Министерство науки и высшего образования подготовило проект федеральных государственных требований к подготовке кадров в аспирантуре. Этот документ представляет собой основные рамки, в которых будет выстраиваться система научной аспирантуры.
Программы подготовки будут создавать и утверждать университеты и научные институты самостоятельно, но
в соответствии с рамками, заданными ФГС. Реализация возможна как на базе одной организации, так и в сетевом формате. Применяться могут как очные, так и дистанционные образовательные технологии вместе с электронным обучением.
Обучение по программе осуществляют научный руководитель в связке с аспирантом по индивидуальному плану. В целом это означает достаточно широкую вариативность моделей подготовки аспирантов – что, собственно, и требуется от научной аспирантуры.
Однако, полностью избавиться от формальных документов в рамках программ не удастся – в них
должны быть: учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу научно-исследовательской работы (то есть работы над диссертацией) и практики, условия реализации программы и формы аттестации (кандидатские минимумы однозначно и иные дисциплины при их наличии в программе и индивидуальном плане).
По сути, и в предыдущий период развития аспирантуры (до ее восхождения на третью образовательную ступень) было понятно, что у аспиранта должны быть какие-то предметы – как правило, в качестве подготовке к кандидатским минимумам, практика (преимущественно педагогическая) и все остальное в виде работы над диссертацией.
Срок обучения по очной форме в базовом варианте составит не более 3 лет, в заочной – 4 года, в ряде случаев – 4 и 5 лет соответственно. Срок обучения может быть увеличен на 1 год максимум в случае обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание каждого учебного года традиционно должно составлять 60 зачетных единиц (при учете, что каждая из них равна 25-30 астрономическим часам). Если обучение ведется по индивидуальному плану (по аналогии с таковой опцией в высшем образовании) – то в год может быть не более 75 з.е.
ФГТ предусматривает квотирование зачетных единиц на различные форматы подготовки – в этом прослеживается преемственность с аналогичными разделами ФГОС. Не менее 9 з.е. должно идти на дисциплины для подготовки к кандидатским минимума, еще не менее 12 з.е. – на предметы по выбору аспиранта. Итого «образовательная» часть составляет 21 единицу. Если говорить в более привычных масштабах – это примерно 7 добротных курсов по семестру длинной. Или, что более вероятно – двухсеместровые курсы для подготовки к каждому из трех минимумов и что-то на десерт, например, по работе с научной информацией или академическому письму.
Практика – тут речь традиционно идет именно о педагогической – не более 6 з.е. Столько же – для итоговой аттестации.
Все остальное – это научно-исследовательская работа аспиранта, то есть подготовка диссертации.ФГТ распространяют свое действие на всю подготовку, включая предзащиту.
По итогам аспирант получает допуск к защите, а также свидетельство об окончании аспирантуры.Отдельно перечислены те научные специальности, по которым очная аспирантура может быть расширена до 4 лет, заочная – до 5.
В список вошли в основном технические, инженерные, биологические и медицинские науки. То есть те, в которых серьезная опора делается на практику, а проведение экспериментов требует времени.
Приказ вступает силу с 1 марта 2022 года, что означает уже в 2022-2023 гг. вся аспирантура будет исключительно и полностью научной.
Содержание ФГТ представляется логичным и обоснованным – у университетов и научных институтов сосредоточены практически все права и полномочия для обеспечения конкретики обучения. Формальные требования не обременительны, а итоговая картина как раз и соответствует ожиданиям профессионального сообщества от научного формата аспирантуры.
Проект ФГТ:
https://regulation.gov.ru/p/117318
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия