Цитата: Gosh от 01.01.2010 17:28:46
Мы же вроде развал СССР обсуждали - вот и смотрим как жила страна перед этим.
Последние 5 лет, говорите? Долг начал возникать гораздо раньше. Уже в 1985-ом он был 30 миллиардов.
А потом цены на нефть еще подупали - и привет.
Проблемы в экономике у нас даже сейчас совершенно не такие, как в других странах. А тогда тем более..
ну то есть вы по существу уже ответить не можете что-ли??
А если можете - расскажите что именно вас смутило в моем упоминании о небоевых/бестолковых потерях 41-ого года, что в этом недостоверного?
Давайте про СССР 1970-80-х (нефть, колбаса, магазины, долги) - в спецветке - см. прошлая страница!
Ответ: не нужно сильно упрощать и абстрагироваться - найти один ответ на все вопросы (После Финской войны весь мир поверили в слабость Красной Армии и поэтому Гитлер решился на войну с СССР!). Это - пропаганда, а не поиск ответов на исторические вопросы во всех аспектах. Откуда берется Резунская Своровщина - да из закрытых британских архивов, деза Гитлеру 1940-41 гг лайтверсия, попсовая. Про финскую войну - нужно взять учебные (для военных) описания планов Мерецкова и Шапошниквоа и после их прочтения - построить сравнительную таблицу и т.п.
Важная проблема Финской войны - хреновая логистика - по ж/д на территории Карело-Финской СССР, кроме перешейка (где были эти все линии Маннергейма и Энкиля). Другая проблема - прикрытие РРКА района Мурманска и Мончергорска от возможного десанта англо-французов сотоварищи - которые могли регулярно пробовать бомбить Кировскую железку - сначала авианосной авиацией. А потом - с аэродромов Финляндии/Швеции/Норвегии.
Да,и учтите, намечался удар англо-французов с юга по Баку! Как вариант рассматривался дружеское участие Турции и проход эскадры в Черное море! А генштаб - он за весь Наркомат Обороны СССР и всю территорию отвечает! Так что создавать безумный перевес накануне декабря 1939 на перешейке, оголяя другие направления - Генштабу было не с руки. Когда стало можно - то перебросили - и раздолбали! Там возникает вопрос - а можно было ли Карельский перешеек обойти Севернее Ладожского озера!? Позволяли ли дороги (железки там по карте вроде нет) снабжать эту группировку на территории Финляндии грузовиками и т.п. мелочи, которые опредляют победу/поражение на этапах
Про южный фланг СССР : гуглю навскидку и вот оно:
http://www.anaga.ru/…2/1940.htmПрактически сразу же после начала войны Германии с Польшей, в которой СССР принимал участие с 17 сентября 1939 года, проявились внимание англо-французских союзников к бакинским нефтепромыслам и поиск возможных путей к выводу их из строя.
К началу второй мировой войны бакинская нефтяная промышленность давала 80% высокосортного авиационного бензина, 90% лигроина и керосина, 96% автотракторных масел от общего их производства в СССР. Теоретическая возможность нападения с воздуха на советские нефтяные месторождения впервые была рассмотрена уже в сентябре 1939 офицером связи между генштабом и МИДом Франции подполковником Полем де Виллелюмом.
А 10 октября министр финансов Франции Поль Рейно поставил перед ним конкретный вопрос: в состоянии ли французские ВВС «подвергнуть бомбардировке из Сирии нефтеразработки и нефтеперерабатывающие заводы на Кавказе». В Париже имелось в виду, что эти планы должны осуществляться в тесном сотрудничестве с англичанами. Посол США в Париже Уильям К. Буллит, бывший, кстати, в свое время первым послом США в СССР, также был извещен об этих планах главой французского правительства Эдуардом Даладье и другими французскими политиками
в связи с подписанием 19 октября 1939 г. договора о взаимной помощи между Англией, Францией и Турцией. Он телеграфировал в Вашингтон об обсуждении в Париже возможности «бомбардировок и разрушения Баку». Хотя французы и согласовывали свои планы с англичанами, последние ненамного отстали от них в разработке своих аналогичных проектов.
11 января 1940 г. английское посольство в Москве сообщало, что акция на Кавказе может «поставить Россию на колени в кратчайшие сроки», а разбомбление кавказских нефтепромыслов способно нанести СССР «нокаутирующий удар».
http://www.sultanov.…ge_03.htmlХолодная война вокруг бакинской нефти в предвоенные годы.В 1939 г. в английский журнал "Восточная Европа и современная Россия" отмечал: "Власть, которая укрепится на перешейке (Кавказском. - Авт.), может затормозить большую волжскую артерию, ведущую в Центральную Россию, и держать под контролем урезанное государство сегодняшней Великороссии. Одновременно данная власть будет иметь значительные возможности подхода к Персидскому заливу, Ираку и иранским нефтяным полям. Ни одна мировая держава не может позволить, чтобы какая-нибудь новая мировая держава укрепилась на Кавказском перешейке. Было бы выгодно для всех заинтересованных держав, а именно: Турции, Англии, Украины, "стран оси", а также урезанной Великороссии создание и признание союза государств (Грузия, Армения и Дагестан), Кавказский союз государств можно было бы нейтрализовать путем согласия между заинтересованными державами, как великими, так и малыми"...
В конце октября 1939 г. вопрос о бомбардировке азербайджанской столицы рассматривался и британским военным кабинетом. Но к этому времени в Лондоне к идее нанесения бомбовых ударов несколько охладели. В частности, оптимизм сторонников бомбежек не разделяли премьер Н.Чемберлен и военно-морской министр У.Черчилль, которые взамен предлагали направить подводные лодки в Черное море, чтобы прервать морскую перевозку нефти. Были активные противники этой идеи и среди французов. Генерал де Голль, например, в годы войны и после нее резко критиковал бредовые планы "некоторых горячих голов", которые вместо того, чтобы противостоять Берлину, думали, как разрушить бакинские нефтепромыслы.
В январе 1940 г. французское правительство поручило генералу Гамелену и адмиралу Дарлану разработать план возможной интервенции с целью разрушения русских нефтеразработок. В докладе, представленном 22 февраля 1940 г., приводились сведения о том, что Баку дает 75 проц. всей нефти СССР, лишившись которой "Советы окажутся в кризисной ситуации". В другом документе, разработанном начальниками штабов в марте 1940 г., отмечалось: "Фундаментальной слабостью русской экономики является зависимость от поставок нефти с Кавказа. От них зависят вооруженные силы и русское сельское хозяйство".
"Баку отстоит от турецкой границы на 500 км, и большую часть этой территории занимает Американское плато - высокогорный район, бедный и лишенный коммуникаций, не подходящий для наземного наступления из Турции, - подчеркивалось в докладной записке Гамелена. - Наземные действия возможны только из северо-западного района Ирана. Но они потребовали бы, с одной стороны, согласия Ирана, с другой стороны, перевозки к исходным позициям значительного количества союзных войск, так как силы, которыми располагает Иран в этом районе, совершенно недостаточны для проведения намечаемой операции. Ввиду различных указанных затруднений в отношении наземных операций следует планировать воздушное нападение на Баку... Действия авиации против Баку должны базироваться: или на Турцию - район Диярбакыр-Ван-Эрзурум, или на Иран, или на Сирию и Ирак".
Одновременно с подготовкой нападения на СССР с севера западные державы активно готовили и удар с юга.
19 января 1940 г. французское правительство предложило генералу Гамелену и адмиралу Дарлану разработать план "непосредственного вторжения на Кавказ". Этот план, получивший впоследствии название "Южного", предусматривал нападение на СССР со стороны Балкан и Ближнего Востока. Французское командование считало даже, что "Южный план" сулит больше перспектив, чем нападение с севера. Как заявил генерал Гамелен, "при реализации "Южного плана" общий театр военных действий чрезвычайно расширится: Югославия, Румыния, Греция и Турция дадут нам подкрепления в размере 100 дивизий. Швеция же и Норвегия могут дать не более 10 дивизий". Он предложил в первую очередь "бомбардировать нефтяные вышки Баку и нефтеочистительные заводы в Батуми".Нападение английской и французской авиации на советские нефтепромыслы предполагалось осуществить с турецких аэродромов. Французский посол в Анкаре Массильи сообщил своему министерству иностранных дел, что не ожидает каких-либо препятствий со стороны турецкого правительства в организации нападения на СССР. При этом Массильи ссылался на разговор с главой МИД Турции Сараджоглу, показавшим ему телеграмму, в которой турецкий посол в Москве излагал содержание своей беседы с американским послом. Последний доверительно поведал турецкому коллеге, что СССР якобы чрезвычайно озабочен "опасностью бомбардировки и пожара в нефтяном районе Баку" и что в случае бомбардировки возникнет гигантский пожар, который может очень далеко распространиться. "Пройдут месяцы, - говорил он, - пока удастся потушить пожар, и годы, пока можно будет снова организовать добычу". Массильи в ответ высказал мнение, что современным бомбардировщикам, безусловно, под силу подобная задача, но, чтобы достичь Баку, им необходимо пролетать над территорией Турции или Ирана. "Вы, стало быть, опасаетесь возражений Ирана?" - спросил турецкий министр, из чего Массильи понял, что со стороны Турции возражений не будет.
В феврале 1990 г. английская газета "Индепендент" сообщала - "МИД Великобритании решил закрыть доступ общественности к документу пятидесятилетней давности, содержавшему планы проведения английскими спецслужбами кампании дестабилизации в южных советских республиках". Соответствующим решением секретность этого документа (в отличие от других, рассекречивавшихся согласно правилам о сроках давности) была продлена до 2015 года. Т.е. речь шла о документе 1940 года. По данным той же газеты, в этом документе предлагалось использовать враждебные настроения среди мусульман и других нерусских народов в отношении русских с помощью агентов английской разведки в Армении, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане и Таджикистане", - пишет А.Дроздов.
http://www.airforce.…casus2.htmХранить в закрытом сейфе
Предписывается принимать особые меры для обеспечения секретности данного документа
Военный кабинет Комитет начальников штабов
ОБ УЯЗВИМОСТИ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ РАЙОНОВ РОССИИ
Препровождение министра:
1. Прилагаемая копия письма министра снабжения министру иностранных дел по распоряжению министра координации обороны направляется начальникам штабов на рассмотрение.
2. В предвидении указаний, которые должны последовать от начальников штабов, копии этого письма высылаются:
а) в адрес объединенного разведывательного подкомитета для проверки изложенных фактов, и
б) в адрес объединенного подкомитета по планированию с целью изучения стратегической стороны данной проблемы и подготовки проекта доклада.
Ричмонд-терес, Юго-запад, I. Подпись: Г. Л. Исмей 6 ноября 1939 г.
КОПИЯ ПИСЬМА МИНИСТРА СНАБЖЕНИЯ МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
от 31 октября 1939 г.
«...Я полагаю, что в армиях многих государств заведен порядок, предусматривающий составление перечня целей, подлежащих первоочередной бомбардировке силами своей авиации. Я думаю, что почти во всех случаях по общепринятому убеждению в качестве цели № 1 указываются запасы нефти. Мне бы хотелось знать, исследовался ли Вами подобный вопрос в отношении СССР и вопрос об уязвимости его нефтяных источников.
Говоря в общем, в СССР имеется три основных центра добычи нефти:
Баку, Грозный и Майкоп. По своему значению они располагаются в том порядке, в каком я их назвал: Баку является самым крупным, а Майкоп — относительно меньшим.
Ниже я предлагаю расчет, в котором указано соответственное удаление этих центров от северных и восточных границ Турции и от северных границ Ирана. Я имею в виду не точную географическую линию границы, а более или менее крупные населенные пункты, расположенные преимущественно на железнодорожных магистралях, как наиболее подходящие места, где бы можно было создать аэродромы. Мне неизвестны сведения, которыми располагает наш генеральный штаб об этом сравнительно редко посещаемом районе мира. Тем не менее я считаю, что чрезвычайно важно иметь в наших руках своего рода козырь при осуществлении сделок с СССР и мне кажется, что изучение нашим генеральным штабом совместно с иранским генеральным штабом вопроса, касающегося, скажем, возможности уничтожения нефтяных источников, могло бы оказаться очень эффективным средством устрашения. Если уничтожить русские нефтепромыслы (а все они представляют собой разработки фонтанирующего типа и поэтому могут быть очень легко разрушены), нефти лишится не только Россия, но и любой союзник России, который надеется получить ее у этой страны.
Захват или разрушение противником любого крупного русского города, в частности Ленинграда, может оказаться сигналом для начала антикоммунистических выступлений внутри страны. В подобной же степени проникновение противника в район Черного моря создаст угрозу таким городам, как Майкоп, Грозный и Баку.
Принимая во внимание эти соображения, я вновь хочу подчеркнуть всю важность северной границы Ирана и ее «абсурдной» близости к крупным нефтедобывающим центрам, каковыми являются Баку, Грозный и Майкоп.
Я не привожу в своих расчетах соответственных расстояний от границ Афганистана, поскольку эта расстояния более значительны и поскольку мне кажется, что для обеспечения контакта с территорией СССР, при наличии дружественного к нам отношения со стороны Персии, ее северную границу можно будет подготовить намного легче, чем долину Аму-Дарьи.
Приношу свои извинения за столь многословное послание. Это письмо написано в [реалистическом духе и написал его человек, который потратил очень много времени (курсив наш. — О. Р.) на изучение данной проблемы и пришел к убеждению в необходимости иметь "определенную возможность, позволяющую лишить своего потенциального противника «карбюратора», питающего весь его механизм".
Расстояния до основных районов нефтедобычи СССР от некоторых пограничных пунктов Турции и Ирана
Баку—Игдыр (Иран) около 144 миль
Баку — Ардебиль (Иран) » 168 »
Баку — Карс (Турция) » 360 »
Баку — Игдыр (Турция) » 312 »
Грозный — Ирандиби (Иран) » 336 »
Грозный — Карс (Турция) » 235 »
Майкоп — Ирандиби (Иран) » 516 »
Майкоп — Трабзон (Турция) » 255 »
(Документ приводится по : Вторая война и современность, М., 1972)
ИЗ ЗАПИСКИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФРАНЦУЗСКИМИ ВОЙСКАМИ В ВОСТОЧНОМ РАЙОНЕ СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ
ГЕНЕРАЛА АРМИИ ВЕЙГАНА ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ СУХОПУТНЫМИ ВОЙСКАМИ ГЕНЕРАЛУ ГАМЕЛЕНУ И ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ВОЗДУШНЫМ ФЛОТОМ ГЕНЕРАЛУ ВЮЙЕМЭНУ О ПЛАНЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ОПЕРАЦИИ ПО БОМБАРДИРОВКЕ НЕФТЯНЫХ РАЙОНОВ СССР НА КАВКАЗЕ
17 апреля 1940 г.
В результате подготовительной работы по разработке плана операции бомбардировки нефтяных районов Кавказа представляется возможным определить сроки исполнения операции.
Политические условия. Никаких сроков в этом плане не может быть предусмотрено. Операция не связана с заключением каких-либо договоров, тем более это соглашение с Турцией недостижимо.
Французский посол в Турции информировал правительство о сложившихся по этому поводу обстоятельствах. В настоящее время невозможно получить ни разрешение на полеты над территорией Турции, ни тем более на использование [ее] территории как трамплина. Ожидать какую-либо , помощь также невозможно. Необходимое можно перевезти по железной дороге на линии Алеппо-Ниссибин без предварительных согласовании. Наиболее ранние соглашения предусматривают пользование этой дорогой на всем ее протяжении, включая участок дороги, проходящий по территории Турции.
Определение сроков:
а) подготовка аэродромов. В этом сезоне предстоит выполнить небольшой объем работ, предполагаемый срок— 15 дней;
б) работы на железной дороге и по оборудованию депо (стрелки, рельсы, мотки железной проволоки), срок—15— 20 дней;
в) для транспортировки французских грузов—горючего, боеприпасов, войск и обоза—потребуется 56 поездов. При отправлении 4 поездов в сутки перевозки займут 15 дней.
То же самое для английских грузов.
Таким образом, всего 30 дней.
В общей сложности, считая, что работы, указанные в пунктах «а» и «б», будут выполнены одновременно, необходимо минимум 45-50 дней. И это при условии, что железнодорожное оборудование и снаряжение (английское и французское) прибудут без опозданий.
Кроме того, необходимо предусмотреть время на установку оборудования и на прибытие бомбардировочной авиации. Это время не включено в указанные сроки.
Что касается французских воздушных соединений, то необходимо отметить, что ни одно из них еще не прибыло на место. Возможно, что группа «Фарманов», давно используемая в авиации, сможет быстро прибыть на место. Но с другой стороны, на аэродроме в Леванте еще только приступают к приему бомбардировщиков типа «Гленн-Мартин», предназначенных для комплектования французских групп. Даже в инструкциях верховного командования воздушных сил предусматривается от двух с половиной до трех месяцев на обучение и ознакомление с оперативными планами пилотов для обеспечения максимального использования материальной части.
Весьма возможно, что другие группы, укомплектованные самолетами «Гленн-Мартин» и ожидаемые в метрополии и Северной Африке, находятся в аналогичном положении.
Заместитель командующего британскими воздушными силами в Мидл-Исте (Средний Восток А.С.) затрудняется в определении сроков готовности, так как до сих пор не получил самолетов.
Необходимо добавить, что при обсуждении сроков подготовки к операции не затрагивается техническая сторона. Последняя включает фотографирование, выбор цели и бомб соответствующего калибра, то есть все то, что может повлиять на продолжительность сроков подготовки. Чтобы не ошибиться, срок завершения подготовки операции лучше всего назначить на конец июня—начало июля, тем более что предпринять операцию можно будет лишь при условии полного завершения всех подготовительных работ. Только таким путем техника будет использована максимально и можно будет получить значительные и наиболее быстрые результаты.
Операция должна быть проведена массированными налетами в течение нескольких дней. Бомбардировке должны подвергнуться лишь те объекты, уничтожение или поджог которых признаны наиболее эффективными.
Главнокомандующий французскими войсками в восточном районе Средиземного моря
Вейган
ЦА ФСК России, перевод с французского.
Подобный план «Riр» (бомбардировки нефтяных районов Кавказа) был разработан французским командованием весной 1940 г.
Аналогичный план—«МА-6» был составлен и английским командованием. Как французское, так и английское командование полагали, что для нанесения воздушного удара по советским нефтепромыслам и городам Кавказа будет достаточно 90—100 самолетов, из них 5 групп—американского производства «Гленн-Мартин» и 4 группы—английских бомбардировщиков «Блэнхейм». Бомбардировки планировалось осуществлять днем и ночью с различных высот. Баку рассчитывали рузрушить за 15 дней, Грозный—за 12, Батуми—за 1,5 дня. По прогнозам авторов плана «МА-6», сторонников доктрины Дуэ, «успех операции мог решить судьбу всей войны».
20 марта 1940 г. в Алеппо (Сирия) состоялось совещание представителей французского и английского командований в Леванте, на котором отмечалось, что к июню 1940 г. будет закончено строительство 20 аэродромов первой категории. 17 апреля 1940 г. Вейган доносил Гамелену, что подготовка воздушного удара будет завершена к концу июня — началу июля.
(Документ приводится по: Органы государственной безопасности…, Т.1)
Отредактировано: КиевлянинЪ - 01 янв 2010 18:50:20
Продажа копирайтов на фьючерсы по креативу (с) МОЕ
Если вы хотите "ВСЕЛЕНСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ" -- то дождитесь Армагеддона и Страшного Суда!.. (с) мое
«Хозяин земли русской есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус — это все одно) — и так б