После чистки РККА и начала реального перевооружения армии, заметим следующее, что почти вся техника, которая дошла до Берлина, разрабатывалась и создавалась после 1937 г., это после того как из Армии убрали «Тухачевских и К» с их планированием по реформированию и перевооружению РККА, укравшего по сути дела у обороной промышленности несколько лет.
После данной группы "невинно пострадавших" СНК СССР пришлось, начиная с 1938 года принимать ряд мер для ликвидации отставания танковой промышленности и авиации. Так например:
Был создан Наркомат авиационной промышленности, ряду конструкторов даны задания в короткие сроки создать и испытать новые боевые самолеты, двигатели, вооружение, приборы, отвечающие современным требованиям. Для увеличения мощности авиационной промышленности намечалось построить 9 самолетостроительных и 7 авиамоторных, провести реконструкцию 18 существующих заводов. Был передан в авиационную промышленность из других отраслей народного хозяйства ряд предприятий, выделено большое количество нового оборудования.
Например :
Саратовскому заводу комбайнов, одному из 518 предприятий, построенному в годы первой пятилетки, выпускавшему к тому времени более 90 комбайнов в сутки, предстояло стать самолетостроительным предприятием.
Со второй половины 1938 года после коренной реконструкции саратовский завод уже освоил производство самолетов.
И уже к началу 1940 года стали поступать на летные испытания новые боевые истребители.
Заводу была поставлена задача в трехмесячный срок освоить и организовать выпуск истребителя Як-1.
Як-1 после укороченной программы заводских испытаний в июне 1940 года был передан на государственные испытания.
Пока шла доводка самолета, его испытания, а заводу уже предстояло начать производство Як-1. И это было правильным решением. Обстановка требовала выиграть время, а время торопило - нужно успеть организовать серийное производство истребителей Як-1, увеличить мощности завода, успеть сделать это именно к тому часу, когда самолеты потребуются для защиты Родины.
На освоение нового самолета заводу отпускалось три месяца. Первые самолеты подлежало сдать к началу октября 1940 года. Иначе, как героической эпопеей, создание нового самолета не назовешь. Первые самолеты Як-1 выпустил в срок Саратовский завод Шахурин.
Война!
Начинается перебазирование промышленности из угрожаемых районов на восток.
Уходят на восток заводы, поставлявшие высококачественный прокат, трубы на авиационные заводы, предприятия-поставщики готовых изделий и материалов из Ленинграда, Киева, Харькова, Москвы. А в октябре 1941 года в связи с эвакуацией из Москвы центральных сбытовых учреждений нарушилась и централизованная система выделения фондов и выдачи нарядов.
А заводу требуется ежедневно в больших количествах различные материалы и комплектующие изделия.
Начинается изыскание резервов.
Так конструкторы и технологи завода многие детали перевели на литье, штамповку, сварку, на пресс-порошки вместо металла.
Значительное количество цветных металлов требуется на изготовление бензиновых и масляных баков, щитков, капотов и других деталей. Как добиться экономии металла? Было решено бензиновые баки изготовить из бакелитовой фанеры и березового шпона. Разработали конструкцию, технологию.
Но их необходимо еще защитить от пуль — протектировать. Горячая вулканизация, применяемая на металлических баках, не годится. В НИИ резиновой промышленности разрабатывается способ холодного протектирования.
Стал дефицитным сырьем карбид кальция, из которого получается ацетилен. А потребление ацетилена очень велико: он идет для газовой сварки, резки, пайки, нагрева трубок при гнутье.
Решили использовать соседство крекинг-завода и заменить ацетилен крекинг-газом. В центральной заводской лаборатории, руководимой были проведены экспериментальные работы по резке металлов, пайке тугоплавкими припоями, сварке алюминиевых сплавов. Опыт полностью подтвердил расчеты инженеров.
Для подогрева крекинг-газом трубок при гнутье и выплавления из них канифоли работниками сварочной лаборатории была изготовлена легкая и удобная горелка-пистолет с инжектированием воздуха.
При сварке черных металлов по предложению в ацетилен добавлялось 30–40 процентов крекинг-газа. Это сократило расход очень дефицитного ацетилена на 50–60 процентов.
В стойках шасси медные втулки. Чем их заменить? Металлурги завода, конструкторы и технологи развернули исследовательские, поисковые работы: вели подбор чугуна, отработку технологии, испытания. И наконец, решение было принято — ставить вместо медных чугунные втулки. Риск. Но риск ради главного — обеспечения фронта самолетами.
Самолет требовал большого количества казеинового клея, которого не было. Тогда работники центральной заводской лаборатории после долгих поисков и испытаний разработали рецептуру и внедрили в производство два клея из местных материалов, дав им названия: клей А — саратовский с каустической содой и клей Б — саратовский с кальцинированной содой.
Заводы-поставщики готовых изделий перебазировались в глубь страны. Не хватает различных кранов, шприцев, фильтров, отстойников. Ждать их получения — значит сорвать поставку фронту самолетов. Осваивают изготовление всего этого на заводе.
В мастерских и цехах в короткие сроки организовали производство всех деталей, агрегатов, которых требует сборка самолета и невозможно получить со стороны.
Все чаще выходят из строя токарные и револьверные станки: нет подшипников. Изготовили кольца подшипников из текстолита (вместо бронзы), а наружные обоймы — из стали.
В инструментальных цехах освоили сотни наименований различного режущего и измерительного инструмента, было внедрено газовое цианирование с использованием метана, что значительно повысило стойкость инструмента и увеличило скорости резания.
Если начинаются перебои в снабжении двигателей, радиаторов, шасси и других деталей, то идет монтаж машин по макетам, применяют макетные двигатели, радиаторы, шасси и другие изделия, а как только поступают изделия, их сразу устанавливают вместо макетов. В итоге не потерян ритм производства.
И так далее и тому подобное.
Итого:За время войны в СССР было освоено и пущено в серийное производство, включая модернизацию,
25 новых типов самолетов. В то же время Германия
смогла наладить массовый выпуск лишь одного нового истребителя ФВ-190 и осуществить несколько модификаций самолетов
Me-109 и
Ю-88.
Отредактировано: Vstarik - 20 мар 2016 19:24:28