Цитата: Longspig от 17.01.2021 18:25:44На меня, за это утверждение, на "гражданской" ветке наехали неслабо (а я его отсюда и подхватил когда-то). Я про "Ансат", что в Южной Корее разбился. Есть немалое подозрение, что хозяева его таки об дерево "приложили", а вину валят на ЭДСУ. Данные самописцев там очень на такой расклад намекают. А симмитировать подобный отказ ЭДСУ наши не смогли.
Цитата: Longspig от 17.01.2021 19:06:10Я, хоть от авиации далек, но программирование контроллеров и ассемблер - мой хлеб. Цитируемое в моей голове не укладывается никак. Ну не может быть в единственой системе управления, заложеного программисом состояния - "признать себя неисправной и отключиться". И помню (выкладывали тут) интервью разработчика Ансата, что никакого Direct Mode там невозможно в принципе, т.к. "6 степеней свободы" человек "головой" отработать неспособен, а потому всё управление только через бортовой комп.
А вот отработка всех предельных режимов управления способных "переклинить" логику компа, это уже серьезная "школа". Катастрофа Cy-57 когда ему мозги таки "переклинило" меня здорово озадачила. Выходы из подобной ситуации - вроде, давным давно, отработаны.
Сегодня был в гостях у своего товарища, от которого в своё время узнал об этой истории и уточнил подробности.
С его слов:
1. Район полётов приходился на участок сильно пересечённой местности с большим количеством сопок. Сам полет по условиям задания (опыление местности) выполнялся на предельно малой высоте в урочищах между сопками, что само по себе требовало постоянных активных действий органами управления.
2. По отзывам корейской стороны пилот имел резкую манеру управления и был склонен к «воздушному хулиганству».
3. КСУ (комплексная система управления) разбившегося «Ансата» была полностью исправна, что подвердило диагностирование её блоков на стенде завода, куда они были доставлены после катастрофы.
4. Схема работы КСУ следующая:
Система имеет четыре резервных канала управления, которые работают по следующему принципу: датчики замеряют угловое отклонение ручек циклического и основного шага, информация с них передаётся ЭВМ и та пересчитывает эти отклонения в величину выхода штока цилиндра исполнительного механизма, отклоняющего «тарелку» несущего винта. Величины выходов штока цилиндра и отклонения тарелки также измеряются и эти величины передаются ЭВМ.
ЭВМ постоянно контролирует вышеуказанные параметры по всём четырём каналам управления и их показания по каждому параметру кворумируются (очень грубо - усредняются) и управление осуществляется по тому каналу, параметры которого максимально ближе к среднему. При нормальных условиях управления вертолётом параметры сигнала по каждому каналу не «разбегаются» выше определённых уставок.
В случае экстремального пилотирования канал, показавший отклонение величины сигнала за пределами уставки, признаётся аварийным и отключается. В этом случае управление осуществляется по трём оставшимся каналам, а на пульт управления вертолётом пилоту поступает соответствующее уведомление.
Если ситуация повторяется вновь при трёх работающих каналах система работает на двух каналах, а пилоту выдаётся предупреждение о необходимости прекратить выполнение задания и следовать на аэродром посадки.
В случае выхода из строя третьего канала включается сигнал аварии, по которому согласно инструкции пилотирования вертолёта с КСУ пилот незамедлительно должен совершить посадку либо перейти на аналоговую систему управления.
Погибший корейский пилот всё это проигнорировал или не успел выполнить, поскольку отключения каналов управления произошли в относительно короткий промежуток времени.
5. Истинная причина катастрофы установлена не была, да обе стороны и не особо стремились её установить – корейцы не желали признавать вину пилота, поскольку в случае признания грубого нарушения инструкции по технике пилотирования с его стороны его семья лишалась страховых выплат, у завода тоже были какие-то свои причины.
6. Краткость периода отключения каналов управления КСУ породила версию о том, что система получила электромагнитный импульс от одной из американских РЛС, которые были расположены в районе полётов, и произошёл сбой в её работе. В рамках этой версии были произведены доработки КСУ вертолётов «Ансат» в части экранирования блоков управления и кабелей с целью обеспечения их защиты от воздействий сторонних электромагнитных полей.
7.
Цитата: BlackShark от 17.01.2021 22:31:44Аварий и катастроф машин с обычными системами управления были тысячи, по вине этих самых систем управления.
Так себе аргумент.
В одной из двух аварий УТС Як-130, оснащённой аналогичной КСУ, в качестве основной рабочей версии также фигурировало получение системой электромагнитного импульса, проведшего к сбою в её работе.
Отредактировано: osankin - 07 фев 2021 18:46:17
Пессимист - это хорошо информированный оптимист
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев