Мое - из темы "ЮВА и литературные исследования" - о платном школьном образовании.
***
Ранее родитель выбирал между:
А) найти спецшколу - подготовить ребенка - пройти конкурс - ребенок учится в спецшколе с большей нагрузкой и лучшим качеством обучения.
Б) ничего не делать, ребенок закончит обычную школу.
Теперь родитель выбирает между:
А) найти спецшколу - подготовить ребенка - пройти конкурс - ЗАПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ - ребенок учится в спецшколе с большей нагрузкой и лучшим качеством обучения, СЕМЬЯ ЭКОНОМИТ ДЕНЬГИ.
Б) ничего не делать, ребенок закончит обычную школу.
Ухудшение доступа к социальному лифту, таким образом, очевидно.
Теперь о деньгах.
Значит, мы зафиксировали, что плата за обучение со стороны ученика и родителей - аргумент слабого действия.
Учителям же да, надо приплачивать за ведение занятий в спецшколах, чтобы там собирались лучшие. Однако источник этих денег может быть разный: это могут быть родители, а может - государство. Но в обоих случаях можно организовать систему оплаты таким образом, чтобы учителя получали премии за достижения учеников - это организационная задача, вполне решаемая. Решение ее позволит мотивировать учителя давать лучшее обучение и проводить отбор учителей в спецшколах при любом варианте финансирования.
Раз качественное обучение можно организовать и при государственной, и при частно-финансируемой системе, то вопрос упирается только в то, кто платит деньги за спецшколы:
- либо платит государство, исключая имущественный ценз и позволяя поступить в спецшколу на основе исключительно конкурса знаний. Это требует больших госзатрат, зато дает талантливым детям дополнительный социальный лифт - более качественное школьное образование.
- либо платят родители, вследствие чего включаются механизмы имущественного ценза, и поступление в спецшколу становится функцией знаний + финансовых возможностей. Это не требует дополнительных госзатрат, зато затрудняет доступ к социальному лифту талантливым детям из небогатых семей, что усилит стратификацию общества на богатых хорошо образованных и бедных плохо образованных. Кроме того, это понизит уровень жизни таких небогатых семей.
Очевидно, что я за первый вариант, так как плюсы, которые получит страна от дополнительного социального лифта и полноценной реализации талантливых детей, вполне адекватны дополнительным государственным затратам. Кроме того, государство может и планировать приоритеты образования, гарантируя бесплатность только, например, в технических и физико-математических спецшколах.