Дирижаблестроение в России: Утопия или новация?

108,961 536
 

Фильтр
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +239.26
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,477
Читатели: 7
Цитата: Прокруст от 10.01.2024 23:06:11А что закон куба/квадрата уже отменили?


А чем куб-квадрат поможет дирижаблю?

При масштабировании в 2 раза вверх объём оболочки растёт в 8 раз, а прочность конструкций лишь в 4 раза (площадь сечения). То есть чем больше дирижабль, тем больше в его массе составляет силовой набор и обшивка.

Есть некая польза от того, что "лоб" вырастает лишь в 4 раза при этом - можно объём топлива подсократить.

Но в сумме эти два параметра играют так:
* Для ближних расстояний куб-квадрат ухудшает показатели дирижабля
* Для дальний расстояний куб-квадрат улучшает показатели дирижабля

В итоге - там где дирижабли могут иметь смысл, на подвозе "на коротком плече" во всякие сложнодоступные места - именно там они от квадрата-куба проигрывают. А там где они от квадрата-куба выигрывают, на какой-нибудь условной транс-атлантике - они всё равно остаются "в пролёте" из-за низкой скорости, низковысотности/метеозависимости, и других проблем.
  • +0.06 / 2
  • АУ
Телеграфист
 
russia
Москва
55 лет
Слушатель
Карма: +0.60
Регистрация: 19.11.2021
Сообщений: 240
Читатели: 2
Цитата: osankin от 17.11.2023 11:50:40Российская Aerosmena будет строить огромные дирижабли в виде «летающей тарелки»

Вы все спорите о грузоподъемности и экономической эффективности, но с этим у всех дирижаблей все более-менее норм.
Основная проблема дирижаблей это огромная парусность, делающая дирижабль весьма зависимым от ветра, и крайне скромная мощность двигателя, призванного противодействовать воздействию ветра.
Видели ролики, как мотает при посадке в шторм пассажирские самолеты? И это при мощных двигателях, тяжелом и весьма хорошо обтекаемом планере. С дирижаблями все будет на порядки хуже. Почти все исторические дирижабли были разбиты при швартовке.  Фактически, взлет-посадка дирижаблей возможна только в полный штиль. Форма летающей тарелки помогеть дирижаблю весьма незначительно.
  • +0.10 / 4
  • АУ
Д. Петров
 
russia
Москва-Дагомыс
66 лет
Слушатель
Карма: +4.29
Регистрация: 30.11.2021
Сообщений: 370
Читатели: 0
Цитата: Фёдор144 от 11.01.2024 11:39:36да мне как-то пофигу ... катит сизиф  чет там или нет ... 
 
ваши хотелки примерно соответствуют воздушному крану ... а не дирижаблю ...
например реально построенному и испытанному Cargolifter CL75 AirCrane ... 
 
110 тыс кубов и 75 тонн грузоподъемности ... 
но там нет двигателей, топлива, экипажа ... его буксируют и управляют тросами ...

Двигатель мощностью как суммарная "Цеппелина" - 600 кг. Топлива на 10 часов - 5 тонн. Пара пилотов с кабиной и приборами - можно в 400 кг уложиться. Итого - 69 тонн грузоподъемности.
  • +0.00 / 0
  • АУ
Д. Петров
 
russia
Москва-Дагомыс
66 лет
Слушатель
Карма: +4.29
Регистрация: 30.11.2021
Сообщений: 370
Читатели: 0
Цитата: basilevs от 11.01.2024 12:50:03А чем куб-квадрат поможет дирижаблю?

При масштабировании в 2 раза вверх объём оболочки растёт в 8 раз, а прочность конструкций лишь в 4 раза (площадь сечения). То есть чем больше дирижабль, тем больше в его массе составляет силовой набор и обшивка.
...

Странная вещь сопромат - а у самолётов почему-то не так...
  • +0.00 / 0
  • АУ
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +1.06
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,445
Читатели: 1
Цитата: Д. Петров от 30.01.2024 04:35:43Странная вещь сопромат - а у самолётов почему-то не так...

И не говорите. Сопромат на всех один, сталь и прочая - тоже.
А максимальные размеры грузовиков, самолетов, подводных лодок, кораблей, ракет - почему-то разные. Как же так?
Отредактировано: Прокруст - 30 янв 2024 08:05:40
  • +0.03 / 1
  • АУ
Д. Петров
 
russia
Москва-Дагомыс
66 лет
Слушатель
Карма: +4.29
Регистрация: 30.11.2021
Сообщений: 370
Читатели: 0
Цитата: Прокруст от 30.01.2024 08:03:02И не говорите. Сопромат на всех один, сталь и прочая - тоже.
А максимальные размеры грузовиков, самолетов, подводных лодок, кораблей, ракет - почему-то разные. Как же так?

И не говорите. У Ан-225 отношение максимальной взлётной к пустому 3, а у Ан-26 1,5. Как же так?
  • -0.03 / 1
  • АУ
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +239.26
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,477
Читатели: 7
Цитата: Д. Петров от 30.01.2024 04:35:43Странная вещь сопромат - а у самолётов почему-то не так...


Не "почему-то", а потому что при масштабировании подъёмная сила крыльев растёт как квадрат линейных размеров (площать крыла), а собственная масса конструкций самолёта - как куб. Чем больше самолёт - тем меньше отношение полезной нагрузки к массе самолёта (что "сухой", что MTOW). Потому "закон квадрата-куба" и называется.

Вопрос зависимости массы силовых конструкций самолёта от потребной прочности при этом сильно менее актуальный. То, что мощность/тяга двигателей растёт почти как куб размера (тяга винтов и вентиляторов - нет, увы, там площадь) - помогает, но тоже не так чтобы всё в корне поменять.
  • +0.08 / 3
  • АУ
Senya
 
russia
55 лет
Слушатель
Карма: +324.50
Регистрация: 20.11.2008
Сообщений: 26,960
Читатели: 52

Глобальный Модератор
Цитата: basilevs от 30.01.2024 11:21:50Не "почему-то", а потому что при масштабировании подъёмная сила крыльев растёт как квадрат линейных размеров (площать крыла), а собственная масса конструкций самолёта - как куб. Чем больше самолёт - тем меньше отношение полезной нагрузки к массе самолёта (что "сухой", что MTOW). Потому "закон квадрата-куба" и называется.

Так почему и был задан вопрос, что Ан-225 при сухой массе 200 тонн может тащить 200 тонн груза и 200 тонн топлива, а Ан-26 при сухой массе 15 тонн только 6 тонн груза и 6 тонн топлива. Цифры приблизительные чисто для иллюстрации.
"Иван Грозный помещает на рабочий стол полученный от хана ярлык."(с) Не моё.
  • +0.07 / 6
  • АУ
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +239.26
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,477
Читатели: 7
Цитата: Senya от 30.01.2024 12:15:59Так почему и был задан вопрос, что Ан-225 при сухой массе 200 тонн может тащить 200 тонн груза и 200 тонн топлива, а Ан-26 при сухой массе 15 тонн только 6 тонн груза и 6 тонн топлива. Цифры приблизительные чисто для иллюстрации.


Ну, всё же сравнивать турбопроп и реактивный - не совсем корректно.

Видимо, потому же, почему Ан-124 на тех же двигателях (4 шт вместо 6 шт) тянет 120 тонн, при сухой массе 178 тонн. MTOW у Ан-225 640 тонн, у Ан-124 392 тонны - аккурат примерно по 100 тонн на двигатель. 100 тонн на 23 тонны тяги, что ~4,3 тонны на 1 тонну тяги. По длине фюзеляжа эти самолёты отличаются мало, а вот площадь крыла - 900 м2 и 628 м2 соответственно, существенно больше у Ан-225.

У Ан-225 почти никакой ресурс. Машина создавалась для редких перевозок уникальных грузов, а не для регулярных постоянных полётов. Потому и построена была в количестве полутора экземпляров. Максимальный груз свой везёт только на 4000 км. А Ан-124 и везёт дальше, и ресурс 50000 часов / 10000 полётов. Сравнение Ан-225 и Ан-124 интересно тем, что эти машины во многом унифицированы, эксплуатируются в схожих условиях.


Ещё занятно сравнить тут с Ан-72. 19 тонн сухая, 35 максимальная взлётная. 13 тонн тяги, что существенно ниже 4,3 тонны/тонну тяги у Ан-225/Ан-124. Но тут требование взлёта-посадки на грунт, укороченный взлёт и т.д. Это всё сильно утяжеляет планер и увеличивает требуемую тяговооружённость при той же грузоподъёмности.
Отредактировано: basilevs - 30 янв 2024 14:16:24
  • +0.15 / 6
  • АУ
Фёдор144
 
germany
Potsdam
57 лет
Слушатель
Карма: +141.28
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,188
Читатели: 4
Цитата: Д. Петров от 30.01.2024 04:07:03Двигатель мощностью как суммарная "Цеппелина" - 600 кг. Топлива на 10 часов - 5 тонн. Пара пилотов с кабиной и приборами - можно в 400 кг уложиться. Итого - 69 тонн грузоподъемности.

 
Cargolifter CL75 AirCrane имеет форму шара ... как только мы начнем его вытягивать или уплощать ... нам же лететь нужно ... далеко и долго ... сразу появится конструкция для закрепления нескольких шар-баллонов и двигателей ... ну и для перераспределения нагрузки ... полезет вверх масса оболочки ... 
 
дирижабль на 1000 км ... ну да ... именно такой и нужен шоб окончательно закопать стюардессу ...
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

учиться военному делу настоящим образом ... и скажите уже государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят ... пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся ...
  • +0.03 / 1
  • АУ
Д. Петров
 
russia
Москва-Дагомыс
66 лет
Слушатель
Карма: +4.29
Регистрация: 30.11.2021
Сообщений: 370
Читатели: 0
Цитата: Фёдор144 от 30.01.2024 14:22:29... 
 
дирижабль на 1000 км ... ну да ... именно такой и нужен шоб окончательно закопать стюардессу ...

А на сколько нужно? Через Атлантики летать это самолёты а тысячи тонн - корабли. А дирижабль замена вертолётам - и дальше утянет и больше.
  • -0.03 / 1
  • АУ
Д. Петров
 
russia
Москва-Дагомыс
66 лет
Слушатель
Карма: +4.29
Регистрация: 30.11.2021
Сообщений: 370
Читатели: 0
Цитата: basilevs от 30.01.2024 14:15:14... 

У Ан-225 почти никакой ресурс. Машина создавалась для редких перевозок уникальных грузов, а не для регулярных постоянных полётов. Потому и построена была в количестве полутора экземпляров. Максимальный груз свой везёт только на 4000 км. А Ан-124 и везёт дальше, и ресурс 50000 часов / 10000 полётов. Сравнение Ан-225 и Ан-124 интересно тем, что эти машины во многом унифицированы, эксплуатируются в схожих условиях.
...

Только  транспортировка блоков Ц "Энергии" требовала более 1000 полётов. Какой ресурс был по ТЗ не знаю.
  • +0.00 / 0
  • АУ
Фёдор144
 
germany
Potsdam
57 лет
Слушатель
Карма: +141.28
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,188
Читатели: 4
Цитата: Д. Петров от 30.01.2024 16:56:27А на сколько нужно? Через Атлантики летать это самолёты а тысячи тонн - корабли. А дирижабль замена вертолётам - и дальше утянет и больше.

 
ну есть нечто вертолетоподобное ... Zeppelin NT ... за 30 лет построили аж 6 штук ... развлекуха ... катают публику по кругу ... лошадки, блин ... не, пони ...
 
машинка легко масштабируется вверх в два-три раза по грузоподъемности, но никто ничего не сделал ... нет интереса ...
 
да даже простой, как двери Cargolifter CL75 AirCrane, казалось-бы начавший программу испытаний ... и показавший работоспособность в новых условиях ... оказался никому не нужен ...
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

учиться военному делу настоящим образом ... и скажите уже государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят ... пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся ...
  • +0.06 / 2
  • АУ
Фёдор144
 
germany
Potsdam
57 лет
Слушатель
Карма: +141.28
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,188
Читатели: 4
Цитата: Д. Петров от 30.01.2024 17:50:53Только  транспортировка блоков Ц "Энергии" требовала более 1000 полётов. Какой ресурс был по ТЗ не знаю.

 
1000 блоков - это сфероконина ... за какой период?
 
если 1-2 старта в год, то минимум на 500 лет хватило бы ресурса ...
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

учиться военному делу настоящим образом ... и скажите уже государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят ... пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
Д. Петров
 
russia
Москва-Дагомыс
66 лет
Слушатель
Карма: +4.29
Регистрация: 30.11.2021
Сообщений: 370
Читатели: 0
Цитата: Фёдор144 от 30.01.2024 18:28:311000 блоков - это сфероконина ... за какой период?
 
если 1-2 старта в год, то минимум на 500 лет хватило бы ресурса ...

Сфероконина у Вас. По ТЗ один орбитальный корабль 100 полётов. Велось изготовление 5 экземпляров с возможностью продолжения серии. Срок эксплуатации 10 лет. Доставка одного блока Ц минимум 2 полёта. 1000. И к ней плюсуем блоки к пускам с другими нагрузками, доставка ОК с завода на Байконур, изредка транспортировка ОК с запасных аэродромов. А то, что всё похерили это другое. СССР целиком похерили.
  • +0.00 / 0
  • АУ
Фёдор144
 
germany
Potsdam
57 лет
Слушатель
Карма: +141.28
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,188
Читатели: 4
Цитата: Д. Петров от 30.01.2024 18:44:08Сфероконина у Вас. По ТЗ один орбитальный корабль 100 полётов. Велось изготовление 5 экземпляров с возможностью продолжения серии. Срок эксплуатации 10 лет. Доставка одного блока Ц минимум 2 полёта. 1000. И к ней плюсуем блоки к пускам с другими нагрузками, доставка ОК с завода на Байконур, изредка транспортировка ОК с запасных аэродромов. А то, что всё похерили это другое. СССР целиком похерили.

 
вы написали "Только  транспортировка блоков Ц "Энергии" требовала более 1000 полётов." ... что еще нужно было возить обязательно на горбу мрии? челнок? ну так умножьте на 2-3 ... да хоть на 5 ... пусть будет на 1 старт = 5 полетов мрии ... 
 
поскольку затраты труда на один старт такого монстра у нас были существенно выше, чем у наших вероятных друзей, то осилить больше 1-2 стартов в год без существенного ущерба всей остальной космической программе было не возможно ... и все это прекрасно понимали ... вот и выходит, что ресурс самолета не был хоть сколько-нибудь значимым фактором ...
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

учиться военному делу настоящим образом ... и скажите уже государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят ... пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся ...
  • +0.07 / 3
  • АУ
Д. Петров
 
russia
Москва-Дагомыс
66 лет
Слушатель
Карма: +4.29
Регистрация: 30.11.2021
Сообщений: 370
Читатели: 0
Цитата: Фёдор144 от 30.01.2024 19:05:12вы написали "Только  транспортировка блоков Ц "Энергии" требовала более 1000 полётов." ... что еще нужно было возить обязательно на горбу мрии? челнок? ну так умножьте на 2-3 ... да хоть на 5 ... пусть будет на 1 старт = 5 полетов мрии ... 
 
поскольку затраты труда на один старт такого монстра у нас были существенно выше, чем у наших вероятных друзей, то осилить больше 1-2 стартов в год без существенного ущерба всей остальной космической программе было не возможно ... и все это прекрасно понимали ... вот и выходит, что ресурс самолета не был хоть сколько-нибудь значимым фактором ...

На основании чего вывод "поскольку затраты труда на один старт такого монстра у нас были существенно выше, чем у наших вероятных друзей"? Разработка была дешевле, чем у вероятных друзей. МБР, космические носители, самолёты были значительно дешевле, а затраты на один старт существенно выше? Но если продолжать, то в профильной теме.
  • +0.00 / 0
  • АУ
Фёдор144
 
germany
Potsdam
57 лет
Слушатель
Карма: +141.28
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,188
Читатели: 4
Цитата: Д. Петров от 30.01.2024 19:27:05На основании чего вывод "поскольку затраты труда на один старт такого монстра у нас были существенно выше, чем у наших вероятных друзей"? Разработка была дешевле, чем у вероятных друзей. МБР, космические носители, самолёты были значительно дешевле, а затраты на один старт существенно выше? Но если продолжать, то в профильной теме.

 
нам в хаи читали курс лекций по экономике отрасли и зависимости затрат труда от применяемых технологий ... ну и почему важен научно-технический прогресс ... он всегда выражается в снижении затрат труда на единицу продукции ... отсюда при сравнимой сложности и качестве исполнения работ, затраты труда в человеко-часах менее технологически развитой экономики всегда будут выше ... не в условных единицах оплаты, а именно в человеко-часах ...
 
и это касается не только непосредственно производства, но и всей цепочки - НИР, ОКР, испытания и т.д. 
  
повсеместное использование иностранного станочного парка в обсуждаемой отрасли несколько сглаживало технологическое отставание, но, ввиду превалирования непроизводственных затрат, не решало проблему ...
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

учиться военному делу настоящим образом ... и скажите уже государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят ... пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся ...
  • +0.04 / 2
  • АУ
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +1.06
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,445
Читатели: 1
Цитата: Фёдор144 от 30.01.2024 20:21:50затраты труда в человеко-часах менее технологически развитой экономики всегда будут выше ... не в условных единицах оплаты, а именно в человеко-часах ...

Теоретически да.
На практике мы видим как самолет Боинг  воткнулся в Землю, хотя человеко-часы были потрачены.
Команда Маска не самая большая по этим человека-часам и прочим ресурсам, но именно она лидирует по запускам.
Китай в экономике обходит Запад - просто более практично использует ресурсы.
  • -0.03 / 1
  • АУ
Фёдор144
 
germany
Potsdam
57 лет
Слушатель
Карма: +141.28
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,188
Читатели: 4
Цитата: Прокруст от 30.01.2024 21:14:45Теоретически да.
На практике мы видим как самолет Боинг  воткнулся в Землю, хотя человеко-часы были потрачены.
Команда Маска не самая большая по этим человека-часам и прочим ресурсам, но именно она лидирует по запускам.
Китай в экономике обходит Запад - просто более практично использует ресурсы.

 
да, можно много чего накопать и наинтерпретировать ... в огороде бузина ...
 
втыкание самолетов никакого отношения к технологичекому уровню не имеет ... обычная жадность и глупость ...
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

учиться военному делу настоящим образом ... и скажите уже государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят ... пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся ...
  • +0.04 / 2
  • АУ
Сейчас на ветке: 1, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 0, Ботов: 1