Национализм имеет две трактовки.
Вы привели академическую.
Однако существует также бытовая: национализм - это тезис о высшей ценности своей нации и превосходстве ее над остальными.
Так вот, в реальной жизни
национализм обычно проявляется в виде бытовой трактовки, а не в виде академической.
Причина банальна: между этими двумя трактовками нет никакой четко определенной грани, а тезис о высшей ценности и превосходстве своей нации очень прост для восприятия населением и лестен для ЧСВ. Так что когда среди народа распространяются идеи национализма, они всегда распространяются именно в бытовой трактовке.
Отсюда неизбежно следует, что националисты всегда требуют:
1. Создания национального государства.
2. Чтобы в этим национальном государстве именно их нация стала единственной титульной.
3. Чтобы титульной нации были предоставлены преимущественные права по отношению ко всем другим, а тем, соответственно, отказано в ряде прав титульной нации. Это требование поначалу может быть скрыто, но в конце концов выползет, и будет выражено тем более, чем более радикален национализм. Да, и поскольку в нашей реальности национальное угнетение - не комильфо, то в этой роли часто выступает язык.
4. Проведения политики ассимиляции других народов в титульную нацию. Для этой цели также используется язык и образовательная сфера, задающая детям еще в средней школе определенную шкалу оценок, от которой затем трудно избавиться.
Непосредственным следствием этих воззрений является также наличие внешнего врага - другой нации или других наций, которые мешают нашей нации добиться ее целей и с которыми требуется бороться. Мы это видим в Эстонии, Латвии, Литве, Украине, Грузии, .... (список можно продолжать долго)
Именно с этим набором тезисов националисты будут идти во власть.
Очевидно, что в любом многонациональном государстве это приведет к межнациональным трениям и внутренним конфликтам, которые ослабляют государство тем сильнее, чем больше народов в нем проживает. Если же государство мононациональное и внутренние конфликты в нем не возникают (например, Польша), или в государстве проживает народ, основная часть которого живет в ином государстве (русские Латвии), то националистам, для обоснования своих притязаний на власть, требуется развить культ внешнего врага и позиционировать себя в роли единственных национальных защитников. В реальности это приводит к ослаблению связей с таким государством и началу политического противостояния.
Следствия для государства:
1. В самой мягкой форме - де-факто дискриминация других народов, давление с целью ассимиляции, внешняя политика в духе "назло мамке уши отморожу" - т.е. затягивание или принципиальное незаключение экономических связей с государством, неофициально назначенным "врагом нации". Следствие: некоторые проблемы на окраинах и падение экономики, либо сразу, либо после пузыря.
2. В более жесткой форме эта же политика приводит к межнациональным внутренним конфликтам, законодательной дискриминации, а во внешней политике - политическом противостоянии с государством, назначенным "врагом нации", вплоть до визового режима и провокаций на границе.
3. В пределе же - ждем вооруженные гражданские конфликты, войны на почве национализма, которые всегда сопровождаются массовыми убийствами гражданских, геноцидом, депортацией нелояльного населения и прочими "радостями", которые мы могли наблюдать в развалившейся Югославии. И если центр недостаточно силен, или существуют влиятельные внешние силы, желающие его ослабить - то развал страны.
Вся эта радость - неизбежные следствия национализма. Сколько человек погибло за 19-20 век из-за этого - посчитать невозможно. Однако вы можете смело туда записывать все жертвы Второй Мировой и всех послевоенных локальных конфликтов в Европе.
Россия - многонациональное государство. Это данность. У нас даже в нынешних границах живет 20 миллионов людей, не идентифицирующих себя как русские; если границы будут расширяться - их численность вырастет. Достаточно ли очевидно, что при такой политике приход к власти националистов - любых, что в центре, что в регионах - является оружием против целостности государства, и что государство следует объединять на иных ценностях, носящих вненациональный характер, сохраняя равноправие народов?
Отредактировано: Viatcheslav - 27 фев 2010 11:38:58