Цитата: rat1111 от 01.03.2018 21:41:40"Производительные силы" - это НЕ технологии. Это - люди
Это у вас силы - это люди. Видимо от военного - "наряд сил и средства"... - солдат и автомат...
В экономическом базисе Маркс выделяет 2 элемента –
материальные производительные силы ( Produktivkrafte)
- и производственные отношения (Produktionsverhaltnisse)), причем второй элемент зависит от первого.
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые отношения, независимые от их воли, производственные отношения [Produktionsverhaltnisse],
соответствующие определенной стадии развития их материальных производительных сил [Produktivkrafte]. (
Совокупность этих производственных отношений образует экономическую структуру общества»[4].
Хотя здесь экономическая структура общества отождествляется с совокупностью его производственных отношений, но так как утверждается, что эти отношения соответствуют
определенному уровню развития производительных сил данного общества,
и поскольку возникновение конфликтов между производительными силами и производственными отношениями в любом обществе – существенная черта Марксовой картины человеческой истории, то очевидно, что мы должны выделять два главных элемента экономической структуры общества, структуры, характеризуемой Марксом также как способ производства (Produktionsweise).
Термин «материальные силы производства» (или «
материальные производительные силы»)
обозначает все материальные вещи – от примитивных каменных орудий до сложнейшего современного машинного оборудования, – используемые человеком в качестве искусственных приспособлений в его производственной деятельности, т.е. в удовлетворении его материальных потребностей. Он также включает природные силы – в той мере, в какой они используются человеком в процессе производства. По всей видимости, этот термин может также обозначать все объекты, которые требуются для производственной деятельности, даже если они непосредственно и не входят в ее состав[5].
Маркс обычно говорит, что производительные силы делают то или это, но в предположении, что развиваются они в условиях деятельности человека. «Первая предпосылка всякой человеческой истории – это, конечно, существование живых человеческих индивидов»[6]. И в "Коммунистическом манифесте" он говорит, что
буржуазия революционизирует средства производства и вследствие этого – производственные отношения.
В "Немецкой идеологии" он, однако, замечает, что производство жизни, либо своей собственной – трудом, либо жизни другого – произведением потомства, всегда включает общественное отношение в смысле совместной деятельности разных индивидов.
И констатировав, что из этого следует, что определенный способ производства всегда связан с определенным способом совместной деятельности, он утверждает, что этот способ совместной деятельности сам является «производительной силой»[7].
Конечно, он хочет сказать, что общественные отношения между людьми в процессе производства сами могут оказывать обратное воздействие на человеческие потребности и производительные силы. Но если способ совместной деятельности в процессе труда может рассматриваться как производительная сила, то, кажется, нет основания считать, почему, к примеру, пролетариат не должен выступать как производительная сила, даже если этот термин обычно используется Марксом для обозначения скорее приспособлений или средств производства, чем самого человека[8]. В любом случае очень трудно заставить его точно и неизменно употреблять такие термины.
Термин “производственные отношения” означает прежде всего отношения собственности. В самом деле, в «К критике политической экономии» мы читаем, что «отношения собственности" (Eigentumsverhaltnisse) – просто юридическая формулировка для “производственных отношений”»[9].
В целом термин “производственные отношения” обозначает общественные отношения между людьми, включенными в трудовой процесс.
По поводу этих отношений говорится, что они зависят от стадии развития производительных сил. И вместе они составляют экономический базис."
В вашей же трактовке Маркса люди вступают в конфликт со своими же общественными отношениями... и это никак не зависит от уровня развития средств производства. Что в корне противоречит теории Маркса о движущей силе "буржуазия революционизирует средства производства и вследствие этого – производственные отношения."
Буржуазия делает лучше производительные силы ( это для вас средства), что вызывает необходимость менять общественные отношения между людьми ПО ПОВОДУ использования средств и результатов труда.