Цитата: footuh от 23.10.2024 14:47:44Незнакомый Китай
Нирвана в Огне
Часть Вторая
«Не мы такие – жизнь такая…»
Я вольно или невольно уже в моих ответах осветил ряд аспектов данной истории. Тем не менее повторю главный тезис.
Исходно новелла «Нирвана в Огне» была китайскою перепевкой приключений графа Монте Кристо. Однако по мере работы над сценарием – китайские умники забеспокоились. Как я уже писал – в реале граф Монте-Кристо выглядел бы в глазах любого адекватного общества - редкостным говнюком, а сама сказочная история про «жуткую мстю» - сильно напоминает мрии очередного всеми обиженного Чикатилы про то, как бы тот всех своих обидчиков – «ух..!».
Тем не менее – бюджеты на данное поделие уже постепенно осваивались, куча народу «бумагу попачкало», - было принято решение – сгенерить нечто для публики из разряда – «а давайте народу расскажем – как оно там на самом деле!» И на резонный вопрос – «Где – там?!» с ответом – Ну… Там…»
В итоге сериал по своей структуре выглядит как «портмоне» у Шалтай-Болтая. В смысле портмоне один и тот же и вроде как история, рассказанная в сериале про одно и то же, но с точки зрения как критиков, так и искушенных зрителей – на самом деле в сериале есть два совсем разных и совершенно не похожих друг на друга отделения.
Вплоть по 21-ую серию это простенькая авантюрьетта в жанре «уся» - жалкий косплей/римейк великого романа Александра Дюма про инфернального графа, но после этой незримой границы – это становится честным и эмоционально холодным исследованием про сущность Власти, про то как Верховная власть принимает те, или эти решения, как жутко одиноко и тоскливо на «зияющих высотах» во главе великой Империи и про решения…
Простые и понятные всем решения, которые пишутся кровью и за которые близкие тебе люди обязаны будут заплатить своей жизнью. Не потому что, - лично ты – невообразимый козел и урод, а потому что такова суть Верховной Власти и потому что так необходимо Империи.
То есть вчера ты пил в обнимку с хорошими и родными людьми молочную араку, а сегодня – либо ты отдаешь приказ удавить, отравить или там обезглавить этих самых хороших – лично тебе приятных людей, либо в Империю приходит пипец – пушистый и беспощадный и это значит что в любом случае надо брать Грех на душу – либо за казненных тобою родных и близких, либо за миллионы убитых твоим бездействием подданных.
И о том – насколько тонка и эфемерна та грань, где обязанность быть суровым и честным великим правителем отделяет тебя от состояния тирана и кровожадного монстра. Одержимого паранойей кровавого маньяка с руками по локоть в крови.
В википедии есть занятная статистика. Осенью 2015-го года премьера данного сериала шла сразу по двум каналам – в Кантоне (зоне вокруг Гонконга), ибо именно там и снимался этот шедевр и в столице. Так вот цифры просмотров и зрительских интересов говорят нам одно.
В начале показа жители Юга Китая проявляли больший интерес к данной истории, чем избалованные всякими вкусняшками жителями столичного региона. То есть на Юге сериал устойчиво держался в верхней тройке просмотров (и падал), а в столице – примерно на краю десятки (и тоже падал). А где-то к середине 20-ых серий произошло занимательное – на Юге продолжалось вялое затухание зрительского интереса к новинке, тогда как в зоне столицы к 30-ой серии сериал легко стал главным сериалом сезона, а где-то с 40-ой серии принялся «рвать танцпол» по размеру зрительского интереса. Условно говоря «во время трансляций улицы Пекина и окрестностей – вымирали». К 50-ой серии «Нирвана в Огне» стала «сериалом десятилетия» - но лишь для северной половины Китая, и так как она менее населена, чем Южный Китай – в общекитайской статистике этот эффект не так очевиден.
Однако с точки зрения социологов внутри самого Китая – внутри страны сложилось два разных общества и два разных типа потребления – в том числе и информационных продуктов.
То бишь то, что творится в «Имперской половинке Китая» - бассейне реки Хуанхэ и все что от нее на север, - одна свадьба, а то что происходит в «Торговой половинке» - бассейне реки Янцзы и на юг – совершенно иная.
Иными словами южным «торговцам» было сильно по барабану – как именно и почему то и это происходит в «дворцах» великой Империи, а северным «имперцам» - ровно наоборот. И этот культурный феномен по мнению википедии «сыграл» в этом случае – очень ярко.
Думаю, что все наши читатели смотрели в свое время сказку Марка Захарова по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное Чудо». Помните слова Короля – «За стеной люди давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат… Словом, идёт повседневная, будничная жизнь.» ?
Так вот начиная с 22-ой серии – заканчиваются всякие рукомашества с дрыгоножествами и начинается эта самая «повседневная, будничная жизнь». И сразу выясняется, что «не мы такие – жизнь такая» и царствующий дом Великой Ляо – тот еще «змеиный клубок единомышленников».
Причем опять же повторяю – отсутствие привычного по западному кинематографу «нравственного релятивизма», когда персонажи не черно-белые, а серо-буро-малиновые, - в китайском кинематографе выглядит хоть немного оправданным. То есть и черные и белые при случае с легкостью «давят, душат, режут» друг друга и оценивать такие поступки из некоей абстрактной позиции – никак не получится. Что же остается?
Совесть. Честь. Дружба. Ответственность – перед страной. Перед простыми людьми.
Ох, боюсь, что это выглядит как поток идиотского пафоса. Попробую объяснить.
Вот смотрите какая фигня. Во Внутренний Двор набирают очередную невесту. Государь ее в жизни не видел и ему строго говоря – пох. Но будущая Императрица или Жена Императора, или императорская наложница (это разные градации одного и того же явления если что) обязана:
1. Быть здоровой телесно и умственно.
2. Иметь профессию, официально подтвержденную нужной гильдией с классностью не ниже «мастерицы» (да, вот такой неожиданный охуенчик).
3. Сдать вступительные экзамены.
3а. Написать сочинение с разбором одного из 5 «классических романов» (заранее неизвестно какого) по заданной теме.
3б. Доказать свои познания в диспуте с учеными мужами по трудам Конфуция.
3в. Выказать свои знания по «деяниям Великих мужей» (из правящей династии).
3г. Сочинить стихи.
3д. Сыграть песню (желательно собственного сочинения) на одном из 6-ти классических инструментов.
Вроде ничего не забыл… Ах, да… на момент сватовства будущей Императрице/жене/наложнице примерно 13-15 лет.
Впечатлились? Да я знал, что вам – понравится.
Так вот – государь обязан посещать вас лишь в дни овуляции, но не обязан «покрыть». (Ибо – «если всякую люлять то сломается…») А вы всю оставшуюся жизнь будете жить во дворце, согласно вашему рангу и дни будут тянуться удивительно похожие одни на другие. И да, если вы родите детей – всех их в какой-то миг у вас отнимут, причем навсегда.
Итак. Вы успели получить некую профессию. Вы изучили литературу, историю и философию, вы умеете писать стихи и играть на музыкальном инструменте. Но вас пожизненно заперли в прекрасном дворце и ключ от него навсегда выкинули.
Чем же вы будете заниматься, чтоб не сдохнуть со скуки?
Разумеется – любимой профессией. Одна из вас будет Лекаркой (мать 7-го принца Цзина), Другая – Каллиграфом (мать 9-го принца Нина), третья – Ювелиром (и Администратором/Комендантом этого дворцового общежития) (приемная мать 5-го принца Юя), четвертая – Массовиком-Затейником (мать 4-го наследного принца Се). (Там есть еще тетки но я не разобрал их титулов).
При этом некоторые профессии ценятся выше других. Например прикольно быть Ювелиркой или Затейницей, ибо если накосячить, то «Я – Художник, я – так вижу».
А Лекаркой быть стремно. Потому что Государь Император попросит у вас средство от бессонницы, а потом пернет в ходе игры в маджонг и тут же толпа диких фурий бежит во дворец Лекарки с криками о том, что та «отравила обожаемого Императора», а чуть позже императрица, она же «главкомендант общежития» зачитывает свой указ, что «за преступление Лекарки – ее отцу приказано бороденку повыщипать, а племяннику Лекарки прописано пять плетей». И нет смысла вопиять с возмущеньем «За что?» Ибо подразумеваемый ответ:
1. Потому что – могу.
2. Чиста – поржать…
Вот такие милые девушки и вот такие у них со скуки развлечения «на свежем воздухе». Кстати, обратите внимание, что тут у нас работает «родовая ответственность». В сием изумительном преступлении на ровном месте обвинили непричастную Лекарку, но бороденку начинают выдергивать у ее папеньки, и батогами порют ее племянника.
Вы скажите – «Это – несправедливо!» и «К чему же это все приведет?»
Ответ очевиден – это приведет к охренительному сплочению данного семейного клана, ибо все члены команды в курсе, что малейшая ошибка любого из них приведет к массовым и жестким люлям для родителей, братьев сестер, детей и племянников. А еще вообще всем подряд в окружении – вплоть до того что ради «чиста поржать» - суки способны повесить и вашу любимую кошку.
То есть данная организация общества – стихийно формирует иерархическую пирамиду вокруг данной Лекарки, Ювелирки или Массовички-Затейницы. И так как всякий раз в основании любой из таких пирамид будет тетенька, - для Китая в целом характерен «стихийный матриархат», который возникает не потому что «нет внешних угроз» (как принято считать в отношении матриархального общества), а потому что любой пипец быстрей всего прибегает к клану через женщину, вечно живущую посреди Внутреннего дворца. Вплоть до того, что «во внешнем мире» - могут вдруг начать рубить головы изумленным и непричастным, лишь потому что в Внутреннем дворце – кто-то не выдержал и оттаскал какую-то суку за волосы.
Но и это не все. Детей в этом случае воспитывают посреди Внутреннего Дворца именно матери и они передают им свой изумительный опыт. Типа – «молча терпи, всем улыбайся, наноси одиночные удары врагам внезапно – исподтишка, так – чтобы на тебя не подумали, если решил сильно бить, бей сразу насмерть с полным истреблением всего враждебного клана».
Нравится, не нравится, но в правящих элитах Китая, Кореи, Японии веками формировался именно такой подход по отношенью к противнику и по сей день это основа местной дипломатии и взаимодействий между командами.
Как следствие – любая женщина попав в семью мужа становится членом его клана, и если ее муж в родовом клане главный – этот клан в итоге возглавит. А коллективная ответственность за вообще все приводит к тому, что разводов в этой системе практически нет. Как только женщина надела цвета дома мужа, она будет рубиться за новый дом насмерть и за супругом обречена пойти до конца. «Нравится, не нравится, терпи – красавица». (Как вариант – супруга берут в дом – приймаком и тогда «Терпи – красавец!»)
У этого эффекта очевидное следствие – в данном сериале нету любовных слез и соплей. Вообще. Речь про то, что за ошибку любимого вам рубят бошку и оправдаться нельзя, так что носом хлюпать тут некогда.
Встань в строй за плечом мужа вторым номером и руби врагов дома без колебаний. Розовые сопли при этом текут, но лишь от того, что в бою на миг проворонила и получила по тыковке. Ниче – Родной муж перевяжет.
Надеюсь, объяснил – как и почему агнцы и козлища при взгляде на это все сильно снизу – с точки зрения Крестьян выглядят одинаково. Ибо и те и другие рубятся насмерть. И в итоге – обе стороны в крови по пояс.
(В сериале замечательный момент – одна раскрытая засланка и мерзкая мелкая сучка чуток рисуясь спрашивает у положительной героини – «Почему вы меня еще не убили?» а та ей с непередаваемым выражением лица – «Видишь ли… Я очень не люблю убивать… (выражение лица меняется на невыносимо брезгливое – типа – боже, как это грязно) (с покорным вздохом) «Но коль ты настаиваешь..» (и в ответ прямо взвизг) «Не-не-не!»
Вот такие у нас – развеселые Двушные сказочки…
Тяпка Футюха
http://wiki.footuh.ru/ - для ознакомления с более-менее упорядоченным материалом.
Номер Яндекс-кошелька 410013110656599
8-916-803-6939
8-921-867-8147