошли только два имени - Маншук и Алия. 350 тысяч - много это или мало? Американцы на европейском фронте потеряли 150 тысяч, англичане - 200 тысяч. Две великие нации вместе лишились 350 тысяч. И они до сих пор считают: очень много!.. Непростительно много!..
А бессловесный советский народ простил Сталину, уничтожившему перед самой войной весь командный состав армии, и потому из 5 миллионов 200 тысяч кадровых солдат и офицеров в первые же месяцы лета 41-го были убиты и взяты в плен более 4 миллионов. Поэтому паническая, поголовная мобилизация, и необученных, недовооруженных - сразу на передовую. Пожар войны гасили кровью, хлеставшей из сталинских брандспойтов. Одним из таких шлангов был легендарный Жуков. На его маршальской совести - миллионы растраченных солдатских жизней. Один из его полководческих подвигов - взятие Берлина. Хотелось отрапортовать главнокомандующему к 1 мая. Ради красивой даты положил более миллиона чьих-то отцов, братьев, сестер. Все равно не получилось: немцы капитулировали только 2 мая. Об этих двух-трех днях с 30 апреля по 2 мая мне рассказал правду Рахимжан Кошкарбаев. И эта правда не совпадает с той, что нам доносится до сих пор со страниц официальной истории и киноэкранов.
Многое я узнал, дружа с Бауржаном Момыш-улы, столетие которого будем отмечать в этом году. Первого февраля мы начали серию встреч, посвященных памяти Бауке, в Гуманитарном центре Аграрного университета.
А по основной теме вопроса хочу сказать: нет еще в казахской литературе настоящего романа о той войне. Много интересных книг, но художественного произведения, наполненного истинной правдой, нет. И фильмов нет, достойных нашего вклада в Победу. Может, потому что нет правдивых документальных и исторически выверенных лент...
Вся статья здесь http://www.express-k…t_id=37653