Вопросы к задержанию В заявлении белорусских СМИ обращает на себя внимание ряд логических нестыковок.
Очевидно, что "вагнеровцы" бы не стали въезжать в Беларусь организованной группой - если бы планировали акции на территории этой страны. Они прибывали бы в разное время, избегая контактов между собой до нужного момента.
Настораживает и групповое поселение в столичном отеле - все гостиницы обычно находятся под плотным контролем спецслужб. То есть группа, прибывшая в Беларусь, вряд ли пыталась вообще скрываться.
Более того, при них были найдены методички по стрельбе и другой "матчасти", которую можно почитать на досуге где угодно, но не на месте предполагаемой операции.
А вот весьма занятный скриншот из эфира белорусского ТВ, которое показало кадры оперативной съемки. На нем виден какой-то документ, написанный арабской вязью. Что подтверждает версию о ближневосточной, а не белорусской миссии "вагнеровцев".
В общем, действительно создается впечатление, что ЧВКшники следовали через Беларусь транзитом, ожидая вылета в третьи страны. Или прибыли с какой-то другой целью - но явно с ведома белорусской стороны.
Российские и белорусские спецслужбы работают в тесной связке. И будь в Минске действительно какой-то подозрительный "десант" из вероятных боевиков - этот вопрос бы сначала попытались уладить, не вынося сор из союзной избы. Как, например, было
с украинским разведчиком Шаройко, которого Беларусь задержала по-тихому и никому об этом не рассказывала, пока информацию не разгласили в Киеве.
То есть цель задержания была как раз информационной, а значит - политической. Предсказание Лукашенко
Интересно, что впервые об иностранных ЧВК в Беларуси ее президент заговорил несколько дней назад.
24 июля, выступая перед военнослужащими 5-й отдельной бригады спецназа, Лукашенко заявил об угрозе привлечения к протестам в стране наемников из-за рубежа.
"На майдан, если своих нет (у нас маловато "майданутых"), их подтянут со стороны. Это профессиональные военные, бандиты, которые специально готовятся, в основном в рамках ЧВК по всему миру, и зарабатывают большие деньги на провокациях в тех или иных государствах", - сказал тогда президент Беларуси.И вот, через пять дней после этого заявления КГБ страны задерживает мирно спавших в белорусском санатории российских военспецов.
Объяснения в этой ситуации видится два.
1. Лукашенко решил захватить российских наемников, которые привычным порядком следовали через Беларусь в третьи страны, и сделать из них доказательство российского вмешательства в президентские выборы.
2. Участники ЧВК действительно планировали участие в антипрезидентском майдане. А не конспирировались потому, что были под прикрытием своей основной легенды - следования через Минск в страны Ближнего Востока или Африки. Но об их истинной миссии каким-то образом прознали белорусские спецслужбы и сработали на упреждение.
Правда, в чем именно упреждение, если у ЧВК-шников не нашли ни оружия, ни других незаконных предметов - непонятно. Уголовных дел не заведено, проводится лишь проверка, по результатам которой их вообще могут отпустить. И главное - сильно заранее эта группа прибыла в Беларусь - до выборов еще почти две недели - высок был риск "засветиться" (да и у спецслужб Белоруссии наверняка бы возникли вопросы почему так долго россияне никуда не улетают).
Поэтому наиболее вероятной пока кажется версия о том, что ЧВК действительно ничего в Беларуси не планировали, ни от кого не скрывались а белорусские силовики их "запаковали" исключительно для информационного эффекта. Но для чего?
Как уже писалось выше, сейчас главным конкурентом Лукашенко на выборах является Светлана Тихановская - жена сидящего в тюрьме блогера. Ее активно поддерживает Запад. сама она также выступает пол прозападными лозунгами (выход их состава Союзного государства России и Беларуси).
При этом, накал протестных настроений в стране велик. С одной стороны - непростая социально-экономическая ситуация. С другой стороны, во время коронавируса в страну вернулось много белорусов, которые работали и учились в странах ЕС. И местные порядки их сильно раздражают.
Поэтому велика вероятность, что после объявления победы Бацьки в стране начнется полноценный Майдан (столкновения уже идут по всей стране). А в случае его подавления, Запад введет против Минска жесткие санкции и вся работа Лукашенко по развитию отношений с ЕС и США пойдет прахом. И Бацька будет вынужден идти на условия России по углублению интеграции, чему ему не хочется.
В такой ситуации Лукашенко и мог разыграть историю с задержанием "российских наемников" с двумя целями. Во-первых, для обвинения оппозиции в работе на РФ, чтобы оттолкнуть от нее часть сторонников внутри страны. Во-вторых, для демонстрации Западу, что он стал "жертвой России и ее ЧВК" дабы после разгона будущего Майдана Бацьку за это европейцы и американцы не наказывали.
Но оправдается ли этот расчет - трудно сказать. Противники Лукашенко внутри Беларуси вряд ли вообще поверят в историю с ЧВК. А на Западе это вряд ли перебьет прочий негативный фон вокруг президента Беларуси (особенно, если действительно будет жесткий разгон акций протеста после выборов).
Открытым остается вопрос как это повлияет на отношения с Россией. Пока комментарии из Москвы очень осторожны и сводятся к тому, что РФ не заинтересована в дестабилизации Беларуси. Не исключено, что резкой реакции и не будет. Потому что накалять отношения с Лукашенко не имея на выборах ему альтернативы (а Тихановская для Москвы хуже, чем Бацька) для Кремля смысла нет.Отчасти ситуация напоминает середину 2013 года в Украине, когда Виктор Янукович вступил в конфронтацию с Россией по поводу подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, стремясь с одной стороны заручиться поддержкой Запада, а с другой стороны, выторговать у Москвы более выгодные условия сотрудничества. Но потом, когда после отказа подписать Соглашения начался Майдан, то Москва Януковича поддержала.