«Есть мнение», что статистика внешней торговли страны показывает интегральную эффективность экономики страны [
09 декабря 2019, 22:02:18]. Однозначно соглашусь, что статистика внешней торговли очень много что показывает. Как с этой точки зрения выглядит Белоруссия?
В начале для понимания масштабов:
Теперь по существу:
1. Счет текущих операций. Торговля товарами, млрд. долл. США.
Выводы и наблюдения. Белоруссия – маленькая страна с открытой экономикой. Экспорт составляет 45-55% ВВП. Для сравнения, у России этот показатель – около 25%. Крупнейший торговый партнер – Россия. На Россию приходится 35-45% белорусского экспорта и 55-60% импорта. Доля экспорта нефти и нефтепродуктов достаточно скромная – всего 20-22%. На 9/10 – это именно нефтепродукты. [На 2012 год не смотрим – это пресловутые «растворители».] На уровне торговли товарами внешнюю торговлю Белоруссии можно считать вполне сбалансированной – дефицит составляет 3-6% ВВП, что не кажется чем-то заметным. [К тому, что здесь уже скрыты дотации со стороны России, вернемся позже.]
2. Счет текущих операций. Услуги, млрд. долл. США
Выводы и наблюдения. По услугам сальдо уже активное – 3-6% ВВП. Фактически сальдо внешней торговли товарами и услугами – нулевое:
3. Первичные и вторичные доходы, млрд. долл. США
Выводы и наблюдения. Ничего примечательного. Это – важное наблюдение.
Белоруссия является местом приложения иностранных инвестиций сама при этом за рубеж не инвестирует (это увидим ниже в разделе прямые инвестиции, портфельные и прочие инвестиции), а потому в части первичных доходов видим отрицательное сальдо по счету «Инвестиционные доходы», т. е. видим выплаты доходов инвесторам.
Отметил бы крайне незначительное сальдо по счету «Вторичные доходы. Сектор государственного управления». Кстати, «перетаможка» «сидит», судя по всему здесь.
4. Счет финансовых операций, млрд. долл. США
Выводы и наблюдения. Ничего примечательного. Прямые инвестиции – инвестиции в Белоруссию идут, но возвраты по ранее произведенным вложениям их превосходят. Портфельные инвестиции я показываю развернуто (приобретение активов и принятие обязательств), по секторам и отдельно с РФ, чтобы выявить финансовую помощь со стороны России в такой форме. Да, наблюдается наращивание задолженности перед РФ на $0,5-$1,0 млрд. в год. Правда, эта сумма не представляется заметной, а с учетом выплат процентов (минус $1,3-$1,5 млрд. по статье «Инвестиционные доходы») – тем более.
ВЫВОДЫ и НАБЛЮДЕНИЯ по платежному балансу.
В последние 5-6 лет экономика Белоруссии смотрится вполне сбалансированно. Существенных диспропорций типа: дефицит внешней торговли, привлечение внешних займов не наблюдается. Экономика Белоруссии функционирует самостоятельно и достаточно благополучно.
Может быть есть «скрытые статьи»? К таким относят:
- Поставка газа по «нерыночным» ценам.
- Поставка нефти по «нерыночным» ценам.
- Иные трансферты из России, например, «перетаможка».
Теперь – по пунктам.
Газ в Белоруссию поставляется без экспортной пошлины, составляющей 30%. Эта сумма составляет $1,0-$0,8 млрд. Газ в Белоруссию поставляется по контракту с АО «Газпром». Цена определяется по формуле: цена для потребителей в ЯНАО плюс согласованная стоимость транспортировки. Может быть, эта цена занижена? Сравниваем среднюю цену газа в Европе по отчетам «Газпрома», вычитаем экспортную пошлину, вычитаем тариф на транспортировку по Украине, Чехии и Словакии [
отсюда] и приходим к выводу, что в 2016-17 гг. цена была даже завышена.
Тут надо обратить внимание на несколько вещей. Во-первых, и средние цены на газ в Европе для «Газпрома», и тарифы на транспортировку посчитаны достаточно условно и приблизительно. Иначе и невозможно. Мы не знаем кому, где, по какой цене мог бы продать белорусские объемы (20 млрд. м3 в год), по какому маршруту его можно было бы транспортировать. Поэтому я бы нынешнюю цену ($129 за 1000 м3 на 2019 г. и $127 на 2020 г. [
ссылка]) для Белоруссии вполне рыночной. Во-вторых, нужно обратить внимание. что до 2015 г. субсидирование в виде заниженной цены на газ, действительно, имело место.
Нефть в Белоруссию поставляется без экспортной пошлины. Для 2012-16 гг. субсидирование Белоруссии в этой форме показано как объем фактически поставленной нефти умножить на величину экспортной пошлины. Для 2017-18 гг. величина экспортной пошлины умножалась на 24 млн. тонн. Т. е. в показанных цифрах учтена и «перетаможка». Нефть в Белоруссию поставляют российские компании исходя из экспортного паритета, т. е. по совершенно рыночной цене (с учетом отсутствующей экспортной пошлины).
Других форм субсидирования я не вижу.
Итого, речь идет о $3-$3,5 млрд. в год, а не о $8-$9 млрд. И это, наверное, достаточно существенно, когда мы рассуждаем о целесообразности нынешней российской политики в отношении Белоруссии. Этот объем «субсидирования», вполне балансируется встречным движением по статье «Инвестиционные доходы», точнее, величины оказываются уже просто на уровне статистических расхождений.
Еще одно важное обстоятельство. Допустим, Белоруссия субсидируется Россией на $3-$3,5 млрд. в год. Кто получает выгоды? Во-первых, разумеется, Белоруссия, но косвенно – Россия – в виде импорта из Белоруссии продукции по «заниженным» ценам. Значительная часть продукции, поступающей из Белоруссии не может быть свободно направлена на другой рынок, но также не может быть свободно замещена продукцией из другого источника. Цены на такую продукцию являются нерыночными, а трансфертными.
Как можно оценить величину такой «возвратной субсидии»? Допустим, что субсидия из России равномерно достается всем, т. е. равномерно распределяется между внутренним потреблением Белоруссии, валовым накоплением, государственными расходами (это компоненты ВВП) и экспортом в Россию. Поскольку экспорт товаров и услуг в Россию составляет 17-21% от этой величины, то можно говорить о «возвратной субсидии» на уровне $0,4-$0,8 млрд. в год.
Вот расчеты:
Вроде бы немного, но справедливость требует и об этом не забывать.
ВЫВОДЫ
Получается, что проблема масштабного субсидирования Белоруссии Россией, действительно, еще в 2014 году имела место, но в настоящий момент эта проблема практически решена. Во всяком случае, она сокращена в разы до величины в несколько сот миллионов долларов в год.
Более того, можно сказать, что «налоговый маневр» в нефтянке исключит в будущем бесконтрольный трансферт природной ренты в белорусский бюджет, если мировые цены на нефть когда-нибудь снова существенно вырастут. Если учесть, что внутренние цены на газ в России близки к экспортному паритету, то и тут все «под контролем».
Белорусская экономика функционирует в условия довольно жестких бюджетных ограничений. Возможности для внешних заимствований – ограничены. Условия для получения российских кредитов – достаточно строгие.
Оснований говорить о том, что белорусский ВВП «раздут» за счет российских дотаций или кредитов я не вижу; говорить о том, что уровень жизни белорусов необоснованно высок –тоже.
Экономических аргументов против интеграции России и Белоруссии как угодно глубокой я по-прежнему не вижу.