Цитата: Paul от 23.07.2016 19:22:04И - что это доказывает? Что такое - общая выработка, в том числе, продукция машиностроения? Одно сотрясание воздуха.. Чем-то напоминает классический анекдот про космонавтов и пидорасов.. Обратите внимание - никто и никогда не утверждал,что промышленность РИ в ПМВ - вообще не делала никаких успехов и не развивалась. Подобное утверждение было бы просто абсурдно. Вам - пытаются втолковать очевиднейшую истину - страна, которая даже в годы войны не смогла освоить массовый выпуск двигателей, а следовательно - автомобилей, танков и самолётов - через 25 лет с треском продула бы войну уж тем более - объединённой Европе! Не было у РИ никаких шансов удержаться хотя бы даже в пятёрке ведущих стран при таких раскладах.. Сравните соответствующие производства у союзников и Германии - и прослезитесь..
Хотите оспорить этот тезис - в студию марки выпускаемых двигателей, а так же - соответствующие заводы. Плюс - давно просимые станкостроительные заводы. Про все остальные - я вообще молчу, например производство ГСМ и технической резины.. Если бы всё это в РИ существовало хотя бы в зачатке - большевикам не пришлось бы лихорадочно и за огромные бабки создавать всё это с нуля. Мне казалось - это для самых упоротых воспевателей РИ должно быть предельно очевидно..
P.S. А вот кстати - не поясните, что означает - в ценах 13-го года? Выше я приводил табличку, насколько были вздуты цены на боеприпасы на частных заводах. Кстати - на каждом по разному.. И что - этот ваш Сидоров хочет сказать, что он собрал всю статистику по годам с разных предприятий, для каждого ввёл коэффициент с поправкой на каждый вид продукции, и выдал на-гора общую приведённую сумму? НЕ ВЕРЮ!!!! Бред какой-то...
Поясню. "В ценах 1913 года" означает, что приведенные данные о стоимости продукции вычислялись так: брался физический объем (например, 100 станков) и умножался на стоимость такого станка в 1913 году. И так по всем видам продукции.
Между прочим, Сидоров, скорее, ваш, чем мой - он был старейшим научным сотрудником академического Института истории СССР.
Ну, теперь попробую рассказать вам немного о марках и заводах.
Про двигатели.Был в России такой старейший завод - "Механический завод Людвиг Нобель". С 1862 года. Он много чего выпускал, в том числе для нефтедобычи и нефтепереработки. А когда Дизель изобрел свой мотор, Нобель быстренько купил у него лицензию и организовал производство дизелей на своем заводе. Причем, внес в конструкцию двигателя изменения, позволившие ему работать на сырой нефти. В Европе за такими моторами закрепилось название "русский дизель". Факт производства дизелей на заводе Нобеля помог Дизелю получить Гран-При Парижской выставки 1900 года.
Интересно отметить, что в двадцатых годах национализированный завод Людвиг Нобель получил название "Русский дизель".
Советский справочник "Народное хозяйство СССР за 1913-1955 гг" приводит такие сведения об объеме выпущенной продукции в 1913 году: были построены дизели общей мощностью 35 тысяч л.с.
Конечно, это были крупные агрегаты, рассчитанные на установку на кораблях, заводах, но не на автомобилях или самолетах.
Про станки.В России не было чисто станкостроительных заводов. Впрочем, и вообще не было заводов, выпускающих продукцию только одного вида.
Станки изготавливались на различных машиностроительных предприятиях. Например, на Путиловском заводе, на Коломенском заводе.
Вообще, сведений, которые были бы доступны в сети, я много не нашел - в основном пишут о продукции машиностроения, не выделяя станки отдельно. Поэтому я решил поинтересоваться историей флагмана советского станкостроения - завода "Красный пролетарий". И выяснил, что в раньшее время он назывался "Общество механическикх заводов братьев Бромлей". Бромлеи - это англичане, перешедшие в русское подданство.
Вот что нашел о производственной деятельности этого завода во время войны:
"Во время Первой мировой войны Обществом производились станки для рассверливания и обточки стволов, цилиндровки гранат, а также бензиновые двигатели для прожекторных станций, патронодержатели и патроны и др. На рубеже 1916—1917 годов был открыто производство автомобильных частей и двигателей".
Ну, вот вам марка станка - "Бромлей".
Производство ГСМ.Странно, что вы об этом написали - я считал, что всем известно о НПЗ, которые были в России. Я даже сейчас вспомнил, что Д.И.Менделеев привлекался одним промышленником, чтобы наладить работу НПЗ.
Кроме того, хорошо известен факт, что термический крекинг нефти был изобретен русским инженером Шуховым. В двадцатых годах американцы хотели купить у него патент, но не сложилось - в результате пользовались его изобретением бесплатно.
Если говорить о конкретных компаниях, то мне проще всего вспомнить Нобеля - он успешно торговал с заграницей и керосином, и мазутом.
Успехи русской нефтепереработки были не случайны - это был результат целенаправленной политики правительства: в 1896 году Николай Вторый своим указом существенно ограничил экспорт сырой нефти. Это послужило стимулом для развития нефтепереработки и нефтяного машиностроения.
И в заключение: на таре компании "Стандарт ойл", мирового лидера нефтедобычи того времени (Рокфеллеры) размещался такой рекламный слоган - "Качество русских масел". Это я к тому, что русские нефтепродукты того времени славились во всем мире превосходным качеством.
Техническая резина.В Риге был такой заводик - "Товарищество Русско-Французских Заводов Резинового, Гуттаперчевого и Телеграфного производств под фирмой "Проводник". Он выпускал самые разные изделия, в которых использовался каучук: галоши, линолеум, детские игрушки, спортивные мячи, шланги, изоляционное материалы, эбонит, непромокаемые ткани. Причем, галоши этого завода считались лучшими в Европе, и приносили огромную прибыль. А еще большую прибыль приносили этому заводу ... шины. Тут надо заметить, что в 1911 году в мировой резиновой промышленности российский "Проводник" занимал по размерам производства четвертое место, а по производству шин - второе. Третье, кстати, досталось своеобразному "двойнику" рижского предприятия - "Товариществу Российско-Американской Резиновой Мануфактуры "Треугольник" в Санкт-Петербурге. Перед мировой войной "Проводник" и "Треугольник" заключили картельное соглашение.
Российские покрышки хорошо продавались по всему миру и даже в странах с собственным производством автомобильной резины - они успешно конкурировали и с французской маркой Michelin, немецкой Continental и британской Dunlop.
Танки.Первое появление танков на поле боя случилось под Сомой в сентябре 1916 года. До русской революции оставалось пять месяцев. Вы считаете, что за это время можно было организовать массовый выпуск танков?
К тому же я не помню никаких упоминаний о немецких танках первой мировой. А ведь Германию трудно упрекнуть в технической отсталости.
Похоже, вы на самом деле упрекаете царское правительство вот в чем: зачем оно не организовало массовое производство танков Т-34 еще до начала мировой войны?
Это вообще общая черта критиков РИ - они считают совершенно естественным, что к 1914 году царское правительство должно было достичь тех же результатов, которых большевики достигли к 1941 году.
25 летЭто, похоже, ваш любимый тезис - если бы не большевики, то через 25 лет РИ проиграла бы во второй мировой войне. Во всяком случае, вы в своих сообщениях повторили его уже раза три.
Что было бы, чего не было бы - никто не знает. Если же говорить об обоснованных предположениях, то я считаю, что без прихода к власти большевиков в Европе второй войны не было бы.
Отдельный интерес представляет вопрос о том, могло ли царское правительство хоть что-то сделать для развития современной промышленности в России, или же при этом правительстве Россия была обречена.
В поисках материалов о производстве дизелей я поинтересовался историей ЯМЗ - сегодняшнего лидера российского дизелестроения. И выяснил, что до 50 годов это был автомобильный завод, а основан он был в 1916 году промышленником Лебедевым. Дело в том, что в 1916 году правительством России была принята программа развития автостроения в стране, на которую было выделено 11 млн. рублей. Военным ведомством были заключены контракты на строительство заводов и производство автомобилей:
- в Москве - с Рябушинским (впоследствии - завод ЗИЛ)
- в Ярославле - с Лебедевым (впоследствии - ЯМЗ)
- в Филях - с обществом Русско-Балтийского завода (сегодня - НПЦ Хруничева)
- в Рыбинске - с обществом "Русский Рено" (сегодня - НПО Сатурн)
- в Нахичевани - с обществом "Аксай" (сегодня - ростовский завод "Красный Аксай")
- в Мытищах - с "Британской инженерной компанией Сибири «Бекос» (сегодня - в составе РКК "Энергия")
Из-за Революции и наступившей эпохи волюнтаризма ни один из этих заводов не был полностью построен, хотя Рябушинский организовал сборку машин из комплектов на недостроенном заводе - чтобы выполнить условия контракта.
Однако, как видите, затраченные усилия не пропали даром.
И главное: на мой взгляд, это прекрасный пример деятельности правительства, опровергающий предположения про "25 лет".
Отредактировано: Дядя Саша - 24 июл 2016 21:30:50