Часть 1
Мы публикуем материал, который подготовил для AtomInfo.Ru белорусский журналист Василий СЕМАШКО. Все фотографии в тексте - автора. Для просмотра фотографий щёлкните левой клавишей мыши.
Десять летВ этом году исполнилось 10 лет с того момента, как в районе деревни Валейкуны Островецкого района Гродненской области началась геологоразведка очередной атомной площадки.
Изыскания на площадке
До этого уже прошло обследование двух площадок в Могилёвской области - Краснополянской в Чаусском районе Могилёвской области и Кукшиновской в Горецком районе тоже Могилёвской области. Тогда мало кто верил, что Белорусскую АЭС будут строить в Островецком районе.
Если раньше, когда только всё начиналось, было интересно бывать на строительстве Белорусской АЭС примерно раз в полгода и всякий раз удивляться, как в некогда глухом краю заброшенных хуторов, где ещё в 2009 году попадались жилые хутора без электричества,постепенно вырастает ввысь архипелаг Белорусской АЭС, становясь доминантой местности.
Хутор без электричества рядом с площадкой БелАЭС (2009 год)
Последних два года для журналиста бывать на стройке БелАЭС стало скучно. Теперь внешне изменений почти не видно - возведены 171-метровые громады градирен, которые видны за 30 и более километров, машинные залы, завершаются работы на крышах реакторных корпусов, монтаж оборудования и коммуникаций.
Белорусская АЭС
Белорусская АЭС с расстояния 30 км
В ближайших к БелАЭС деревнях сносят стоявшие десятилетиями старые бесхозные дома, превращая места, где они стояли, в зелёные лужайки. Из-за этого деревни около БелАЭС с явно заметными местами захороненных старых нежилых домов напоминают деревни около белорусского сегмента Чернобыльской зоны, где в последние годы массово также захоранивают нежилые дома.
В остальном жизнь окружающих БелАЭС деревень не изменилась - труд на полях и фермах, весьма скромные зарплаты и приусадебное хозяйство. Редко кому из сельчан удалось устроиться на строительство БелАЭС, куда подрядчики из разных регионов Беларуси присылают своих рабочих.
Проверки на площадкеНаверное, строительство БелАЭС можно сравнить с тяжёлым поездом, который, набрав скорость, движется без остановок спокойно и ровно.
Как местное население уже привыкло к ночному зареву от прожекторов стройки, так в Беларуси привыкли к протестным заявлениям Литвы, вспоминая поговорку о собаке и караване.
Как ни странно, действия Литвы пошли на пользу как Белорусской АЭС, так и в целом "Росатому". Из-за поднятой Литвой шумихи по поводу близости БелАЭС к границе Литвы (20 км) и к Вильнюсу (50 км) на стройплощадке Белорусской АЭС постоянно бывают проверяющие разных стран и различного уровня. МАГАТЭ ещё на стадии подготовки площадки провело две миссии на площадке, а в начале 2017 года провело ещё одну SEED-миссию на стройке по учёту внешних угроз.Вердикт МАГАТЭ - площадка соответствует всем требованиям, а работы по выбору площадки под БелАЭС атомное агентство назвало беспрецедентными.
Как известно, Литва потребовала также провести стресс-тесты БелАЭС. Стресс-тесты - это детальный анализ того, как могут повлиять на работу и безопасность АЭС различные неблагоприятные условия: землетрясения, затопления, экстремальные погодные условия и даже падение самолета на саму станцию. Стресс-тесты стали проводить на атомных станциях после аварии на Фукусиме. Проведение стресс-тестов не является обязательным условием для БелАЭС, но Беларусь пошла на них в добровольном порядке.
Результаты тестов проверила спецкомиссия Евросоюза и по результатам проверки вынесла только отдельные рекомендации, не касающиеся безопасности БелАЭС. Гендиректор МАГАТЭ Юкия Амано дважды посещал стройку и его вывод - Беларусь осуществляет строительство самого современного проекта в мире проекта. Получается, что благодаря Литве на БелАЭС побывало множество международных проверок, которые положительно оценили белорусский проект Росатома.
Особо забавляет ситуация, когда Литва пытается заставить ЕС отказаться от белорусской энергии, мотивируя, что если, по мнению Литвы, БелАЭС строится незаконно, значит и электроэнергия, производимая БелАЭС, тоже будет незаконной и её нельзя покупать. Но, в отличие от Литвы, у других стран своё мнение о законности БелАЭС - ни одна страна не поддержала Литву в призыве не покупать энергию БелАЭС.
В мае 2017 года власти Литвы подняли на воздушном шаре еврокомиссара по энергетике Мароша Шефчовича, чтобы показать ему с расстояния 20-30 км Белорусскую АЭС. Итогом полёта еврокомиссара на воздушном шаре стало его заявление, что "в ЕС нельзя запретить импортировать атомную энергию, поскольку это противоречит принципам внутреннего энергетического рынка".
На БелАЭС, узнав, что еврокомиссар по энергетике смотрел на стройку из-за границы с воздушного шара, удивились, что он не приехал в Беларусь, где ему могли показать БелАЭС вблизи, как это сделали в сентябре 2016 года его заместителю Герассимосу Томасу, побывавшему на стройплощадке.