Цитата: zdrav от 09.02.2024 18:22:42Какой смысл гнать самолет в большую серию, если двигатель еще сырой? С моторесурсом 3 тысячи часов вместо нормальных 20 тыс.
Это получается замена двигателей раз в год
Уже разбирали этот наброс в конце ноября.
1. Во-первых, с чего авторы картинки решили, что у ПС-90А ресурс 6000 часов?
Я нашел такие данные из сертификата типа:
ЦитатаДополнением N 16-Д/23 к Сертификату типа N 16-Д двигателям ПС-90А, самолетов Ил-96-300, эксплуатируемым по стратегии N 1, установлены ресурсы:
- до первого капитального ремонта: 3000 часов (1000 циклов);
- межремонтный ресурс: 2500 часов (1000 циклов);
- назначенный ресурс: 5000 часов (1000 циклов).
https://docs.cntd.ru/document/902040219Конечно, в реальности ресурс может быть и больше, но в сертификате типа именно так - 2500 часов, а не 6 тыс. часов.
У форсированного ПС-90А1 (для Ил-96-400) вообще ресурс всего лишь
643 цикла, в 2 раза меньше чем у обычных ПС-90А.
...
2. Во-вторых, даты под картинками несколько лукавы.
У ПС-90А написано 1992, у CFM-56 - 1993/1996, у ПД-14 - 2018.
Первый запуск ПС-90А (тогда он ещё назывался Д-90А) состоялся в 1983 году, потом были летные испытания в составе летающей лаборатории, а в 1988 он поднял в воздух Ил-96. В 1992 он был сертифицирован в РФ, а серийный выпуск стартовал ещё в 1989. За 41 год после первого запуска и за 35 лет после начала серийного выпуска было проведено множество улучшений. Начальный ресурс у Д-90А/ПС-90А был всего несколько сотен часов, потом его удалось довести до 2500 часов, а на рекордных экземплярах ресурс может превысить 6-7 тыс. часов и даже изредка до 10 тыс. часов.
Первый запуск CFM-56 состоялся в 1974, серийно выпускается с 1982. С тех пор (за 50 лет после первого запуска и 42 года после начала серийного выпуска) над двигателем было произведено бесчисленное множество улучшений и модернизаций, благодаря чему был увеличен ресурс. Указывая дату 1996 авторы картинки намеренно "забывают" про предшествующие 22 года доводок и совершенствований двигателя.
Первый запуск ПД-14 на испытательном стенде состоялся в 2012, первый полет на летающей лаборатории - в 2015, первый полет на МС-21 - в декабре 2020.
В феврале 2021 года было получено разрешение на серийное производство двигателя, которое полноценно стартовало в апреле
2023.
https://tass.ru/ekonomika/17467427...
3. В-третьих, с чего авторы картинки решили, что у ПД-14 ресурс 3600 часов в 2026 и 12500 часов в 2030?
Нигде такие цифры не озвучивались и не публиковались (я лично ничего такого не нагуглил).
Были лишь такие отрывочные цифры:
ЦитатаПД-14 получит самый большой ресурс в классе
По текущим оценкам, применение этого материала наряду с некоторыми другими инновациями позволит увеличить ресурс ПД-14 до 30 тысяч лётных циклов.
https://aeronautica.…omponents/ЦитатаСистема управления (САУ) авиационного двигателя ПД-14 будет обладать уникальными для России показателями надежности, заявил Сергей Остапенко. В частности, ресурс работы агрегатов системы будет рекордным для России. "Это 40 тысяч часов ресурса до первого ремонта всех блоков, для блока насоса - 20 тысяч часов. Это тоже показатели мирового уровня, в стране они никогда не достигались", - сказал он.
https://rg.ru/2018/0…telia.htmlПонятно, что у предсерийных и самых первых серийных движков в целях безопасности производители могут попросить снимать двигатели для детального изучения и капремонта почаще, чем это требовалось бы исходя из реального ресурса. Это абсолютно нормально в первые 1-2 года реальной эксплуатации двигателей. Но это не означает, что реальный ресурс двигателя маленький.
....
4. В-четвертых, с ресурсом CFM-56 авторы картинки тоже лукавят. Как я уже писал выше, первый запуск двигателя был в 1974, в эксплуатации с 1982, более 40 лет. За это время двигатель прошел множество модернизаций и улучшений.
И то 40 тыс. часов - это
рекордные ресурсы на
отдельных экземплярах двигателей при особых условиях эксплуатации и обслуживания, а вовсе не в среднем.
В среднем сейчас вот так:
ЦитатаThe airline currently operates a fleet of 15 Boeing 737-300/-400/-500 aircraft powered by the CFM56-3 on routes throughout Europe, the Mediterranean, and the Middle East. It will introduce 10 737-700s powered by CFM56-7 engines into its fleet over the next two years. The CFM56-3, which has one of the highest utilization rates in the industry, averages 16,000 hours on wing before requiring an initial shop visit, and about 10,000 hours after overhaul.
...
В течение следующих двух лет компания пополнит свой парк 10 самолетами 737-700 с двигателями CFM56-7. CFM56-3, имеющими один из самых высоких коэффициентов использования в отрасли, в среднем нарабатывает 16 000 часов до первого посещения цеха и около 10 000 часов после капитального ремонта.
https://www.cfmaeroe…e-on-wing/В 1998 рекорды были ещё скромнее:
ЦитатаThe U.S. Navy has set a new military record for engine time on wing with a CFM56-2A engine that has logged more than 10,000 flight hours without a single shop visit - and it's still going.
CFM56 engines in commercial service average approximately 12,000 hours on wing prior to initial shop visit.
...
ВМС США установили новый военный рекорд по времени нахождения двигателя на крыле с двигателем CFM56-2A, который налетал более 10 000 часов без единого посещения цеха – и он все еще работает.
Двигатели CFM56, находящиеся в коммерческой эксплуатации, в среднем нарабатывают около 12 000 часов на крыле до первого посещения цеха.
https://www.geaerosp…6-aircraftТо есть к 1998 году (через 16 лет после начала серийного производства) ресурс CFM56 смогли довести в среднем 10-12 тыс. часов до первого капремонта (и потом межремонтные периоды ещё чаще), потом стало в среднем 16 тыс. часов до первого капремонта и по 10 тыс. часов между ремонтами.
...
Но даже если хоть крупица правды в набросе есть, и допустим до 2030 году у ПД-14 будет гарантированный ресурс не менее 12500 часов между ремонтами (значит 25-40 тыс. часов у рекордных двигателей), то это уже огромный успех и прорыв по сравнению с ПС-90А, у которых по паспорту 2,5 тыс. часов между ремонтами (у отдельных движков при особо аккуратной эксплуатации и уходе - до 6-7 тыс.). Хотя скорее всего реальный назначенный ресурс ПД-14 к 2030 будет более 20 тыс. часов, а не 12,5 тыс. часов.