Вековой юбилей отмечает гражданская авиация РоссииДень рождения гражданской авиации в РоссииОфициальной датой рождения гражданской авиации страны
считается 9 февраля 1923 года, когда Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на
Главное управление воздушного флота и об
организации Совета по гражданской авиации". Указом президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года в стране 9 февраля
отмечается профессиональный праздник – День работника гражданской авиации.
Пассажирские воздушные перевозки
зародились в России еще в 1910 году. В 1920-е годы, после окончания Первой мировой войны (1914-1918), в европейских странах, в том числе и России, авиация все больше стала использоваться в мирных целях – для перевозок пассажиров, почты и грузов. Особое внимание уделялось связям с зарубежными странами. Гражданские полеты за границу выполнялись в основном на переоборудованных военных самолетах.
В России 17 января 1921 года
вышел декрет "О воздушных передвижениях", которым устанавливались правила полетов для советских и иностранных воздушных судов над территорией страны и ее территориальными водами.
На основании этого документа в ноябре того же года было образовано смешанное Русско-германское общество воздушных сообщений ("Дерулюфт", Deruluft). Регулярные рейсы по первой международной почтово-пассажирской линии
Москва –
Кенигсберг (в то время территория
Германии, ныне –
Калининград, Россия)
открылись 1 мая 1922 года (в 1926 году линия была продлена до
Берлина).
Начавшаяся
практическая работа гражданской авиации в народном хозяйстве потребовала совершенствования форм ее управления.
В декабре 1922 года в составе Главного управления Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного Флота (Главвоздухфлот) была создана Инспекция Гражданского воздушного флота, призванная разрабатывать мероприятия по развитию гражданской авиации и осуществлять контроль за ее деятельностью. Она стала исполнительным и техническим органом Совета по гражданской авиации, образованным на основании постановления Совета Труда и Обороны РСФСР от 9 февраля 1923 года.
Гражданская авиация в
СССР начала свое развитие с
создание 17 марта 1923 года Российского общества Добровольного воздушного флота – "
Добролет", от которого ведет свою родословную крупнейшая российская авиакомпания – ПАО "
Аэрофлот", в советские годы бывшая единственным гражданским авиаперевозчиком страны.
В 1930 году вместо "Добролета" и Главной инспекции Гражданского воздушного флота СССР, созданной в конце 1929 года, было
образовано Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны, которое в 1932 году преобразовали в Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совете Народных Комиссаров СССР, а гражданскому воздушному флоту СССР присвоили сокращенное наименование "Аэрофлот".
Процесс построения сети внутренних воздушных линий в стране
начался в 1920-е годы. 15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва –
Нижний Новгород. Полеты из Москвы совершались с Центрального аэродрома, расположенного на Ходынском поле. На нем 6 ноября 1931 года открыли первый в стране пассажирский аэровокзал. Позже регулярные рейсы перевели в новые аэропорты, а аэродром стали использовать в основном для испытания новых самолетов (закрыт в 2003 году).
Освоение советскими авиаторами воздушных путей проходило в сложных условиях; фактически не было средств навигации и связи, метеорологического обеспечения полетов. Однако несмотря на эти трудности, значение авиации как транспортного средства из года в год возрастало. В 1930-е годы получили развитие воздушные сообщения в центральных районах страны, в Казахстане (авиалинии соединили
Алма-Ату с Кустанаем (ныне Костанай), Акмолинском (ныне
Астана), Карагандой и др.), на европейском Севере (линия
Архангельск –
Сыктывкар и др.), в Сибири и на
Дальнем Востоке. К 1940 году имелась большая сеть местных линий во всех районах СССР, насчитывалось 150 крупных аэропортов.
Пилотами гражданской авиации решались также задачи по обслуживанию научно-исследовательской экспедиции в северных широтах, ледовой разведке и проводке судов.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) летчики гражданской авиации
выполняли полеты к линии фронта и в тыл врага, обеспечивали действия партизан, доставку десантов, вооружения, боеприпасов, продовольствия, оказывали интернациональную помощь участникам Сопротивления Болгарии, Польши, Чехословакии (ныне две страны Чехия и Словакия), Югославии (прекратило существовать в 2003 году).
После окончания войны были восстановлены разрушенные объекты гражданской авиации, а также развивались сети воздушных сообщений.
Гражданская авиация СССР
оснащалась новой авиационной техникой, началось широкое внедрение в эксплуатацию вертолетов. В 1956 году на авиалинии вышел первый в мире пассажирский реакти
вный самолет Ту-104 конструкции
Андрея Туполева, в 1957 году совершил полет турбовин
товой лайнер Ил-18, созданный под руководством Сергея Ильюшина.
К концу 1980-х годов "Аэрофлот" перевозил ежегодно более 120 миллионов пассажиров, около трех миллионов тонн грузов, свыше 400 тысяч тонн почты. На долю воздушного транспорта страны приходилось до 20% общего пассажиропотока, а на дальних магистралях (четыре тысячи километров и более) – свыше 80%.
В 1991 году, после распада Советского Союза, в бывших союзных республиках и регионах России были созданы собственные авиакомпании.
Компания "Аэрофлот" стала правопреемником наименования и торговой марки международного перевозчика бывшего СССР. В июне 1991 года было образовано Производственно-коммерческое объединение "Аэрофлот – советские авиалинии". В 1992 году создано АО "Аэрофлот – российские международные авиалинии" (с 2000 года – "Аэрофлот – российские авиалинии").
"Аэрофлот" является одной из нескольких авиакомпаний и производственных объединений гражданской авиации России, которая обеспечивает перевозки пассажиров, почты и грузов; используется для защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, для аэрофотосъемки местности, разведки полезных ископаемых, охраны лесных массивов (в том числе тушения пожаров), в медико-санитарных целях и др.
Воздушный транспорт страны располагает парком самолетов и вертолетов, сетью воздушных линий, аэропортов, аэродромов с системой технических сооружений, радио- и метеостанциями, заводами и ремонтно-техническими базами, научно-исследовательскими и учебными учреждениями.
Гражданская авиация является важной составляющей транспортной системы России, играет важнейшую роль в жизни страны, способствует росту ее экономики и
укреплению межрегиональных связей. Сокращает огромные расстояния между городами, странами, континентами и людьми.
Сегодня авиатранспортный комплекс
продолжает развиваться – наращиваются темпы строительства и реконструкции аэропортов, повсеместно
внедряются передовые, инновационные технологии, расширяется линейка предоставляемых услуг. Все это происходит благодаря опыту и высокой компетентности тружеников отрасли. Работники гражданской авиации до 1979 года
отмечали свой профессиональный праздник в, третье воскресенье августа, в День Воздушного Флота страны. В 1979 году указом Президиума Верховного Совета СССР Днем Аэрофлота было назначено второе воскресенье февраля, но в 1988 году его соединили с Днем Воздушного Флота СССР, и работники гражданской авиации стали снова отмечать праздник
в третье воскресенье августа.
Впоследствии, постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28 сентября 1992 года был
установлен праздник День Воздушного флота России, отмечаемый в третье воскресенье августа. Вместе с тем, второе воскресенье февраля
продолжало ассоциироваться всеми авиаторами как день рождения отечественной гражданской авиации.
Поэтому в 2013 году указом президента РФ был установлен День работника гражданской авиации, отмечаемый 9 февраля.
Торжественный вечер в честь юбилея отечественной гражданской авиацииТоржественный вечер по случаю 100-летия гражданской авиации России прошел в Кремлевском дворце
Отредактировано: osankin - 10 фев 2023 07:15:33
Пессимист - это хорошо информированный оптимист
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев