Несмотря на задержки в поставках двигателей, SSJ завершит летные испытания до конца 2009 года
«Сухой» не видит альтернативы российско-французским двигателям SaM146 для самолета Sukhoi SuperJet 100 (SSJ), несмотря на серьезные задержки в их изготовлении. Об этом корреспонденту «Газеты» заявил Михаил Погосян, глава ОАО «Компания “Сухой”, владеющего производством SSJ.
“В России двигатели такого класса больше никто не производит. Украинский двигатель, который стоит на Ан-148 (Д-436-148 производства ОАО „Мотор Сыч“. — „Газета“), по своим характеристикам существенно уступает нашему двигателю. Использовать двигатель General Electric, который стоит на Bombardier и Embraer (CF-34. — „Газета“), экономически неоправданно. Мы должны довести до конца ту работу, которая уже сделана, куда вложены большие средства”, — сказал Погосян.
Напомним, что для регионального самолета SSJ-100 были специально созданы двигатели, часть которых собирается французской компанией SNECMA, а окончательное изготовление и установку на самолет осуществляет российское научно-производственное объединение “Сатурн”.
В минувшую пятницу на совещании в Хабаровске, которое проводил премьер-министр Владимир Путин, Погосян сообщил, что четвертый опытный образец SSJ-100 из-за задержки с производством двигателей, скорее всего, удастся собрать только в декабре, поэтому подключить его к испытаниям можно будет лишь в следующем году, а не в этом, как планировалось ранее. К тому же под угрозой оказалось серийное производство самолета.
Путин пообещал “поработать” с “Сатурном”, однако указал Погосяну, что программа SSJ должна быть выполнена в срок, то есть к концу 2009 года. Погосян отметил, что для завершения испытаний четвертый образец не обязателен и его программа будет перераспределена на первые три машины.
Анализируя причины сложившейся ситуации в интервью корреспонденту “Газеты”, он отметил, что заводу в Рыбинске в разное время не хватало то денег, то квалифицированного персонала. Сейчас эти проблемы решены, однако, видимо, не до конца.
“В данном случае работа не может быть сделана на 90%. Если ты сделал автомобиль на 90%, все равно ездить на нем нельзя”, — пояснил глава “Сухого”.
Он не стал называть сроки подъема в воздух четвертой машины, построенной еще в мае 2009 года, поскольку в авиастроении такие прогнозы делать не принято. “Boeing объявил за три дня до того, как не поднял самолет, перенеся подъем в третий раз, и не назвал, на сколько он сдвинул. Вот и я не буду”, — отшутился Погосян.
Вместе с тем он подчеркнул, что пока задержки “Сатурна” на сроки завершения испытаний SSJ никак не влияют. “Проект ни на сколько не сдвинется. Мы принимаем меры, чтобы компенсировать эти задержки”, — подчеркнул Михаил Погосян.
Как сообщил “Газете” директор программы SaM146 в научно-производственном объединении “Сатурн” Юрий Басюк, поставка двигателей на четвертый опытный самолет планируется в конце октября 2009 года, и переносить эти сроки пока не собираются. Он пояснил, что речь идет о поставке опытных двигателей, которые необходимы для получения сертификата на самолет. Сейчас проводятся испытания двигателя в составе самолета, то есть без пассажиров и с летчиками-испытателями на борту. Параллельно с этим двигатель проходит отдельную сертификацию. При этом если самолет получает сертификат типа АРМАК (Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета), то двигатель — европейский сертификат EASA (Европейское агентство по авиационной безопасности).
“Сейчас проводятся опытные испытания в соответствии с договоренностью между EASA и АРМАКом, и по получении сертификатов все эти испытания будут зачтены”, — поясняет Басюк. По его словам, получить сертификат на двигатель планируется в ноябре-декабре текущего года, а завершить общий процесс сертификации самолета — к середине 2010 года.