Цитата: Elberet от 04.11.2010 21:15:50
Мне в блог написал один из военнослужащих швейцарской армии http://twower.livejo…20712.html . Далеко у них не айс, как пишут у нас в прессе. Некоторые отрывки:
[i]Миражи больше не летают. Сейчас летают 33 Ф-18 и 54 Ф-5. Парк постоянно НЕ пополняется. Наоборот: до кризиса хотели заменить Ф-5 на новые самолеты. Бухнули миллионы в тестирование Грипена, Рафаля и Еврофайтера. Парламент отказал армии в новом кредите для закупки именно самолетов, приказав ограничиться общим кредитом на закупки оборудования. На этот кредит армия уже заказала новые бронированные грузовики и кучу всякой приятной мелочи для сухопутных войск. Так что самолеты теперь если и купим, но в году эдак 2015.
Грустная история швейцарских ВВС
http://www.ruswiss.ch/news/?id=3291История швейцарских Военно-воздушных сил не отличается особым блеском. Недавний призыв министра обороны Швейцарии временно отказаться от закупок новой авиационной техники выглядит на этом фоне еще одним грустным и логичным событием.
---------
В 1939 г. Швейцария опять оказывается в знакомом положении: пилотов – ноль, машин – почти нет. Конечно, в Швейцарии понимали всю остроту проблемы. В стране была даже запущена агитационная кампания под лозунгом «Wer nicht fliegt, wird überflügelt!» («Кто не летает, тот будет ползать») – однако толку от этой кампании было очень мало.
В итоге Швейцарии удалось приобрести 124 современных самолета, 88 из них были закупленными в Германии машинами типа «Messerschmitt» и 36 - весьма ненадежными самолетами «Moranes» французского производства. В 1940 году, с началом боев во Франции, немцы начинают открыто летать над территорией нейтральной Швейцарии, однако швейцарцы не имеют права вмешиваться.
Наконец, 10 мая 1940 г. главнокомандующий Вооруженными силами Швейцарии генерал А. Гизан отдает приказ открывать огонь по нарушителям границы. Швейцарцы с удовольствием принимаются сбивать немецкие бомбардировщики, которые на первых порах принимали швейцарские «Мессеры» за свои собственные самолеты.
Берлину это не понравилось. Гитлер направил в район Юры две небольшие эскадрильи с целью устроить швейцарцам показательную порку. 8 июня 1940 г. немцы сбили швейцарский разведывательный самолет. В ответ 15 швейцарских истребителей поднялись в воздух и начали охоту за тремя десятками немецких самолетов, сбив, в итоге, три машины, и не потеряв ни одной своей.
Вошел в историю старший лейтенант швейцарских ВВС Гюртлер (Gürtler), который сумел с пулями, застрявшими в спине, в легком и даже в бумажнике, дотянуть до аэродрома в Биле. Теперь Берлин был зол по-настоящему. Федеральный совет понял, что шутки кончились. Поэтому правительство поспешило извиниться и заключить с немцами щедрое экономическое соглашение. В прессе Швейцарии не было напечатано об этой битве ни слова, а 20 июня приказ открывать огонь по нарушителям швейцарской границы был отменен.
Тому были и чисто военные причины: в случае серьезного конфликта ВВС Швейцарии протянули бы только два дня. Что касается самих пилотов, то они, как сообщал один итальянский шпион, отметили свою победу над немцами, устроив «оргию с дамами». Формально они были правы, ведь общий счет столкновений с немцами составил 11:3 в пользу Швейцарии.
После завершения войны в сфере швейцарской военной авиации начинается жестокая битва между двумя компаниями - производителями самолетов. С одной стороны выступала фирма «Flugzeugwerken in Emmen». С другой – частная компания «FFA», расположенная в городе Альтенрхайн (Altenrhein), что в кантоне Санкт-Галлен. Обе фирмы одновременно получили заказ разработать современный отечественный военный самолет.
Правительство исходило из того, что конкуренция пойдет этому проекту только на пользу. Однако получилось совсем иначе. Противостояние двух компаний превратилось в войну лоббирующих группировок, каждая из которых стремилась очернить своих соперников в глазах парламентариев и членов правительства.
Так, инженеры из города Эммен представили в итоге весьма смелый технический проект, а именно, самолет типа «N-20». Однако конкуренты добились прекращения финансирования этого проекта. Самолет покатался немного по взлетной полосе в 1953 году, и на этом все и закончилось. Однако и конкурирующая фирма «FFA» вынуждена была бороться с неудачами. В 1958 году созданный ими прототип машины «P-16» рухнул в Боденское озеро. Летчика спасли подростки на водном велосипеде.
По всей Швейцарии мгновенно распространились циничные шутки, мол, самолет «P-16» продается только с серийно предустановленным снаряжением для погружения под воду. Федеральный советник Шоде (Chaudet), - такова была еще одна шутка, - лично приезжал, де, на Боденское озеро, дабы проверить, хватит ли в нем места для оставшихся самолетов этой серии. Другие шутники утверждали, что Федеральный совет специально выделил сразу полмиллиарда франков на развитие в Швейцарии гребного спорта.
Короче говоря, шуток было много, самолетов – мало, а проект «P-16» был в итоге закрыт. Мечте о швейцарском истребителе сбыться было не суждено. Виновато в этом было, во многом, само правительство, которое постоянно меняло требования к самолетам. То ему нужен был истребитель-бомбардировщик с возможностью борьбы с воздушными целями. То ему нужен был штурмовик, который решал бы задачи поддержки сухопутных войск. Потом все опять менялось, и поступал заказ на некий смешанный тип самолета, который должен уметь все, в том числе парковаться в альпийских горных бункерах.
Иными словами, Федеральный совет не имел ни малейшего понятия о том, как должна строиться военно-воздушная стратегия Швейцарии. Свой вклад в общую сумятицу внесли, как всегда, сами военные: им вдруг понадобился супербомбардировщик, способный донести ядерную бомбу до Москвы.
В 1964 году Швейцарию потряс очередной скандал: выяснилось, что закупка во Франции истребителей «Mirage», – «этих гигантских насекомых убойной силы», как их рекламировали СМИ, - обойдется не в 800 миллионов, как предполагалось, а в два раза дороже. Выяснилось так же, что военные летчики выбирали машины так, как привередливые богачи выбирают себе лимузины, предпочитая не бюджетные, а самые дорогие варианты, со всякого рода приятными «экстрас».
Этот скандал, кроме всего прочего, поставил крест на планах превращения Швейцарии в ядерную державу. Одновременно началась блестящая карьера некоего Курта Фурглера (Kurt Furgler), главы парламентского комитета, расследовавшего скандал с «Миражами». Именно будущий швейцарский президент и участник бесед Горбачева и Рейгана в Женеве придумал соломоново решение: Швейцария закупает только 57 «Миражей». С военной точки зрения это было совершенно бессмысленно, с финансовой – жутко дорого. Зато все получали возможность сохранить лицо, а сам Фурглер в итоге был за свои заслуги избран федеральным советником.
Затем швейцарские ВВС переживают своего рода застой. Правительство возвращается к старой политике – закупать дешевле, или вообще ничего не закупать. В 1972 году впервые принимается решение не обновлять парк машин. Армия была в шоке, военные говорили о «новом Мариньяно». На всю страну прозвучал вопрос журналиста Зеппа Мозера (Sepp Moser): «Где проходит граница между кастрацией ВВС и их полным роспуском?».
В итоге Федеральный совет принял решение закупить 160 древних машин типа «Hunter», которые показали себя в качестве настоящих «летающих гробов». Из 160-ти самолетов 25 разбились сами, без какого-либо вражеского воздействия. Подведя столь печальные итоги, руководство Швейцарии принимает решение закупить самолеты типа «Тигр» (F-5). И опять получился конфуз, ведь в США эта скромная машина играла роль учебного летательного аппарата, а из-за своей дешевизны этот самолет был весьма популярен в качестве дешевого бомбардировщика в странах третьего мира.
Проблема, перед которой оказалась Швейцария, была, на самом деле, неразрешимой: для того, чтобы выстоять в конфликте с применением обычных вооружений, страна нуждалась в Военно-воздушных силах, денег на которые не было. Но даже если бы деньги и нашлись, то самостоятельно, а главное – плотно, прикрыть территорию страны от воздушного нападения, а тем более от нападения с применением крылатых ракет, было просто не реально. Что делать?
Федеральный советник Каспар Филлигер (Kaspar Villiger), в бытность свою министром обороны, видел выход в присоединении к НАТО и в приобретении суперсовременных самолетов «F/A-18». Ирония судьбы: после того, как антивоенное «Общество Швейцария без армии» («GSoA») начало резко выступать против закупки этих машин, К. Филлигер, чтобы обеспечить поддержку своим планам, вынужден был объединиться с ностальгирующими военными ветеранами и с консервативно настроенными противниками любого сотрудничества с НАТО. К. Филлигер сумел обеспечить закупку машин «F/A-18» - ценою утраченной, пусть и теоретической, возможности швейцарского членства в Североатлантическом Альянсе.
После завершения холодной войны ВВС Швейцарии оказались в ситуации идейного кризиса. Старый враг исчез, нового – не видно. Сейчас ВВС предлагается бороться с терроризмом и осуществлять функции военно-воздушной полиции. Однако нужны ли для этого сверхдорогие машины, которые летают два раза в год по два часа, а в остальное время стоят на приколе, пожирая финансовые средства?
В запасе остается последний аргумент: иметь свои ВВС есть дело национального престижа. Именно поэтому, наверное, на своем заседании 21 октября, Федеральный совет постановил все-таки, несмотря на аргументацию министра обороны Ули Маурера, закупить новые самолеты. Швейцария может выбирать сразу между тремя видами машин – «Rafale», «Eurofighter» и «Gripen». Когда и какое будет принято решение, пока не известно.
Отредактировано: 1001 - 04 ноя 2010 23:22:37