Радиационные пояса открыли не на кончике пера или с Земли, а первые космические аппараты проводившие прямые измерения радиации и рентгеновского излучения от солнечных вспышек. С Земли мешала атмосфера, но космическая и галактическая радиация исследовалась до космических полетов с помощью стратостатов. (См. например Академик Сергей Николаевич Вернов: к 100-летию со дня рождения. http://lib.sinp.msu.ru/static/tutorials/117_Vernov.pdf)
Радиометр в то время можно сказать второй (а скорее даже первый) прибор после фотоаппарата. И наши, и американцы проводили измерения очень интенсивно при первых полетах спутников и КА.
Сами же радиационные пояса названы в честь Ван Алена (американский исследователь) так как он один из первых проанализировал измерения радиации спутниками в 1958 году. Человек года по версии журнала Times (1960).
Первое измерение радиации на низкой орбите, вообще были проведены сразу: нашим вторым спутником Спутник-2. (1957) Вернов С.Н., Григоров Н.Л., Логачев Ю.И., Чудаков А.Е. Измерение космического излучения на 2-ом искусственном спутнике Земли. Докл. АН СССР, 1958, т. 120, 6, с. 1231-1233 С.Н. Вернов, А.Е. Чудаков «Исследования космических лучей и земного корпускулярного излучения при полетах ракет и спутников» 70 585–619 (1960) Содержание: Аппаратура. Внешняя зона земного корпускулярного излучения. Внутренняя зона высокой интенсивности ЗКИ. Излучения вне магнитного поля Земли. Анализ полученных данных и возможные гипотезы происхождения ЗКИ. http://ufn.ru/ru/articles/1960/4/b/ Мемуары Академик Сергей Николаевич Вернов: к 100-летию со дня рождения. О запусках советских спутников изучавших радиацию. http://lib.sinp.msu.ru/static/tutorials/117_Vernov.pdf
По программе Джемини около Земли: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Джемини-11 1368,9 км, (1966 год) 2 витка через нижние слои радиационного пояса (42 обычных, выход в открытый космос). Одна из исследовательских программ: синергетический эффект радиации и невесомости (белые кровяные клетки и споры грибков) Не считая дозиметрии в нескольких точках разными типами дозиметров Радиационные исследования по всей программе Джемини: Radiation dosimetry for the gemini program
Вот ежегодник БСЭ за 1967 год: Цитата Результаты измерений, проводимых с помощью установленных на станции «Луна-9» газоразрядных счетчиков, показали, что на участке полета между Землей и Луной интенсивность излучения превышает интенсивность излучения на поверхности Луны в 1,58 раза. Когда АЛС находится на поверхности, Луна экранирует счетчик излучения практически в половине телесного угла, и при отсутствии добавочного излучения уменьшение должно бы быть в два раза. Наблюдаемое избыточное излучение, составляющее 26% от половины интенсивности первичных космических лучей, обусловлено радиоактивностью лунной поверхности и вторичными частицами (частицами альбедо Луны), образованными первичными при взаимодействии с поверхностью и летящими в направлении от Луны. Большую часть добавочного излучения составляют частицы альбедо Луны, поэтому наиболее вероятная оценка величины радиоактивности лунной поверхности приводит к значениям радиоактивности на Луне, близким к значениям радиоактивности на Земле.
Специалисты пришли к выводу: "При отсутствии солнечных вспышек радиация на этой трассе полета не страшна" Автором является не просто журналист из маргинальных сайтов и уже тем более не маргинальный исследователь. Смиренный Лев Николаевич http://www.astronaut.ru/as_rusia/imbp/text/smirenny.htm?reload_coolmenus Имеет научные регалии, стаж по профильной деятельности: исследовал радиацию на наших первых подводных лодках, а также совершил 34 полета самолёта Ту-95М с ядерным двигателем.
Количество солнечных вспышек за 11-летний цикл солнечной активности составляет величину порядка нескольких десятков тысяч. В период максимума солнечной активности солнечные вспышки могут происходить очень часто, интервал между отдельными вспышками может быть менее 2 ч [12].
Большинство солнечных вспышек сопровождается потоками частиц солнечных космических лучей с энергиями менее 1 МэВ. В максимуме активности Солнца в среднем возможна одна вспышка в неделю с потоками частиц СКЛ, максимальная энергия которых для ядер химических элементов может достигать 10 МэВ/нуклон и для электронов – 1 МэВ. Такие слабые солнечные вспышки не представляют радиационной опасности для КА. Небольшую опасность представляют солнечные вспышки средней мощности. В период высокой солнечной активности обычно происходит одна такая вспышка в месяц с максимальной энергией частиц СКЛ около 100 МэВ/нуклон для ядер и около нескольких МэВ для электронов. Полный пробег протонов с энергией 100 МэВ в алюминии составляет около 10 г/см2, а полный пробег электронов с энергией 3 МэВ около 2 г/см2 [13].
Для космических полётов более опасны мощные вспышки, которые могут происходить в среднем один раз в год, максимальная энергия частиц СКЛ в таких вспышках около 1 ГэВ/нуклон для ядер и несколько десятков МэВ для электронов. Полный пробег протонов с энергией 1 ГэВ в алюминии около 400 г/см2, полный пробег электронов с энергией 40 МэВ около 20 г/см2. Наибольшую опасность для космических полётов представляют сверхмощные солнечные вспышки, за весь 11-летний цикл активности Солнца их может быть не более трёх. Максимальная энергия частиц СКЛ в таких вспышках достигает 10 ГэВ/нуклон для ядер и 100 МэВ для электронов. Такие вспышки обычно происходят спустя три, четыре года после максимума солнечной активности.
Это отраслевой журнал «Научно-производственной корпорации «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А.Г. Иосифьяна» (АО «Корпорация «ВНИИЭМ»)
ЦитатаВывод: При толщине экрана более 3 г/см2 полёты к Луне могут происходить при любой радиационной обстановке внутри магнитосферы и даже в периоды умеренных потоков космических лучей от солнечных вспышек.
У Apollo, напомню , защита была не менее 7.5 г/см2
http://www.cosmic-rays.ru/articles/Luna/S2012_Luna.pdf "при уровне радиационного риска 3% прогнозируемая длительность пребывания человека на поверхности Луны не должна превышать полутора месяцев во время максимума солнечной активности и превышает 1 год во время минимума солнечной активности, если при этом персонал защищен алюминиевым экраном толщиной 10 г/см2"
А вот из 1971 года Газенко О. Г., Антипов В. В., Парфенов Г. П. Результаты биологических исследований, выполненных на станциях «Зонд-5», «Зонд-6» и «Зонд-7» // Космические исследования. — 1971. — Т. 9, вып. 4. — С. 601—608.
[В разделе "Лучи смерти" проводится разбор аргументов от опровергателей полетов] ....
Подводя итог в теме про лучи смерти, нужно напомнить простые вещи:
Радиация в космосе есть
Радиационный фон в космосе распределён сильно неравномерно. Как по пространству (радиационные пояса), так и по времени (вспышки на Солнце).
Не всё, но многое зависит от накопленной дозы, которая зависит как от фона, так и от времени нахождения в этом фоне.
Радиация — это проблема для космических полётов. Но в первую очередь для длительных полётов, а не краткосрочных, к которым относятся прогулки американцев по Луне. Во-первых, чем дольше мы находимся в космосе, тем бо́льшую соберём дозу. Менее очевидно то, что краткосрочный полёт может пройти мимо всяких вспышек и протонных штормов, как это произошло с 16-м и 17-м «Аполлонами», которые разминулись с протонным штормом августа 1972 года. А при длительном полёте астронавты-космонавты со временем таки соберут всю эту хрень
Разнообразными датчиками радиации оборудовались, разумеется, беспилотные аппараты, летавшие до Аполлонов, Сервееры и проч. Alpha radioactivity of the lunar surface at the landing sites of Surveyors 5, 6, and 7 Anthony L. Turkevich, James H. Patterson, Ernest J. Franzgrote, Kenneth P. Sowinski, Thanasis E. Economou Science 27 Mar 1970: (Abstract) (PDF)
Про измерения непосредственно на поверхности Луны астронавтами смотрите про соответствующее оборудование в составе ALSEP. https://www.hq.nasa.gov/alsj/HamishALSEP.html Solar Wind Spectrometer Lunar Dust Detector
Входе полета: Van Allen belt dosimeter (VABD), nuclear-particle-detection system (NPDS), на каждого члена экипажа для контроля накопленной дозы по personal radiation dosimeter (PRD) и по три пассивных дозиметра, плюс портативный radiation-survey meter (RSM) для непосредственного измерения уровней излучения.
На Земле работала система мониторинга за солнечной активностью Solar Particle Alert Network (SPAN). На орбите SOLRAD с передачей данных в реальном времени с 1965 года, на основе которых прогнозировались солнечные вспышки.
Доклад 1971 НАСА с обширными списком литературы по теме конструирования аппаратов в свете защиты от радиации. https://ntrs.nasa.gov/archive/…015599.pdf Как тестировали, что рассчитывали и сравнивали на Genimi, Apollo 4, Apollo 6
Radiation shielding. Turner R. https://three.jsc.nasa.gov/art…g81109.pdf. Date posted: 08/11/2009 Space suits are generally considered to have thicknesses of a fraction to a few g/cm2 . Thin spacecraft, such as the Apollo lunar lander, had average thickness on the order of a few g/cm2 . The Apollo command module had a nominal thickness on the order of ten g/cm2 . The space shuttle and ISS nominal thickness is on the order of tens of g/cm2 .
А. Е. Шилов и соавторы, "Радиационные условия для высокоорбитальных космических аппаратов в период максимума солнечной активности". - оценка накопленной дозы на орбите КА "Глонасс" (почти круговая орбита, высота ~19000 км, наклонение 65°). ~1000 рад/год в максимуме солнечной активности для экрана 5 г/см^2, хотя аппараты на каждом витке дважды пересекают плоскость геомагнитного экватора на расстоянии L~4 от центра Земли, где поток электронов близок к максимуму. Заметим, что эти цифры неплохо согласуются и с графиком из книги Гецелева. Там для L=4 дается оценка ~3 рад/сутки. И.В. Гецелева и соавторов "Радиационная обстановка на борту космических аппаратов", 2001. via vsvorhttp://www.balancer.ru/g/p4324407
EFT-1, из которой видно, например, что максимум интенсивности внутреннего РП на высотах 3-4 тыс.км аппарат при снижении пересекает в экваториальных широтах над Индонезией. Даже специально так и сказано: "The Exploration Flight Test 1 (EFT-1) mission presented a unique opportunity to design, build, and test a space radiation detector utilizing the Timepix read-out chip technology [3–5]. ... While a unique opportunity, the EFT-1 flight presented challenges not typically encountered when integrating radiation detectors in vehicles intended for human use."
Что до выбора конкретно такой траектории в тестовом полёте EFT-1, наверняка на её выбор повлиял целый комплекс факторов, вплоть до удобства наземного сопровождения, например. Не говоря уже о том, что испытания в более жёстких условиях, нежели штатные — абсолютно нормальная практика.
У кого есть полный скан этой статьи с результатами Зондов? Выложите пожалуйста. По ссылке кажется есть, но для зарегистрированных пользователей. И просьба к камрадам дать здесь ссылки, которые выкладывали на другой ветке. Помню были очень интересные материалы, но мне их не найти, слишком много страниц. Вот жалею, что не успел для вас забронировать место рядом с архивом, для ваших ссылок.
Цитата: normalized_ от 24.11.2017 18:55:53Радиационные пояса открыли не на кончике пера или с Земли, а первые космические аппараты проводившие прямые измерения радиации и рентгеновского излучения от солнечных вспышек. С Земли мешала атмосфера, но космическая и галактическая радиация исследовалась до космических полетов с помощью стратостатов. (См. например Академик Сергей Николаевич Вернов: к 100-летию со дня рождения. http://lib.sinp.msu.ru/static/tutorials/117_Vernov.pdf)
Радиометр в то время можно сказать второй (а скорее даже первый) прибор после фотоаппарата. И наши, и американцы проводили измерения очень интенсивно при первых полетах спутников и КА.
Сами же радиационные пояса названы в честь Ван Алена (американский исследователь) так как он один из первых проанализировал измерения радиации спутниками в 1958 году. Человек года по версии журнала Times (1960).
Первое измерение радиации на низкой орбите, вообще были проведены сразу: нашим вторым спутником Спутник-2. (1957) Вернов С.Н., Григоров Н.Л., Логачев Ю.И., Чудаков А.Е. Измерение космического излучения на 2-ом искусственном спутнике Земли. Докл. АН СССР, 1958, т. 120, 6, с. 1231-1233 С.Н. Вернов, А.Е. Чудаков «Исследования космических лучей и земного корпускулярного излучения при полетах ракет и спутников» 70 585–619 (1960) Содержание: Аппаратура. Внешняя зона земного корпускулярного излучения. Внутренняя зона высокой интенсивности ЗКИ. Излучения вне магнитного поля Земли. Анализ полученных данных и возможные гипотезы происхождения ЗКИ. http://ufn.ru/ru/articles/1960/4/b/
Дополнение от -=MeXicaN=-Сегодня в 17:34: Москва. INTERFAX.RU - 11:59, 10 декабря 2018 Цитата Расчет риска радиационного облучения при полете к Марсу показал, что средняя продолжительность жизни астронавта снизится на 2,5 года, говорится в материалах к конференции по аэрокосмической и экологической медицине. "Для двухлетней длительности полета экспедиции к Марсу и обратно суммарный радиационный один риск в течение жизни космонавтов независимо от возраста за защитой радиационного убежища 20 г/кв. см. составит 7,5 %, а сокращение средней предстоящей продолжительности жизни (СППЖ) - 2,5 года", - отмечают ученые.
Расчет проводился для космического аппарата простой шаровой формы и находящегося внутри него стандартизованного фантома модели тела человека при условии быстрого выведения корабля на орбиту Марса с помощью жидкостного реактивного двигателя и ядерно-энергетической двигательной установки. Также проведены расчеты суммарного радиационного риска в течение всей жизни космонавтов после длительных до трех лет полетов к Марсу в период максимума солнечной активности с различной толщиной защиты радиационного убежища из алюминия.
Материалы были ранее опубликованы в этом издании:
А.В. Шафиркин, Ю.Г. Григорьев: "Межпланетные и орбитальные космические полеты. Радиационный риск для космонавтов" (djvu)