Цитата: бульдозер от 06.11.2016 07:45:54Ашкеназы есть кочевники, от коих и произошли. Историческая смесь всякой шантрапы, принявшей иудаизм, но сохранившие былые повадки как отдельных племен, так и эгоизм люмпенов. Фишка в том,, что их численнось в определенный момент начала на порядок превышать численность реал- еврейского населения Ойкумены. Это касается в той или иной степени всех стран Евразии, со своими этно- отличиями, приобретенными поместно.
Опоздал к недавней дискуссии по поводу судьбы населения Хазарии. Раз уж в связи с Фордом разговор опять прошёл около этой темы, позволю добавить свои 5 коп.
С идеей о том, что ашкеназы - потомки выходцев из Хазарии / восточноевропейских степей, есть целый ряд проблем. В частности, нужно учесть следующее.
1. Потомки низовых слоёв степного сброда, пусть и принявшего иудаизм, в условиях уничтожения/бегства верхушки своего общества, с куда большей вероятностью должны были слиться с печенегами, половцами и т.п., а не стать основой столь значимого субэтноса на территории намного западнее.
2. Версия о том, что ашкеназы - потомки верхушки степного сброда, принявшего иудаизм, также проблемна. Если это были представители 1-й квадры, то почему от их деятельности осталось только несколько писем? Уж как евреи отгребали в ту эпоху - и в Ираке после захвата власти Буидами (945), и в Рейнланде (погромы во время 1-х крестовых походов в 1096 г.), и в Андалусии (резня в Гранаде, 1066 г.) - но еврейских документов того периода осталось довольно много. Если базовым сценарием считать происхождение ашкеназов от представителей хазарско-еврейской элиты, вовремя почувствовавших неладное и сбежавших на заблаговременно созданные запасные площадки в Европе, то должно было сохраниться нечто большее, чем 3 письма.
3. Вряд ли это могли быть и представители 2-й квадры, учитывая, что потом в ашкеназском обществе они долго особой роли не играли. Скорее можно поверить, что упадок Хазарии как-то связан с появлением на исторической арене Польши. Как раз во 2-й половине 10-го века появляются первые сведения о княжестве Пястов, в начале 11-го - их государство, находящееся среди лесов и болот, получает более подходящее для областей, прилегающих к степи, имя полян, и до сегодняшнего дня там сохраняется легенда о происхождении польской аристократии от степняков-сарматов.
4. Из крайне небольшого количества информации о деятельности хазар и евреев в собственно еврейских источниках следует только одно: значимость Хазарии в масштабах деятельности евреев того времени была относительно невелика - или меньшей, чем представляется нам, в силу нашего интереса к Хазарии как фактору, влиявшему на раннюю историю Руси.
5. Абсолютное большинство современных ашкеназов является потомками нескольких десятков мужчин, живших примерно 1000 лет назад. В отличие от, скажем, русских-украинцев-белорусов-поляков, примерно наполовину состоящих из представителей различных ветвей Y-гаплогруппы R1a, у ашкеназов разнообразие мужских линий гораздо больше - и его картина не подтверждает теорию о степном происхождении. Напротив, большинство предков ашкеназов имеет явно ближневосточное происхождение, в частности а) линии из "семитского ядра" гаплогруппы J1, в т.ч. линия к которой относится большинство коганов; (б) линии J1, разошедшиеся с "семитским ядром" еще в доисторические времена; (в) различные линии "анатолийской" гаплогруппы J2; (г) характерные для Средиземноморья линии гаплогруппы E. Присутствие ряда других линий, на которые приходится относительно небольшая часть ашкеназов, может рассматриваться как частичное подтверждение степной теории. Но если наличие среди ашкеназов представителей "монголоидной" гаплогруппы Q действительно проще всего объяснить "хазарским вкраплением", то носители "кавказской" гаплогруппы G и потомки левитской линии R1a (кстати, разошедшейся со славянскими линиями R1a еще в доисторическое время) могли появиться среди евреев и задолго до Хазарии. При этом многие ашкеназские линии имеют относительно недавние сефардские ответвления; иногда можно проследить дальние родственные линии среди арабов и курдов.
6. Чтобы объяснить происхождение центрально/восточноевропейских евреев и их соотношение со западноевропейскими и средиземноморскими с учётом вышеизложенного, нужно вспомнить, что центром еврейской жизни в 1-м тысячелетии н.э. была Месопотамия. Во всяком случае, именно там был составлен Талмуд в своей нынешней форме, там находились религиозные школы Сура и Пумбедита, являвшиеся безоговорочным центром иудейской религиозной и правовой мысли с 3-го по 11-й век. Существование таких школ в Ираке в течение многих сотен лет, за которые на данной территории многократно менялась власть, говорит об одном: в данный период там наблюдалась максимальная концентрация евреев и еврейских денег, т.е. условия для евреев были там лучше, чем где-либо еще (несмотря на случавшиеся периодически и там репрессии и погромы).
7. В 9-м веке иракские евреи, согласно ряду свидетельств, оказались единственными торговыми посредниками, приемлемыми как для империи Каролингов, так и для халифата Аббасидов. Видимо, как раз в эпоху Карла Великого и Харуна-аль-Рашида окончательно сформировалась торговая сеть еврейских купцов-радханитов, различные маршруты которой начинались в южной Франции и заканчивались в Китае. Если не в геометрическом, то в логическом центре операций радханитов находился Багдад. С этого периода история европейских евреев становится последовательной, как минимум, для той же южной Франции.
8. 10-й век для радханитов, видимо, был сплошным кризисом. В 907 г. в Китае пала династия Тан; централизованная власть в стране после этого возобновилась только через 75 лет. Итиль был разрушен в 969 г. Халифат Аббасидов начал крошиться еще во второй половине 9-го века. но непреодолимые проблемы для месопотамских евреев начались только после того, как фактическая власть в Багдаде в 945 г. оказалась в руках династии Буидов. Гибель иракской еврейской общины была не одномоментной - она окончательно утратила своё значение только в 1030-х гг. с закрытием академий Сура и Пумбедита, к тому времени давно находившихся не в одноименных городах, а в Багдаде. Полагаю, что прежде всего в этих событиях, а не только в гибели Хазарии, лежат причины роста еврейского населения Европы.
9. Давайте посмотрим на ситуацию глазами главы иракского еврейского клана середины 10-го века. Куды тикать от сумасшедших Буидов из разваливающегося Халифата в сложившейся ситуации? На восток нет смысла - далеко, Шёлковый путь небезопасен, в Китае ещё хуже бардак. В Византию - а что там делать, все ниши заняты греками и евреями-романиотами; то же самое в Андалусии - ниши заняты арабами и сефардами. На севере стрёмно - хазары сами на грани развала, а дальше по северному маршруту в Европу - Киев, Перемышль - глухомань, куда семью везти неохота, и всю прибыль придётся норманнам отдавать за крышу. Можно конечно податься к ближайшим родственникам и друзьям в Нарбонну или долину Луары, но и там бизнесом никто делиться не будет. А если выбирать оптимальное сочетание рисков и возможностей, то интересно выглядят средиземноморские городки, до которых толком не доходят руки ни у франков, ни у лангобардов, ни у византийцев.
10. В результате, в 11-м веке складывается картина маслом: взявшиеся будто из ниоткуда ашкеназы, бурный рост морских республик Италии, рост еврейского населения (и антисемитских настроений) во Франции, Германии, Италии, его постепенное (но почти никогда не полное) вытеснение с территорий Священной Римской Империи в Польшу.
Отредактировано: Harzahav - 07 ноя 2016 03:48:50