Председатель комитета нижней палаты по финансовому рынку
Анатолий Аксаков сообщил РИА Новости, что народные избранники рассматривают идею передавать невостребованные банковские вклады в бюджет. По его словам, таковых уже накопилось на миллиарды рублей. Коснуться такая участь может и не проявляющих себя номинальных держателей ценных бумаг и участников акционерных обществ.
И хотя глава комитета, похоже, и сам не очень верит в принятие предложения, тем не менее, уверяет, что оно уже «оформлено и просчитано».
«В следующем году плотно займемся, сейчас завершим, что у нас накопилось. Надо со всеми поработать, но, скорее всего, инициатива будет исходить от депутатов», — цитирует Аксакова издание.
Придется, конечно, подискуссировать по некоторым вопросам, например, о необходимости создания специального государственного фонда для аккумулирования «невостребованных» средств.
Идея уже вызвала бурную дискуссию как в экспертном сообществе, так и среди граждан. Еще бы, чем выяснять судьбу владельцев или искать возможных наследников, проще оприходовать. Как говорится, «целее будет».
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский идею приветствовал и напомнил, что с подобной идеей партия выступала ещё 20 лет назад, предлагая выставлять на торги невостребованные объекты недвижимости, а деньги, вырученные от их продажи, размещать под проценты на депозитных счетах.
«Если собственник не появится — продавать. Полученные деньги — нотариусу по месту нахождения объекта класть на депозит под проценты. Объявится собственник через 10 лет, через 20 или через 50 лет, отдавать ему деньги с набежавшими процентами. Вот решение вопроса. А у нас стоят объекты недвижимости заколоченные, брошенные, их миллионы по всей стране. Они наполовину готовые, их просто нужно достроить. То же самое с вкладами, мы это поддержим. Вклады мёртвые стоят, нормальный человек будет пользоваться деньгами», — уверен Владимир Вольфович.
Главные «хранители» денег идею также поддерживают, и как заявил
первый вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Владимир Киевский, оказываются, давно поднимают ее на различных уровнях.
«Что делать с деньгами, которые в силу разных причин наши граждане оставили на своих счетах в банках? Кто-то на самом деле забыл про них, потому что сумма ничтожно мала и исчисляется десятками рублей. Кто-то уехал из города, где у него счет в банке и, что называется, махнул рукой на оставленные там 100 рублей… Наследники иногда не обращаются за небольшими суммами. Есть и „спящие“ владельцы ценных бумаг. По большинству вкладчиков отсутствует актуальная информация о документах, удостоверяющих личность, о фактическом месте их проживания», — цитирует Киевского пресс-служба АРБ.
При этом он пояснил, что когда речь идет о крупных суммах, то банкиры стараются разыскать клиентов, а такие вклады могут и должны храниться сотнями лет.
«Действительно, это собственность гражданина, и в соответствии с Конституцией, она неприкосновенна», — признает он. Однако иногда речь идет о небольших суммах, вроде 100 рублей, о которых никто не вспоминает 10−15 лет. Вот их-то, по словам представителя АРБ, и можно было бы передавать в специализированный государственный фонд.
В общем, банкиры предлагают решить вопрос на законодательном уровне.
Хотя глава Сбербанка Герман Греф, например, не видит необходимости в новом механизме, так как процедура уже прописана в Гражданском кодексе (ГК).
«Я боюсь, что как бы не изобретался велосипед просто. Есть понятие бесхозяйного имущества, определенное количество лет это имущество должно быть без хозяев, в законе определен дальнейший его трек в Гражданском кодексе, я не думаю, что нужно что-то новое изобретать, это всю жизнь было, есть», — заявил он журналистам. Правда, не исключил, что не до конца понимает контекст инициативы.
Сомнительной считает идею и
экс-глава глава ЦБ Сергей Дубинин. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» он отметил, что она никак не вписывается в системы с полноценным правом на собственность. Не понимает он и экономического смысла этого предложения, а, кроме того, отмечает, что в России все-таки достаточно развит механизм судебного рассмотрения материальных претензий и споров.
«Поэтому в таких ситуациях необходимо предъявить какие-то факты, что нет наследников, нет каких-то граждан, которые имеют право на эти деньги. А все остальное — это какая-то неправовая процедура изъятия собственности, пусть даже мелкой», — подчеркнул он. Эксперт также не видит в предлагаемой схеме выгоды для банков, за исключением разорившихся и пытающихся «заткнуть последнюю дырку».
Идея действительна, мягко говоря, странная. Банковский вклад — это все-таки личные деньги человека, которые он доверил кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов. Даже если это 100 рублей. То есть — частная собственность, которая признается и защищается Конституцией и Гражданским кодексом.
Владелец может умереть, находиться в многолетней коме, а его наследники даже не подозревать о существовании этого вклада. Это не повод для фактически конфискации этих денег. Возможно, банкам и народным избранникам стоит подумать о специальном механизме поиска таких вкладчиков или их близких.
Стоит заметить, что в банках, например, Швейцарии, вклады дожидаются владельцев или их наследников десятками и сотнями лет. Даже если они мизерны. И ни о какой передаче в бюджет никто даже не заикается. И такой подход
адвокат Дмитрий Аграновский считает абсолютно правильным.
— На самом деле они же не хранятся. Деньги, которые находится у банков, работают. Я не вижу ни малейших поводов, чтобы эти вклады конфисковать. А если называть вещи своими именами, то именно эти с ними и будут делать.
И потом, этих вкладов так мало, деньги, которые на них находятся так ничтожны, что государство их даже не заметит. Это просто болтовня. Никакого экономического эффекта это не даст.
Но это интересная болтовня, потому что с точки зрения капитализма здесь налицо вопиющее пренебрежение правом собственности. Сегодня конфисковывают якобы невостребованные вклады, а завтра будут конфисковывать какие-нибудь еще вклады. С точки зрения капитализма такая тенденция недопустима.
«СП»: — Ряд экспертов считает, что эти вопросы уже законодательно регулируются.— Вот именно. И что-то сейчас другое принимать… А если найдутся владельцы? Я думаю, что подход неправильный".
Кстати, в 90-е годы многие граждане уже потеряли банковские сбережения. А последние идеи: и с невостребованными вкладами, и с уплатой мелких штрафов методом перевода денег с банковского счета владельца, когда он об этом даже подозревает, да и кто знает, какие еще идеи могут появиться — могут привести к тому, что имеющие горький опыт россияне просто начнут забирать деньги из банков.
Мнение экспертовОбъем невостребованных вкладов в российских банках крайне мал и создавать специальный госфонд для их хранения нецелесообразно, заявил РИА Новости
главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.«На мой взгляд, это решение несуществующей — точнее, не слишком значимой и скорее технической проблемы. Банкиры, что естественно, хотят упростить свою жизнь. Но масштабы невостребованных вкладов крайне малы по сравнению с их общей массой и точно не являются большой проблемой для банков. За рубежом проблема невостребованных вкладов есть, но фондов не городят», — отметил он.
Советник Института современного развития Никита Масленников отметил, что перед передачей невостребованного вклада в бюджет необходимо убедиться, что у вкладчика нет наследников, и провести работу по их поиску.
«Кто это должен делать? Какой государственный орган? На банк это вешать вряд ли целесообразно. Скорее всего, банк должен обратиться к третьей организации, на которую депутаты могли бы возложить поиск наследников, чтобы окончательно было ясно, что вкладчика больше не существует и что у него нет наследников», — сказал он.
Он подчеркнул, что вначале должны быть выполнены все условия, доказано, что человека действительно уже физически нет.
«У нас есть и сроки давности по этому поводу, которые устанавливаются судом, факт смерти. Будьте любезны, сначала это проведите, а потом обращайте этот доход государству», — добавил эксперт.
Кроме того, у Масленникова вызвало сомнение то, что объем зависших вкладов действительно был подсчитан.
«Что значит — несколько миллиардов? Такая резиновая оценка значит, что она просто не произведена. Это экспертное ощущение по поводу того, что что-то там такое висит», — считает он.
http://svpressa.ru/society/article/216024/?utm_source=finobzor.ru