АВИАЦИЯ и иные...
13,464,912 34,191
 

  grizzly ( Слушатель )
15 мар 2018 20:46:11

К вопросу об отсечке ТТРД

новая дискуссия Дискуссия  1.220

В описании ракеты Х-15 сказано

ЦитатаТвердотопливный (впервые в СССР на ракете такого класса) двигатель имеет две ступени в одном корпусе - разгонную и поддержания скорости, благодаря чему сочетаются высокие характеристики скорости и дальности полета.

Функционально это то, что и требуется.
  • +0.19 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (53)
 
 
  PPL ( Слушатель )
15 мар 2018 21:11:18

[br/]
Я бы предположил, что самый простой способ реализовать такой вариант - профилирование внутренней поверхности шашки. Тяга ТТРД - функция от площади горения. Т.е. сечение "звездчатое", лучи - не до конца. После выгорания внутренностей с насечками, площадь горения - внутренний диаметр заряда, тяга снижается, далее по мере выгорания тяга немного растет до окончания топлива.
Нет двух включений, нет управляемого дросселирования, и двух ступеней нет, вся "регулировка" - заранее заложенные насечками (?) зависимости площади горения.
ЗЫ: Картинку по ссылке видел, ну как то не знаю, повторюсь, проже, пожалуй, все же не два двигателя делать в одном корпусе.
[br/]
Функционально, мне кажется, тут требуется несколько иное - на конечном участке траектории (тайминги неизвестны на заводе, дальности пуска разные) - резко увеличить тягу.
Может, действительно диафрагма вышибная между зарядами?
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
  osankin ( Слушатель )
18 мар 2018 00:15:33





По приведённой ссылке выложена откровенная херня, а не схема.

Вот этот эскиз ближе к истине:



Я уже писал выше, что топливные заряды на 160-м  РДТТ, он же 9А2001, имели сложнопрофилированные торцы и цилиндрический канал. Заряды разделены средним днищем, выполненным из титана, достаточно сложной конструкции, имеющим центральный клапан и ряд диаметрально расположенных клапанов меньшего размера. В последнем варианте среднее днище должно было стать стеклопластиковым, изготовленным методом негеодезической намотки.
К слову, называть топливные заряды шашками может только абсолютный профан.
Читайте лучше здесь.
Да, и ещё:




В означенной книге желающие могут найти вполне реальные конструкции РДТТ с гашением заряда и его повторным запуском 
  • +0.20 / 10
  • АУ
 
 
  rommel.lst ( Практикант )
18 мар 2018 05:20:08

Что и требовалось доказать - многократное включение ТТРД давно не является чем-то фантастическим. Так что с профилем полета Кинжала все может оказаться куда сложнее, чем простая аэробаллистика..
  • +0.21 / 8
  • АУ
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
18 мар 2018 05:59:59

Если ты забыл, то ещё на Протве я приводил схему двухкамерного РДТТ американской противоракеты SM-3.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  rommel.lst ( Практикант )
18 мар 2018 06:47:07

Да, я помню, что где-то видел.. А, вот, где - хзУлыбающийся
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  mse ( Специалист )
19 мар 2018 10:34:06

Это не "многократное включение", это однократное включение N топливных шашек.
Чес гря, я плохо представляю себе способ потушить горящий октоген-тортилл и металлы. Как? Окислитель в самом топливе, температура за 1000, конское давление. Охлаждать водой? Ну не знаю... Когда плавят тот-же люминь, старательно сушат материал иначе 2,7186анёт нипадецки. А чего тот люмонь? Максимум 600 градусов в ванне. И скока той воды надо? А как быть с милитаристским температурным диапазоном?
ИМХО, %ня это.
  • +0.22 / 9
  • АУ
 
 
 
 
  Priboi5 ( Слушатель )
19 мар 2018 12:11:41

А гибрид? Допустим некоторое количество ракет барражирует по определенному маршруту с тем же новым ядреным двигателем. Как говорят очень длительное время. При получении сигнала отстреливают его и врубают тот же ПВРД. И полетели волосы назад. Скорость начальная есть, высота есть. Как Вам вариант?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
19 мар 2018 12:18:06

А смысл? ЯРД нужен, ИМХО, чтобы из "сибирских руд", достать. С того света, дополировать. И без СБЧ оно смысла не имеет. Тогда зачем двигло сбрасывать и "барражировать"?
  • +0.20 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Priboi5 ( Слушатель )
19 мар 2018 12:37:07

Ну почему же? Пара таких столбиков летающая по определенному маршруту в абсолютно нейтральных водах выше трасс самолетов (чтобы не гундели партнеры про безопасность) это такой мини аналог Ту - 160. Держит в тонусе.Вылетала ресурс, прилетела домой, на парашютике спокойно приземлилась в нужном квадрате и на перезарядку.Думающий
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
19 мар 2018 13:05:17

ЯРД? На перезарядку? Веселый На открытом воздухе, к нему нельзя будет подойти лет 10-15, даже в спецобвесе. А какие будут проблемы, через 10 лет после обмена СБЧ, ХЗ И будет ли кому дело до той железяки, что светится уже 10 лет и вблизи которой не живёт ни зверь, ни птица, а злые духи убивают всякого, кто к ней приблизится.
  • +0.19 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Priboi5 ( Слушатель )
19 мар 2018 13:10:33

А Вы знаете принципы работы и насколько он фонит? С чего Вы взяли что она без спецБЧ не применима? Я тоже не знаю, но она явно не оружие дополировки. Не тот калибр.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
19 мар 2018 13:19:34

А чего там "знать"? ЯРД основан на ядерной реакции распада. Образуются радиоактивные осколки с широким спектром времени полураспада. Плюс, нейтронный поток активирует материалы рокеты-двигателя. Вот и всё. Относитесь к этому двигателю, как к отработавшему ТВЭЛ, не ошибётесь: от нейтрончиков водичкой, от гаммы, свинцом. Ну и квадрат расстояния, ессно.
Ну и такое дорогое и опасное поделие применять с обычной БЧ, экономически нецелесообразно. никто-ж не будет снаряжать МБР тоннами тортиллы.
  • +0.52 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  PPL ( Слушатель )
19 мар 2018 13:55:45

[br/]
Кмк, упрощение, сведение версий к "этот двигатель - отработавший твэл", не пытаясь прикинуть варианты для разных вариантов реализации, ошибочно.
Для графитовых канальных реакторов - кроме сборок, сам реактор, графит горячий.
Для водо-водяного реактора на медленных нейтронах с физически существующими твэлами - теплоноситель, например вообще не активируется, корпус реактора - вовсе не до страшных значений, только сами сборки и управляющие стержни. 
Для реактора на быстрых нейтронах с металлическим теплоносителем и твэлами - уже и не так уж однозначно - активация и корпуса и теплоносителя - технически решаемая задача.
Для газоохлаждаемого реактора - опять же вся грязь в твэлах. Хотя, например, в проекте ГТ-МГР, отработанное топливо может без выдержки в отстойнике сразу захораниваться, без дополнительной переобработки, но реактор  с графитом, с-14 та еще дрянь.
И везде проблематика: ТВЭЛ - самая гадость, и корень часто в структурных материалах ТВЭЛов, не в топливе.
Бериллий, кроме отражения БН, кстати, довольно неплохо экранирует, если Быковский за 10 копеек нам не врет.
[br/]
Теоретически существуют направления, позволяющие реализовать гораздо более чистый реактор, чем "отработанный твэл", причем допускающие перезарядку топлива, многократное, а не одноразовое включение, и соответствие теххарактеристикам, озвученным Верховным. 
  • +0.11 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  LightElf ( Слушатель )
19 мар 2018 14:02:12

Сильно ли помогут эти теоретические направления, ежели эта хреновина вдруг потеряет управление и рухнет в густонаселенном районе?
  • -0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Foxhound ( Слушатель )
19 мар 2018 14:19:42

Неизбежное следствие увеличения использумых плотностей энергии. Чем выше плотность тем больше цена ошибки, но без увеличения плотности мы так и останемся на нынешнем уровне развития.
То ли еще будет, когда в качестве аккамуляторов начнут использовать антивещество.
  • +0.22 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  LightElf ( Слушатель )
19 мар 2018 14:55:58

Понятен ядерный двигатель в "оружии судного дня": преимущества очевидные дает, а недостатки на фоне обстановки (высокая вероятность обмена ядерными ударами) незначительны. Но зачем ввязываться в такой геморрой в иной ситуации? Если требуется нежно помассировать - есть Х-101, Калибры и прочие Искандеры.
  • +0.01 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Foxhound ( Слушатель )
19 мар 2018 15:47:02

Это не геморрой, это транспорт, который не требует зарядки/заправки в течении многих лет, это крупные топливонезависимые космические корабли, на которых наконец то можно начать осваивать солнечную систему. Это возможность быстро развернуть топливонезависимые электростанции в труднодоступных районах или на других планетах. В общем много возможностей на одной стороне и психологические комплексы / радиофобия на другой.

Наоборот переход на компактные реакторы убирает весь тот геморрой, который получается с химическим топливом.
  • +0.23 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
19 мар 2018 18:29:01

А при чём тут планетарные планы? Речь зашла о штуковине , которую предлагают неделю покружить на Планете Земля , потом "Опустить на парашюте , перезарядить , и снова  В Путь отправить " . А как-же то , что если , допустим в "Чистом Плутонии , у которого полураспад  24 000 лет альфой , и который просто Тёплый" - Запустить надкритику?  - Сразу короткоживущие ПОПРУТ , которые - пока сами не распадутся - Вы от них  запаритесь  изворачиваться . Отработанный ТВЭЛ - это цветочки - их в бассейне выдержки подержат несколько лет  , пока самая агрессивная бяка сама собой не распадётся , останутся более менее мягкие , долгоживущие, и только потом работать по утилизации .   А недельку проработавшее топливо, уже дико  фонящее короткоживущими  - топить его сразу в Бездну Мирового Окияна? Таким макаром - уже одноразовые Системы  РОкето-ЯдТОпливо мы вмиг всё утилизируем , и без всякий войнушек . (без штанов останемся)
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  LightElf ( Слушатель )
19 мар 2018 19:11:12

Массовое применение компактных ядерных реакторов в мирных целях? Разнообразные игилоиды прервали намаз и апплодируют стоя.
PS. Чет мы куда-то далеко ушли
  • +0.06 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  iz_kirova. ( Слушатель )
19 мар 2018 22:09:35

На самом деле это не проблема. Вас же не напрягает массовое применение АЭС или атомных ледоколов? Просто будут свои ограничения.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  LightElf ( Слушатель )
19 мар 2018 22:36:45

У нас с вами разное понимание слова "массовое". Ледоколов, ЕМНИП, шесть штук всего. 
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Alexandr_A ( Слушатель )
20 мар 2018 00:36:25

А кто сказал, что подобные реакторы могут иметь мирное применение? 
У него же мгновенный выход на максимальную мощьность, явно тут что-то некоммерческое.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ILPetr ( Слушатель )
19 мар 2018 17:47:03

Рухнет весьма компактно. Отселить, оцепить, экскаваторами и погрузчиками на дистанционном управлении собрать или закопать. В общем - Вы преувеличиваете. И что такое "густонаселенный район"? - город миллионник? Там будет непросто, но таких городов только в Китае как деревень у нас, а так-то редкость. В районе, где с окраины одной деревни видно другую? - скорее всего ничего не будет, из-за компактности. Навалят курган над полем и будут легенды и мифы циркулировать.
Что такое русское "авось" - исключение из прогнозирования маловероятных событий с неприятными последствиями. Веселый 
  • +0.06 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Барристер ( Слушатель )
19 мар 2018 18:07:26

Нет.))

 Авось - это  решение неподдающихся прогнозированию отрицательных событий посредством перевода их в ожидаемые с гарантированным положительным итогом. 

Авось проскочим.  - Мы предполагаем угрозу, осознаем ее важность, предприняли все меры для ее решения и рассчитываем на положительный итог путем импровизации по обстоятельствам. 
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
19 мар 2018 14:04:28

ИМХО, тут всё, что связано с теплоносителем, не нужно рассматривать. Наиболее вероятен прямоточник с прямым теплопереносом от ТВЭЛ. Но, полюбасу, ядерное топливо, после запуска, будет источником радиоактивного геморроя на десятки лет. Если не распылится на атомы в термоядерном утилизаторе.
  • +0.22 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  PPL ( Слушатель )
19 мар 2018 14:18:11

[br/]
А что вы скажете о варианте реактора на быстрых нейтронах на расплавах солей, ЖСР, MSR?
Радиоактивное топливо, и до, и после запуска - не становится "источником радиоактивного геморроя на десятки лет".
Отсутствует структура и корпус ТВЭЛа, по определению.
Работает при низком давлении и высоких температурах.
Теплопередача - прямой теплоперенос от оболочки-корпуса, без промежуточного теплоносителя.
Гомогенная активная зона.
Работа на быстрых нейтронах (сечение захвата тепловых нейтронов сильно уменьшает перечень конструкционных материалов собственно ракеты).
Равномерность выгорания топлива (теоретически + еще даже и бридер, уран-ториевый, уран-плутониевый).
Невозможность неуправляемого разгона реактора, ограничивается максимум составом топлива.
Самоглушение реактора при разгерметизации АЗ при, например, аварии, загрязнение - всего сотни квадратных метров, легко локализуется и чистится (по сравнению с др. типами).
?
Главные минусы на данный момент:
Газообразнные радиоактивные продукты, тритий. (ну, может его просто гудронить?))
Отсутствие конструктивных материалов корпуса реактора. (По оценкам амеров, они не сумели нормальные материалы найти для своего MSRE)
  • +0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
19 мар 2018 14:55:15

Камрад, да если просто забить на всё, то одних лишь осколков от ядерных реакций хватит ,чтобы убивать всё живое на расстоянии сотен метров, на протяжении многих лет. Они-то никуда не денутся. Это принципиальный результат ядерной реакции. А как вы это оформите с точки зрения механики и физики реактора, совершенно пох.
  • +0.41 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  PPL ( Слушатель )
19 мар 2018 15:34:10

А вот спорно.
И сотни метров (а,б,г,нейтроны?), и "на протяжении многих лет".
Есть осколки, есть, не спорю. Но, по сравнению с разломанными отработанными ТВЭЛами, это вовсе не звезда полынь. И жидкая активная зона может быть очищаема от них при циркуляции так, что накапливаться они будут отдельно на фильтрах, в более защищенной части реактора. Или при смене топлива.
И активирование всего, что рядом на расстоянии метров при работе - опять же, не так уж обязательно. Смотря что за материалы.
Короче, по-моему, задача инженерного плана. 
Не невозможная теоретически.
  • +0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
19 мар 2018 20:18:10

Да ничего спорного. Проза жизни. Отработанные ТВЭЛы перемещают под водой, в отсутствии персонала. И при чём здесь "жидкая активная зона"? Поинтересуйтесь размером биологической защиты на АЭС. и попробуйте "со всей этой херотенью взлететь"(С)
  • +0.14 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Priboi5 ( Слушатель )
20 мар 2018 10:53:02

Поинтересуйтесь в ответ растворным реактором Аргус. Думаю удивитесь.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
20 мар 2018 11:22:06

Дружище, никакого смысла интересоваться нет. Ядерные реакции распада сопровождаются выделением радиоактивных изотопов с разным периодом полураспада. И никакие ухищрения не способны противостоять законам физики. Ни растворы, ни соли, ни какие волшебные теплоносители. Есть ядрёна реакция, значит идёт наработка осколков деления и активация составляющих топлива. А они радиоактивны, шопедесц. Потому, только слой водички против нейтронов и слой свинца(или ещо чего), против гаммы.
  • +0.13 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  rommel.lst ( Практикант )
20 мар 2018 12:18:35

Ну, не все же так просто. Разбавьте активное вещество  каким-то пассивным наполнителем, снизится активность на единицу массы + если топливо стало жидким, поменялись подходы к формированию активной зоны. Т. е. конструктивно все может стать проще.. 
Выбросы и излучение будут всегда, но их интенсивность может быть сильно разной. Ну, ясен пень, что и удельная мощность реактора снизится при снижении активности, куда ж без этого.. 
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  PPL
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  slavae
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  PPL
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Priboi5 ( Слушатель )
20 мар 2018 12:47:32

Я так понимаю отработанное топливо нигде не выгружают/загружают? Ну ладно. Еще я понял, что по Вашему, ракету с практически неограниченным временем полета показали как способ напихать напоследок супостату. После всех Ярсов, Воевод, Булав и прочих, и прочих. Наверное просто мы по разному поняли показанное.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  LightElf ( Слушатель )
19 мар 2018 13:23:54

На каком бы принципе не была, фонить будет жутко, как любой реактор. А полноценную биологическую защиту в габаритах КР я чета себе не представляю.
  • +0.37 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
19 мар 2018 13:39:45

     Раз реактор, то после запуска будет фонить и активировать всё, до чего добегут нейтроны. Иначе это РИТЭЕГ с его копеечным энерговыделением.
  • +0.19 / 12
  • АУ
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
19 мар 2018 19:10:30

Термин "тепловой нож" ни о чём не говорит?
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
19 мар 2018 20:29:08

Применение ТН, наскока понял, только в качестве элемента форсирования тяги. Увеличивают поверхность горения. А здесь речь идёт об уменьшении тяги, вплоть до затухания.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
19 мар 2018 21:42:04

Неверно поняли.
Пы. Сы. 
Вот вам и реальный аппарат с гидрогашением заряда, раз уж так не верится...
  • +0.16 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
20 мар 2018 09:15:03

Насчёт "реального", сильно сомневаюсь. Вода и требования к военной климатике, несовместимы. Разве что в какой шахте может стоять. Кстате, никакого ножа имана тут нет. Тупое орошение. ИМХО, работает на каких-нить специальных низкокалорийных зарядах и на слабо энерговооружённых движках.
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  инженер71 ( Практикант )
20 мар 2018 10:52:37

сейчас " в ходу " хладагент )
 воспринимать "гидрогашение", как и "гидравлику"  от "воды" или от "жидкого состояния" ? )
Все сложней "просто впрыска" хладагента- изменение диаметра сопла/перемещения, все с обратными связями через датчики температур, давления..+ вычислитель
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить