Цитата: novoros
Третья ступень Циклона-4 - это действительная новая ступень, но совсем не идеальна. Да, выглядит интересно - такой себе воланчик - снизу выступает сопло, а сверху видна полусфера бака (вот очень близкое подобие - тыц).
Давайте сразу не будем забывать, что это не просто 3-я ступень, фактически разгонный блок, с многократным включением ДУ и достаточно долгим пребыванием в космосе на переходных орбитах. последнее требует наличия теплоизоляции (не путать с теплозащитным покрытием)по всей поверхности топливного отсека, что уже исключает несущую конструкцию баков ( сорвет нахрен при полете в атмосфере). На предложенной Вами картинке такая изоляция просматривается.
ЦитатаТакая компоновка была предложена отделом, которому вменялось в обязанности разработка данной ступени. Отдел, в котором работали очень авторитетные и заслуженные товарищи.
Такая компоновка разработана не отделом, которому поручена разработка какой-то там ступени, а отделом, который назначен головным проектным отделом по всему комплексу, так как разработка отдельного узла, тем более новой ступени , невозможна без оценки ее влияния на весь РК и влияния всего РК на схемно-конструкивные решения по конкретной ступени.
Цитата Но, был и второй вариант ступени, проект которого предложили не столь "заслуженные" товарищи с нескольких отделов КБ. Но он был не до конца просчитан/доработан. Поэтому, использую неточности во втором проекте, авторитетные и заслуженные товарищи смогли задвинуть проект во время проведения конкурса на третью ступень.
Как-то странно звучит - конкурс. ??? Внутри одного предприятия? Думаю, что можно говорить не о конкурсе, а о рассмотрении альтернативных вариантов на стадии раннего проектирования (еще до ЭП), что всегда делается. Окончательное решение принимает Генеральный конструктор на основе представленных материалов и проведения НТС предприятия, различных заключений и , в том числе, индивидуальных мнений ведущих пециалстов не из отдела-проектанта.
ЦитатаНе победивший вариант третьей степени Циклона-4 должен был состоять из двух блоков, соединенных переходной фермой (насколько я могу судить, он должен был иметь примерно такой вид - тыц).
На этой картинке нарисована 2-я (или 3-я ступень, как их там правильно считать пусть меня поправят) Союза, которая является маршевой ступенью с однократным включением ДУ и коротким временем функционирования (отделилась от нижней ступени, запустила двигатель, выработала запас рабочий топлива. отделилась от верхушки и все ... пошла умирать). Сужу по индексу двигателя , указанного на картинке. Его тяга порядка 30 тонн, а значит, запас топлива там гораздо больше, чем на 3-й ступеньке Циклона-4, и можно говорить о несущем ТО, там криогенный компонент (жидкий кислород), поэтому и раздельные баки.
ЦитатаПроблема победившего варианта третьей степени Циклона-4 состоит в нерациональной компоновки - большая часть внутреннего объема под головным обтекателем не используется, а осуществляет функцию транспортировки воздуха на орбиту.
Здесь Вы путаете причину со следствием. Не компоновка 3-й ступени определила увеличенный диаметр обтекателя и увеличение свободного объема под ним, а требования-желания увеличить этот самый объем привело (не только это, но в том числе) к принятой компоновке этой самой ступени. Насколько помню, всегда была бадяга между разработчиками РН и КА, на тему недостаточности размеров зоны полезного груза. В свое время Зенит обзывали БелАЗом с багажником от Запорожца вместо кузова. На что, правда, разработчики его говорили: "Надо уметь правильно делать спутники".
. Тот же Зенит наземного старта имеет надкалиберный обтекатель именно для увеличения располагаемого объема под ПН.
Вот тут можно увидеть зоны ПН Циклона-4:
http://www.yuzhnoye.…/cyclone-4И где там неиспользуемый объем? То, что некоторые Ка будут там слишком свободно сидеть, дык, не делать же под каждый аппарат свой обтекатель (это очень сложный узел, требующий большого объема отработки, в том числе и в лете).
Цитата Например, корпус РН Циклон-4 не является стенкой бака третьей ступени - бак помещен внутри корпуса, что утяжелило степень, а значит уменьшило массу полезного груза, который можно вывести на орбиту.
Если Вы посмотрите на компоновку Циклона-3, то увидите то самое же, нет там несущего ТО:
http://www.yuzhnoye.…/cyclone-3И так принято практически на всех РН из-за:
1. То что говорил. Длительное пребывание в космосе требует теплоизоляции - ЭВТИ (экранно-вакуумная теплоизоляция), которая представляет собой многослойный пакет 9несколько десятков слоев) металлизированной полиэтиле-тере-фтолатной пленки (поправьте, кто знает, мне лень вспоминать, как она правильно называется), очень похожей на красивую упаковку праздничных букетов у цветочниц. Такая ЭВТИ будет снесена набегающим потоком при полете РН на атмосферном участке.
2. По моей оценке, потребный запас топлива на 3-й ступени таков (тут я кое-что вспомнил, кое-что подглядел, кое-что прикинул на пальцах), что требует объема баков 5,5 куб. м для АТ (окислитель) и 4, 5 для НДМГ (горючее). Если представить эти бачки в виде сферы, то получим сферы диаметром 2, 2 метра для окислителя и 2,0 метра для горючего. Даже если это будет единый ТО с промежуточным днищем (эти компоненты топлива позволяют), то будем иметь сферу диаметром 2,7 метра. Как можно тогда сделать цилиндрический топливный отсек диаметром 3 метра (диаметр Циклона)?
ЦитатаДругой пример - из-за тупизма президента и прочих, пришлось использовать хартроновские датчики, которые оказались в 2 раза тяжелее отработанных российских.
Тут тоже несколько моментов:
1. Циклон-4 - конкурент России (Союз на Куру, да и бразильянов Россия не прочь подписать под свои ракеты).
2. Внешняя политика Украины такова, что Россия вынуждена максимально сокращать сотрудничество не только в ВПК, но и по всем областям высоких технологий. У того же Циклона-4 есть еще проблемы по поставкам российской пиротехники (а другой нет), разработке наземного комплекса (ЦКБТМ - это Россия).
3. Циклон-4 во многом политический проект, типа, мы хохлы и без москалей в космос летать сможем, поэтому идет установка на максимальную украинизацию комплекса.[/quote]
ЦитатаИ еще: осенью во время проведения стат. испытаний, произошел разрыв обшивки топливного отсека первой ступени, на это ушло 1,5-2 секунды, за которые несколько десятков тонн воды вылились на пол зала, где проходили испытания. Причина? Или заводской брак, или не качественный материал обшивки. Значительная часть материалов поставляется из России. Так что делаем выводы.
А это то, о чем
говорили большевики я уже писал: большие проблемы в воссоздании производства. основанного на технологиях разработки 60-х годов. Более современная 3-я ступень гораздо легче в освоении производства, так как подписана под ныне имеющиеся возможности ЮМЗ. Тот же Зенит делают, потому. что его проиизводство почти не прекращалось и технологическая цепочка хоть и деградировала, но не утрачена.
ЦитатаРезюмируя сказано, добавлю - доработка/доводка третьей ступени продолжается до сих пор, и насколько она еще потяжелеет - неизвестно. Хотя уже сейчас мой начальник сказал однозначно: "Энергетики у нее почти не осталось".
Всю жизнь так было, так есть и так будет.
ЦитатаЗЫ. Не судите строго - я написал то, что слышал. Да и погружение в ракетную тематику у меня пару месяцев - сразу после окончания ВУЗа.
Дерзайте. Удачи.
ЗЫ. Свое сугубо личное мнение: Циклон-4 никогда не полетит, а если даже получится, он никогда не окажется востребованным, хотя бы на уровне Морского старта.
Но, я буду очень рад, если мой прогноз окажется ошибочным.
АТО - Антинародная Террористическая Операция