Острова, оспариваемые Японией у КНР и ТайваняОднако больший вес в этом контексте имела позиция Пекина по Южным Курилам. Так, в отчетном докладе премьера Чжоу Эньлая Х съезду КПК (24 августа 1973 г.) было без обиняков заявлено:
«Если советским ревизионистам так уж хочется разрядки международной обстановки, то почему бы вам в подтверждение своей искренности не предпринять один-два таких шага, как, скажем, вывод войск из Чехословакии или Монгольской Народной Республики, и возвращение Японии её четырёх северных островов?» Похоже, «монгольский» тезис Пекина «неофициально» поддерживали в Улан-Баторе, ибо с его стороны не было ни официальных, ни иных комментариев относительно предложения Пекина о выводе из Монголии подразделений Советской Армии.
В свою очередь, и в Москве не спешили обострять официальную полемику по этим вопросам. В некоторых центральных газетах появились осуждающие, но «сдержанные» комментарии по поводу упомянутых предложений Пекина. Всё это, так или иначе, подзуживало претензии Токио на Южные Курилы.
Вместе с тем, глава «Китайской республики» на Тайване, генералиссимус Чан Кайши не замедлил обличить Пекин:
«Защищать Сталина и выступать против границ сталинского СССР – это уникальный вид лицемерия маоцзэдуновского режима». А в КНДР тогда же прошла кампания за
«международное сопротивление незаконным территориальным притязаниям Японии», претендующей с середины 1950-х годов также на некоторые китайские (Даоюйдао) и корейские (Токто) острова.
Японская сторона предлагала Пекину включить упомянутую Чжоу Эньлаем позицию по Южным Курилам в китайско-японский Договор «о Мире и дружбе», подписанный в Пекине 12 августа 1978 года. Но руководство КНР решило не переходить рубикон в конфронтации с СССР, отвергнув инициативу Японии.
Одновременно, в Токио сделали вид, что забыли о своих «правах» на несравнимо более обширные по территории и не менее значимые острова в западной и центральной части Тихого океана. Однако «восточными» или «южными» территориями эти острова не называли – в отличие от объявленных в 1981 году «северными территориями» четырёх южнокурильских островов
. В 1946-1947 гг. эти острова были «экспроприированы» США, уже ставшими к тому времени военно-политическим союзником Японии. Речь идёт о Каролинских, Маршалловых островах, Палау, о части Марианских островов, принадлежавших Японии с 1919 года. Прежний их обладатель (в 1899-1917 гг.) – Германия – потерпела поражение в Первой мировой войне, в то время как Япония выступила тогда на стороне Антанты. С учетом этих островов Японии была подконтрольна, без малого, треть тихоокеанской акватории.
В 1944-1945 гг. острова захватили США, а в конце 1946 года Вашингтон продавил решение Совета по опеке ООН о передаче их себе в управление. Сегодня мало вспоминают о том, что до 90% тамошнего японского населения в 1945-1947 гг. было насильственно переселено на «историческую родину». Сами же острова с конца 1940-х годов стали насыщаться военными объектами США, коих там и сегодня с избытком.
СССР и Франция, поныне обладающая многими тихоокеанскими островами, выступали в 1947-1953 гг. за международную опеку над рассматриваемыми архипелагами, но Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия и гоминьдановский Китай поддержали американскую позицию. А после 1953 года в Москве, как и в Париже, «забыли» этот вопрос.
В 1980-х – начале 1990-х годов почти все упомянутые острова были сгруппированы в Федеративные Штаты Микронезии, республики Маршалловых островов и Палау – квази- «независимые» государства в статусе «свободно ассоциированных с США государств». В 1990-х годах их даже приняли в ООН, против чего возражали лишь считаные Куба, КНДР, Иран, Ливия, Зимбабве, Судан. Военная и политико-экономическая подконтрольность Вашингтону этих тихоокеанских территорий, естественно, сохраняется и поныне, в то время как следы прежней – японской (и тем более, германской) принадлежности там же давно уничтожены.
С 1950-х до середины 1970-х годов существовали пять гражданских групп, выступавших за возвращение этих островов, как и за репатриацию туда японских граждан (или их потомков). Об их деятельности периодически сообщалось в советских СМИ, а Пекин, по ряду данных, оказывал этим активистам поддержку. Но после 1977 года упоминания о них в Китае исчезли, что стало следствием всё более активных «прояпонских» перемен в политике Пекина после Мао Цзэдуна – прежде всего, речь идёт об упомянутом китайско-японском договоре «о дружбе» 1978 года.
Основные военные базы США в Японии и Южной КорееЕсли в части тихоокеанских архипелагов японские власти итоги Второй мировой войны Япония признают, то в части российских Южных Курил – позиция, как известно, противоположная. Объяснение здесь кроется ещё и в том, что США издавна
располагают в Японии, как минимум, тридцатью военными базами и объектами, а также поддерживают территориальные претензии Токио не только к России, но также и к КНР, Тайваню, Северной и Южной Корее. Достаточно, в этой связи, напомнить о бессрочной резолюции Конгресса США от 28 апреля 1952 года, рекомендующей аннулировать союзнические соглашения 1945 года о включении в СССР Южного Сахалина и всего Курильского архипелага.
Несмотря на очевидное повышение градуса японского реваншизма (в том числе
с упоминанием гипотетической «ядерной дубины»), в России предпочитают не повышать градус споров вокруг Южных Курил, не решаясь напоминать Токио о двойных стандартах Японии в её территориальных притязаниях. Периодически напоминают японцам об отторгнутых у нее американцами территориях только Северная Корея и Тайвань. Да и то – в периоды обострения притязаний Токио на ряд корейских и китайских островов.
С одной стороны, новый премьер-министр Суга заверяет, что будет стремиться
«содействовать свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону» и
«строить стабильные отношения с соседними странами, включая Китай и Россию». Вместе с тем, усиленная милитаризация страны с опорой на давние империалистические традиции в перспективе могут превратить Японию на Дальнем Востоке примерно в такую же «головную боль», которой стала ныне Турция на Ближнем Востоке и на Кавказе. К слову, заметим, что некоторые турецкие проекты на постсоветском пространстве (в частности, в Центральной Азии) финансируются именно японскими властями и крупными корпорациями.