Цитата: Вадим Р. от 28.09.2015 05:13:350. Требовался полный перерасчёт дальнейшей траектории, например, по следующим причинам: использование двигателя ЛМ ранее не рассматривалось для коррекции траектории всей связки СМ+КМ+ЛМ, а лишь для ЛМ. Об этом говорит, например Лоувелл в своей книге.
Требовался выбор ранее рассчитанной траектории. А расчёт требовался для манёвра перехода на неё.
Что же, я почитал книгу Лоуэлла.
Про якобы "неприспособленность" ЛМ управлять всей связкой там можно найти следующее:
- двигатель ЛМ вне всяких сомнений не сможет обеспечить вариант аварийного спасения "прямой возврат на Землю". По очевидным причинам.
- при попытках уточнить ориентацию гироплатформы по звёздам, Лоуэлл поначалу испытывал очень сильные затруднения с ручным управлением ориентацией всего корабля при помощи РСУ ЛМ, т.к. на тренажёрах, по его словам, не имел достаточного опыта такого управления. Однако вскоре, цитирую,
"Он приноровился управлять своим пультом ориентации тяжелого корабля и начал медленно поворачивать его на 360 градусов по всем трем осям. Но он по-прежнему видел через иллюминатор однообразно плотное облако мусора, окружавшее "Водолей". Зато в книге полным полно мест, из которых явно следует, что и конструкция и системы управления ЛМ были в состоянии управлять "всей связкой", и это было заложено изначально, как и говорится у Шунейко. Не знаю, как можно было не заметить этого при прочтении.
Практически сразу после аварии:
"
ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Так, всем успокоиться. У нас есть пристыкованный ЛЭМ. ЛЭМ в работоспособном состоянии, если мы хотим воспользоваться им или его системами для возврата домой."
"
- Помнишь, - сказал Либергот, - как мы тогда отрабатывали спасательные процедуры?
Хеселмейер бросил на него озадаченный взгляд.
- Процедуры, где ЛЭМ выступал в роли спасательной шлюпки, которые мы отрабатывали во время той имитации? – повторил Либергот."
При подготовке маневра перехода на свободную траекторию:
"
- Сколько это займет времени?
- Я не могу его оценить прямо сейчас, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ. Мы представим его вам, как только это станет возможным. "Грумман" передала нам процедуру перенастройки автопилота ЛЭМа, которая учитывает неработоспособность командно-сервисного модуля. Предлагаю для отработки процедуры послать на тренажер команду специалистов."
"
Испытания, которые провели Янг и Дюк на тренажере, постоянно консультируясь по телефону с компанией "Грумман", показали, что бортовой автопилот в состоянии обеспечить стабильную ориентацию корабля во время запуска двигателя."
Ещё при первых испытаниях ЛМ на околоземной орбите:
"НАСА" приняло решение опробовать некоторые экспериментальные маневры, в которых пристыкованные модули двигались не мощным реактивным двигателем, а маленьким посадочным двигателем ЛЭМа."И так далее, вплоть до массы таких, например, мелких моментов, как "
система пассивного теплового контроля вращала корабль для равномерного обогрева корпуса, что приводило к мельканию солнца в иллюминаторах ЛЭМа", или "
Если работа вентиляционной системы ЛЭМа или периодически включающиеся реактивные стабилизаторы не разбудили спящего человека, то дело довершали громкие переговоры Лоувелла и Суиджерта, которые пытались перекричать помехи на линии связи с Землей". Очевидно
же, что автопилот ЛМ управляет кораблём двигателями РСУ ЛМ и вполне справляется с этим, несмотря на пристыкованный служебно-командный модуль. И по этому поводу даже особо никто не парится, всю дорогу гораздо больше всех беспокоит время работы СЖО ЛМ.
Относительно якобы необходимости "полного перерасчёта траектории".
Сразу стало ясно, что не годится вариант "прямого возврата на Землю", т.к. он требует длительного включения двигателя СМ на полную тягу. Вариант же использования свободной траектории, в смысле необходимых расчётов, мог быть запланирован на любой момент времени, как до облёта Луны, так и после. С учётом использования двигателя ЛМ, а не СМ, было решено запланировать его как можно раньше, с тем чтобы минимизировать величину необходимого воздействия, а также оставить побольше времени для поправок, если они потребуются.
"
Работая совместно со своими командами поддержки, операторы могли рассчитать координаты для так называемого "запуска ПРС в пристыкованном состоянии" – запуска посадочной реактивной системы с пристыкованным командно-сервисным модулем, который планировался, но никогда не испытывался. Этот маневр был беспрецедентным, но, как говорили Бостик и Дейтерих, относительно простым."
"
- Разрешите доложить вам то, чем мы сейчас занимаемся. Мы рассчитываем маневр, который, по нашему мнению, переведет корабль на свободный возврат.
- М-м-м, - произнес Ланни уклончиво.
- Наши команды поддержки сейчас готовят все параметры, и через десять минут я получу готовый маневр, который мы сможем выполнить на отметке 61:30 полетного времени."
"
- Ответьте, сколько времени займет выполнение того маневра свободного возврата? Можно его произвести в 61 вместо 61:30?
- О, я понял, - сказал Бун, - Я могу. Остается вопрос в выборе курса."
"
- Господа, - произнес Ланни на весь зал, - Мы собираемся выполнить маневр выхода на свободный возврат с коррекцией 5 метров в секунду на отметке 61 час. Первым делом, мы хотим вернуться на свободный возврат, а потом выполнить "ПК+2". ДИНАМИКА, немедленно предоставьте данные для отметки 61 час и еще два запасных варианта с шагом 15 минут после нее на случай, если у нас не получится первый.
- Принято, - сказал ДИНАМИКА."
Потом экипаж попросил больше времени на подготовку, и в результате манёвр окончательно утвердили на момент 61:30, когда он и был произведён.
Это по поводу офигенной сложности расчётов для манёвра перехода на свободную траекторию.
Цитата: Вадим Р. от 28.09.2015 05:13:35Так вот, даже если это всё было возможным, то, после 30-секундной работы двигателя на торможение, корабль перешёл с орбиты с периселением 60 миль на орбиту с периселением 130 миль. Но ведь облако обломков никто не тормозил и оно должно было продолжать полёт по старой траектории, уходя на старую орбиту, ближе к Луне, освобождая обзор селенавтам. Но, со слов командира, этого не произошло. Облако так и не дало понаблюдать за звёздами до захода в тень Луны. Почему? Где ошибка или ложь?
Корабль перешёл, да. А облако обломков - нет. Но Вы же не думаете, что корабль в результате манёвра телепортировался в перилуний сразу, правда? Давайте прикинем. В результате манёвра в 61:30 корабль ускорился (а не тормознулся) на 5 м/с. Ожидаемое время скрытия за Луной - 76 часов с чем-то. Время облёта Луны - пол-часа. Где-то в течении этого получаса они и проходили периселений. Последняя неудачная попытка сверить ориентацию гироплатформы по звёздам - около 71 часа. Т.е. через 10 часов после манёвра, за 5 с чем-то часов (и пару десятков тыс. км) до периселения, облако обломков всё ещё мешалось. Нетрудно подсчитать, что к этому моменту корабль"улетел" от центра облака на примерно 180 км вперёд. Двигаясь, замечу, практически одним и тем же с ним курсом. А какой размер был у облака? Инженер Энди Саулиц наблюдал его в телескоп с Земли через какое-то время после аварии, и оценил в 25-30 миль. Каким оно стало через 10 часов? Вполне допускаю, что более 180 км.