Из беседы В.Фалина с корр. РИА "Новости" Виктора ЛитовкинаВалентин Фалин
С 1942 года контакты спецслужб Великобритании и Соединенных Штатов с влиятельными кругами внутри Германии приняли систематический и глубокий характер. Можно указать на встречи начальника британской разведки Мензиса с руководителем немецкой военной разведки Канарисом на территории Франции. По некоторым данным, с Канарисом встречался и руководитель Управления стратегических служб США Донован . Сначала в Испании, затем в Турции. Конечно, они говорили не о погоде. Лейтмотив тайных контактов - как упредить выход СССР за пределы своих довоенных границ. Готовилась почва для кооперации между западными державами и нацистскими генералами, метившими в преемники Гитлера.
Летом 1943 года Управление стратегических служб США изучало возможность и целесообразность «поворота против него (Советского Союза) всей мощи еще сильной Германии» (меморандум Донована от 20 августа 1943 года). Тогда же встретились начальники штабов США и Великобритании, чтобы обсудить среди прочего тему: «Не помогут ли немцы вступлению англо-американских войск на территорию Германии, чтобы дать отпор русским». Так гласит параграф 9 протокола «Военные соображения в отношениях с Россией», что велся по ходу заседания генштабистов. Документ хранится в Национальном архиве США.
Вспомним, был август 1943 года. Курская битва еще не закончилась. А наши союзники примеряли, не пробил ли час развалить антигитлеровскую коалицию, открыть вместо второго фронта против нацистской Германии совместный англо-американо-германский фронт против Советского Союза.
. . .
Вернемся к вопросу: могла ли война завершиться в Европе в 1943 году? Констатирую: могла. И если этого не случилось, то причина тому в стремлении США и особенно Великобритании переиграть СССР не в борьбе с нацистской Германией, а при выстраивании послевоенного миропорядка. Издержки мало волновали Лондон и Вашингтон.
Сколько погибло людей на фронте, в концлагерях и в тылу в 1944-1945 годах, с трудом поддается подсчету. Освенцим заработал на полную человеконенавистническую мощность с конца 1943-го - начала 1944 года. Массовые казни в Заксенхаузене, Бухенвальде, Майданеке, Дахау и в других лагерях смерти приходятся на это же время. Под бомбами в самой Германии в 1944-1945 годах погибло до полумиллиона человек. Общие безвозвратные потери советских вооруженных сил в 1943-1945 годах составили более 4 миллионов, из них около 2,5 миллиона пришлись на последние два года войны. Минимум полтора миллиона советских граждан стали жертвами оккупантов с их политикой выжженной земли. Итого, затягивание войны обошлось народам Европы, да и не только Европы в 8 - 10 миллионов жизней.
И последнее. Не успели высохнуть чернила подписей, которыми были скреплены Ялтинские соглашения, как за спиной Рузвельта в США и под водительством Черчилля на Альбионе грянула атака на антигитлеровскую коалицию. Британский премьер отдал приказ складировать трофейное немецкое оружие для его возможного использования в войне против СССР
Тегеранская конференция. 28 ноября – 1 декабря 1943 г.Запись разговора И.В. Сталина с Ф.Рузвельтом во время ужина у президента США
28 ноября 1943 года Сталин cказал Рузвельту, что требование безоговорочной капитуляции со стороны союзников подхлестывает людей во вражеских армиях, заставляя их сражаться с ожесточением, так как безоговорочная капитуляция им кажется оскорбительной. Поэтому он, Сталин, хотел бы знать, что думает Рузвельт по поводу того, чтобы разработать вопрос о том, что означает "безоговорочная капитуляция", то есть определить, какое количество оружия, средств транспорта и т.д. должен выдать противник, и затем огласить эти условия, не называя их безоговорочной капитуляцией.
Рузвельт не дал определенного ответа на этот вопрос, перейдя к рассказу о том, как он учился и жил в Германии в юношеские годы.
Иден, сидевший недалеко от Сталина, внимательно выслушал поставленный им вопрос.
Выверено по изданию: Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Том II. Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (28 ноября – 1 декабря 1943 г.) М.: Издательство политической литературы, 1984.
P.S.
Сталин, явно не желая лить лишнюю кровь, а так же, вероятно в курсе возни союзников у себя за спиной, прозондировал реакцию Рузвельта и Идена на тему "безоговорочной капитуляции".
Тем более, задержка с открытием "второго фронта" далеко не случайность. Наши "союзнички" ждали когда у русских иссякнут ресурсы.
1942 год, год Сталинграда, переломный год - де Голль Сталину :
"ресурсы и транспортные возможности Сражающейся Франции и её Империи — в распоряжении всех союзников, включая СССР. Полагаю, мы сможем частично компенсировать странное решение Черчилля и Рузвельта приостановить северные конвои...".(Алексей Морозов, Алексей Чичкин)