Вице-премьер Михаил Русый
обещает местным органам власти, хозяйствующим субъектам и инвесторам «хороший инструментарий для того, чтобы вовлекать в оборот неэффективные хозяйства». Это механизм, «как разумно провести стратегию и договориться с кредиторами, чтобы, не привлекая каких-то дополнительных средств, за счет реструктуризации, пролонгации мировых соглашений создать эффективные комплексы, которые начнут зарабатывать и рассчитываться».
Набор мер финансового оздоровления весьма напоминает инструментарий Указа № 200 – с небольшими корректировками. Итак, кредиторам придется выбирать один из вариантов реструктуризации долгов:
1) дополнительный выпуск акций сельхозорганизации на сумму задолженности с последующей передачей их в собственность кредиторов (для банков и бюджета на условиях указа №88);
2) предоставление отсрочки на 3 года + рассрочка на 5 лет‚ при условии осуществления текущих платежей (для банков до 3 и до 5 лет соответственно);
3) мировое соглашение об изменении порядка исполнения денежного обязательства;
4) эмиссия обл- и райисполкомами ценных бумаг для перевода задолженности на местные органы власти или передачи в ОАО "Агентство по управлению активами" по решению главы государства.
Вероятно, кредиторов гораздо больше устроила бы просто оплата долга – если не деньгами, то хотя бы сельхозпродукцией: мясом, молоком, овощами, зерном. Но такой вариант в проекте не упоминается. Вице-премьер уверяет, что «это никакое не списание». Действительно, прощения долгов, в отличие от недавно принятого Указа № 200, в новом проекте нет. Но и платить в ближайшем обозримом будущем некоторые предприятия не будут. Напротив, государство создаст им все условия, чтобы еще долго не исполнять свои обязательства.
Если согласия с кредиторами сельхозорганизации не достигнут, то последние все равно получат отсрочку на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет. Для этого надо лишь иметь «результативный бизнес-план». А если его не будет, комиссия облисполкома примет решение о нецелесообразности дальнейшего функционирования предприятия с направлением его в суд в общеустановленном порядке. Учитывая, что поставщики при таком раскладе будут болтаться в самом хвосте очереди кредиторов, шансы что-то получить с ликвидируемого колхоза будут менее чем мизерными.
На председателей райисполкомов проектом указа возлагается обязанность совместно с руководителями неплатежеспособных организаций обеспечить разработку и реализацию эффективного бизнес-плана с применениям возможных механизмов досудебного оздоровления. При этом предусмотрена их защита на деловой риск. Это забавная оговорка. Получается, что наличие бизнес-плана даст сельхозорганизациям неоспоримое право на 8 лет отсрочить уплату своих долгов, а потом заявить кредиторам, что вышла неувязочка. Дескать, вмешался деловой риск, запланированных показателей достичь не удалось, так что не видать вам остатков своих денег.
На период финансового оздоровления (8 лет – по аналогии с периодом проведения санации) приостанавливается начисление процентов, неустойки, пеней за исключением процентов банков и ОАО "Агентство по управлению активами". То есть в любом случае не удастся взыскать неустойку со своих злостных неплательщиков и хоть отчасти компенсировать урон от неполучения денег долгов, сроки погашения которых и так давно истекли. Заодно банкам авторы проекта любезно позволяют снизить действующую процентную ставку до 1,5%. Вероятно, навязываемые мировые соглашения тоже наверняка будут предусматривать те же отсрочки-рассрочки плюс отказ от взыскания неустойки, предусмотренной договорами и ГК.
Кто старое помянет
Впору сбиться со счета, вспоминая этапы финансового оздоровления белорусских сельхозорганизаций. Первой эпохальной попыткой вытащить из болота убыточные колхозы можно считать их «раздачу на перевоспитание" промышленным предприятиям и банкам по Указу от 19.03.2004 № 138. Вторая –
преобразование колхозов (точнее — сельскохозяйственных производственных кооперативов – СПК) в хозяйственные общества и коммунальные унитарные предприятия по Указу от 17.07.2014 № 349. Правда, в отведенные 1,5 года это сделать не удалось. Но к концу 2017 г. число СПК сократилось с 348 до 38, тогда как число ОАО в сельском хозяйстве выросло с 510 до 624, ООО – с 152 до 204, а унитарных предприятий – с 439 до 455. Замечу, что пик «новообразований» пришелся на конец 2016 г., но в прошлом году ряд ОАО и УП были ликвидированы или реорганизованы, а в целом число сельхозорганизаций вообще снизилось за 5 лет с 1,5 тысяч до 1357 (см. диаграмму).
Никакого разгосударствления при этом не произошло. Напротив, за 5 лет число сельхозорганизаций, находящихся целиком в собственности государства, выросло с 289 до 320. Количество частных предприятий в АПК, напротив, сократилось с 1 173 до 981, причем среди них число организаций с долей госсобственности выросло с 450 до 644. То есть, удельный вес сельхозорганизаций, целиком или частично принадлежащих государству, вырос с 49,4 до 71,1%.
Впрочем, не тут не стоит ни сокрушаться, ни обольщаться: изменения в структуре по формам собственности произошли в связи с преобразованием формально частных СПК в АО с долей государства (чаще всего, контролирующей) или в УП, полностью находящиеся в коммунальной собственности. Есть еще некоторое количество компаний с иностранной собственностью или долей зарубежного капитала, но на них вместе приходится всего 8,1% общего числа сельхозорганизаций. Так, формальное исчезновение наследия сталинской коллективизации оказалось фактическим закреплением огосударствления села. Но государство, как и прежде, продемонстрировало свою неэффективность как собственника. Смена вывесок, финансовые преференции, отсрочка и рассрочка долгов
не помогли. Долги и убытки продолжали расти, а частных инвесторов, готовых впрячься в аграрный воз не находилось.
Следующим этапом стало
принятие Указа от 4.07.2016 № 253 "О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций". Им было предписано провести процедуру досудебного оздоровления 323 неплатежеспособных сельхозорганизаций и начать процедуру банкротства по сотне безнадежных предприятий. Из них, как заявил журналистам М. Русый, в настоящее время процедуру оздоровления проходят 283 организации. Остальные 40 не осуществляют деятельность в связи с присоединением, продажей или безвозмездной передачей. Несколько дней спустя глава Минсельхозпрода Леонид Заяц в интервью «Сельской газете» уточнил, что из 283 оздоравливаемых сельхозорганизаций в 48-ми платежеспособность восстановлена, в 78 она улучшилась. У остальных «ситуация осталась прежней, у некоторых она даже ухудшилась».
Напомню, Указом № 253 также предусматривалась передача убыточных сельхозорганизаций в аренду или доверительное управление, а также их продажа - целиком или пакетов акций на боле-менее льготных условиях. Но до сих пор добровольцев, желающих воспользоваться такими возможностями не находилось.
В промежутках между этапами чиновники не сидели сложа руки. Периодически появлялись указы и постановления, предусматривавшие «точечные» меры по смягчению долгового бремени сельхозпредприятий. Один из них - о
создании Агентство по управлению активами, в которое начался активный "слив" безнадежных долгов сельского хозяйства. Но общей картины это не меняло.
Как превратить кредиторов в инвесторов
Новый указ, проект которого обсуждался на днях, кое-что изменит. Он станет признанием, что белорусский АПК целиком представляет собой единый токсичный актив, связываться с которым смертельно опасно для любой компании. Ведь предлагаемые сейчас решения – действительно «никакое не списание», как заверил публику г-н Русый. Это дефолт АПК в особо изощренной форме. Государство-собственник неплатежеспособных предприятий не собирается брать на себя ответственность за их долги. Вместо этого оно попросту лишает кредиторов возможности получить в обозримом будущем обратно свои деньги, принуждая принимать условия реструктуризации долгов, которые в любом случае повлекут колоссальные убытки – тайные и явные. Это натуральный грабеж.
Кредиторам останется только брать в счет долга акций сельхозорганизаций, на что раньше почти никто не соглашался добровольно. Теперь же глава Минсельхозпрода на полном серьез заявляет, что акции – это «лучше, чем ничего». Дескать все-таки будет шанс когда-нибудь получить дивиденды.
Такой совет - откровенное издевательство. Мало радости стать акционером предприятия – фактического банкрота, причем, скорее всего – миноритарным, не имеющим реальной возможности влиять на принимаемые решения. Такие акции даже за мусорные penny stock вряд ли сойдут: ни дивидендов, ни роста курса по ним дожидаться еще слишком долго не приходится. Так что «ничего» в акционерной упаковке останется таким же «ничего»: безнадежным долгом, искусственно замаскированным под финансовый актив. На этом фоне весьма забавно выглядят потуги нормотворцев регламентировать инструмент конвертируемого займа, заимствованный из английского права.
Чтобы не утруждать кредиторов участием в управлении сельхозорганизациями, при конвертации задолженности в акции можно будет передать их в доверительное управление в райисполком или вообще безвозмездно отдать в коммунальную собственность административно-территориальной единицы. Проще говоря, выбросьте и забудьте.
Не прошло и 2 лет после завершения кампании преобразования колхозов (точнее, СПК) в хозяйственные общества и унитарные предприятия. Последними становились все СПК, у которых стоимость чистых активов оказалась меньше паевого фонда – и таких было немало. Теперь для последующей конвертации задолженности в акции проектом указа разрешается преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества по упрощенной процедуре, т.е. без правоудостоверяющих документов. В то же время общее требование – сохранить профиль работы должников-сельхозорганизаций, обеспечить занятость их работников и выполнить социальные обязательства. Правда, арендатору или доверительному управляющему позволят в течение 3 месяцев прекратить трудовые отношения только с руководителем, его заместителем и главным бухгалтером. Остальных работников увольнять не получится: сохранить рабочие места - обязательный приоритет.
Чтобы стимулировать руководителей сельхозорганизаций, в проекте указа допускается передача им 25% плюс 1 акции по результатам реализации бизнес-плана при условии достижения эффективной деятельности. "Это правильно, стимулирующий фактор, – считает М.Русый. – Это нелегкий труд – лет пять надо пахать очень хорошо. Разве страна от этого потеряет, если мы найдем эффективного собственника, его простимулируем, а он нам будет давать выручку?"
Действительно, труд нелегкий и неблагодарный. А потому «пахать» 5 лет ради призрачного счастья стать миноритарным акционером бывшего колхоза, по-прежнему управляемого и контролируемого исполкомовскими чиновниками, желающих, скорее всего, будет немного. Не исключено, что кому-то покажется более выгодным за пару лет растащить все, что осталось, и удрать подальше.
Кое-какие инструменты инвесторам даются. Они смогут продавать и сдавать в аренду имущественные комплексы сельхозорганизаций без госрегистрации предприятия, а также распоряжаться отдельным имуществом организаций без правоустанавливающих документов. Правда, этими документами придется обзавестись самим покупателям в течение года после заключения сделки. Позволяется и избавляться от непрофильных активов. Объекты жилищного фонда, социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельхозорганизаций можно будет передать в коммунальную собственность – также без правоудостоверяющих документов и технической инвентаризации.
Надо полагать, госорганы окажут в этом всяческое содействие, а контролеры не будут придираться к операциям с «беспаспортными» активами. А если нет – новые собственники столкнутся с весьма неприятными сюрпризами в будущем.
Кстати, исполкомам тоже будет мало радости от «перевешивания» на них долгов АПК. Обязательства органов местного самоуправления давно перешагнули порог безопасности, так что выпускать новые облигации для них – сущее разорение и гарантия скорого дефолта.
С другой стороны, связываться с муниципальными облигациями родных исполкомов, если доходность по ним не покроет потерь от неуплаченных долгов, тоже пожелают немногие кредиторы. Впрочем, кто их теперь спрашивает?
Что станет за 8 лет с организациями-кредиторами, их работниками и социальными обязательствами власти пока не беспокоит – пусть частники сами выкручиваются. Между тем, логичным продолжением нового указа было бы «регрессное» предоставление аналогичных отсрочек и рассрочек задолженности кредиторов сельхозорганизаций по налогам и кредитам госбанков. Разумеется, без процентов и предварительных условий. Разве что бизнес-планы накатать: как колхозы с нами рассчитаются, так и мы с государством. Надо же как-то 3 года простоять и 5 лет продержаться…
Плоды господдержки
По итогам 2016 г. убыточными (без учета господдержки) были 71,8%, сельхозорганизаций, а 2017-го – «всего» 61,3%. Удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности, достигал 34,9%, а в задолженности по кредитам и займам – 10,6%, а по итогам 2017 г. – 35,7 и 8,1% соответственно. После реструктуризации части долгов перед банками и бюджетом, по итогам 5 месяцев т.г. в республике убыточными (без учета господдержки) были 60,7%, сельхозорганизаций, удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности, достигал 34,9%, а в задолженности по кредитам и займам – 10,6%, а по итогам 2017 г. – 35,7 и 8,1% соответственно.