МЭК и Россия.
Каковы же действия России по преодолению МЭК?
Для выхода из МЭК, для компенсации снижения объемов экспорта, нужно организовать спрос на внутреннем рынке. Для стимуляции внутреннего рынка разные страны по-разному пытаются стимулировать платежеспособный спрос. Китай, выбрав стратегию переориентации на внутренний рынок, минимально страдает от кризиса, в других странах предлагаются разнообразные способы – компенсация за старый автомобиль при покупке нового, обсуждаются раздача некоторой суммы каждому жителю или даже разбрасывание долларов с вертолета. В мире царствует кризис перепроизводства - основные базовые потребности населения в развитых странах уже удовлетворены.
В условия снижения экспорта, внутри страны нужно организовать спрос на определенные виды товаров, например, сейчас пытаются стимулировать спрос на отечественные автомобили для поддержания автопромышленности, но дело особенно не идет, падение спроса все равно значительно.
Давайте подумаем, какой есть неудовлетворенный спрос на внутреннем рынке, какого товара у нас не хватает, спрос на который глобален и на производство которого не нужен импорт, все производится в России? Наверное, это должна быть базовая потребность человека, без удовлетворения которой жизнь не возможна. Основные цели жизни человека сформулированы в шуточной поговорке (а в каждой шутке есть доля правды): «Настоящий мужчина должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына».
Так какая базовая потребность населения не удовлетворена в полной мере? Ответ очевиден для России – это ЖИЛЬЕ.
Обеспеченность благоустроенным жильем в России около 20 м
2 на человека, в Европе – 40 – 50 м
2, в США 60 м
2. Причем собственного жилья не имеет самая активная часть населения - молодежь в возрасте 20 – 35 лет, и шансы обзавестись жильем для большинства равны нулю из-за высоких цен на жилье, а ведь во времена социализма большинство семей получали жилье, простояв в очереди долгие 15 – 20 лет.
То есть, в данном виде товара есть огромная, просто гигантская потребность, но есть платежеспособный спрос? Уважаемый Авантюрист доказал нам, что платежеспособный спрос будет только при стоимости 1 м
2 равной средней месячной заработной плате. При существующих ценах в регионах 40 – 50 т.руб., в Москве 140 – 150 т.руб. платежеспособного массового спроса населения быть не может. Существующий уровень цен вызван наличием инвестиционного спроса с одной стороны, а так же относительным монополизмом на площадки для застройки.
Монополизм в любой области деятельности человечества приводит к стагнации, поскольку те, кто диктует условия, действуют исключительно в своих интересах, и им наплевать на всех остальных. К сожалению, у нас создалась ситуация, когда региональные власти имеют мощнейшие рычаги воздействия на бизнес не только административными, но и финансовыми способами.
Местные власти давно уже крепко вцепились в строительство. Сейчас заказчики (инвесторы) диктуют цены на строительном рынке, и держат строительные организации на голодном пайке. К примеру, за дом в декабре 2007 с чистовой отделкой заказчик платил генподрядчику (строительной организации) 11,8 т.р. за 1 кв. м, выжимая из строителей последние соки, и тут же выставлял на продажу за 35-40 т.р. Почему же строители самостоятельно не брали кредитов и не строили сами? Ответ простой – площадки под застройку в городе уже все распределены по «своим». У строительной организации один выход – работать на инвестора (заказчика) по назначаемой им цене.
То есть давно произошло разделение труда – одни работают (строители), другие - получают прибыль (инвесторы). Уровень доходов несопоставим- 0,5 – 1,0 т.руб. с квадратного метра у строителей, 20 – 30 т. руб. у инвесторов (девелоперские компании).
Причем, инвесторы устраивают конкуренцию между строительными фирмами, заставляя их работать за «еду». Так цена 1 м2 была в декабре 2007 г. - 12 т. руб., в середине 2008 года – 15 т.руб., в конце 2008 года из – за роста стоимости стройматериалов 18 – 20 т. руб.
Один из законов рынка гласит – при наличии конкуренции на рынке цена стремится к себестоимости. Так вот, истинная себестоимость жилья, собственно здания, без стоимости земли по застройку и коммуникаций не превышает 20 т. руб. (!) за 1м
2 для регионов. Для Москвы себестоимость возможно составляет 30 – 40 т. руб. (И то непонятно – с чего бы это? - может быть в Москве работают «гламурные» таджики, требующие за свой труд повышенную оплату?). В стоимость квадратного метра жилья входит также стоимость земли и стоимость коммуникаций и технических условий на подключение к коммуникациям. Стоимость земли не может запредельной, поскольку земля принадлежит муниципалитету, т.е. государству. Стоимость коммуникаций и технических условий на подключение к коммуникациям обычно не превышает 1 т. руб. на метр. Кстати сказать, иностранцы, покупая у муниципалитета землю по застройку, поначалу наивно полагали, что в стоимость земли входит стоимость коммуникаций, потом правда поумнели.
Все, что превышает себестоимость – это «хотелки» инвесторов, риэлтеров, финансистов, чиновников, стоящих между строителями и конечными покупателями.
Средняя зарплата по регионам составляет 15 – 20 т. руб., что очень близко к себестоимости квадратного метра. Таким образом, мы имеем платежеспособный (!) спрос на жилье, если только удастся свести между собой конечных потребителей и производителей, исключив посредников.
Смогут ли это сделать коммерческие организации, имеющие своей целью получение прибыли? наверное - нет. Вот у государства другая цель – не получение прибыли, а удовлетворение потребностей населения - работа, жилье. То есть, государство, действуя не через коммерческие организации – банки, инвестиционные и девелоперские компании, а размещая госзаказы непосредственно среди строительных организаций, сможет обеспечить минимальный уровень цен. Цену квадратного метра легко определить устроив редукцион (аукцион наоборот) среди строительных компаний, осуществляющих реальную строительную деятельность. Государство в лице муниципалитетов должно предоставлять землю и коммуникации строителям за свой счет, поскольку целью муниципалитетов является развитие своей территории, а не получение прибыли.
Получив возможность приобрести жилье в кредит по ценам, которые являются не заоблачными, а вполне реальными и подъемными для молодой семьи, мы получим мощный платежеспособный спрос, могущий вывести строительную область в локомотив экономики, что позволит легче пережить кризис. Жилье – это базовая потребность человека, ради жилья он пустится во все тяжкие, снимет последнюю рубашку - достанет все захомяченые на время кризиса деньги, растрясет всех родственников, поменяет иномарку на «Оку», пойдет работать на две работы. Даже в советские времена, когда существовали МЖК (молодежный жилой комплекс), народ за возможность получения жилья работал на стройке год за зарплату 100 руб. в месяц (при средней з/п 170 - 180 руб.) и почитал это за счастье.
Если у человека нет возможности решить проблему с жильем, то он начинает тратить деньги на более доступную вещь – покупает автомобиль, как правило, иномарку, стимулируя этим производство других стран. Лет пять назад, во время бурного роста цен на жилье в Москве резко вырос спрос на дорогие иномарки – люди, поняв, что жилье купить нереально, покупали машины – на квартиру не хватило, так хоть буду выглядеть «крутым».
Государство пытается стимулировать спрос на автомобили, это не такая потребность как жилье, емкость рынка жилья значительно больше. Предположим, что государство решило построить за ближайшие 5 лет по 10 м2 на человека. На это потребуется около 1,5 трн. руб., или 300 млрд. в год. (10 млрд. $). Причем ведь эти деньги возвратные, население выплатит их в течение срока кредита, а ставку кредита государство может назначить равной ставке рефинансирования. На первом этапе можно даже брать начальный взнос в размере 20% - 250 т. руб.- стоимость отечественного автомобиля. Если запустить такую программу по повсеместному строительству жилья эконом – класса с площадью квартиры 60 – 70 м2, то в лексиконе народа появятся в дополнение к «хрущевкам» «медведевки». Деньги 10 млрд. $ не такие уж неподъемные для нашей страны, а эффект от этой программы будет весьма значителен, в плане экономики и авторитета власти, ведь строительство жилья для себя это совсем другое, нежели общественные работы по ремонту дорог и строительству мостов и автобанов.
Конечно же при реализации программы возникнет вопрос коррупции, куда ж без нее! Ведь будут задеты интересы большого количества инвесторов, риэлтеров, финансистов, чиновников. Сейчас у инвесторов скопилось большое количество нереализованного жилья, при появлении нового жилья по низкой цене, цены на первичное и вторичное жилье упадут, а банки не смогут зарабатывать деньги на посреднических услугах при раздаче ипотечных кредитов. Чиновники будут вынуждены бесплатно предоставлять участки, коммуникации строить за счет муниципалитета, вместо строительства престижных (и очень дорогих!) городских объектов. В качестве нуждающихся в списки будут включаться мертвые души, подряды будут раздаваться на условиях «отката». Но это все пресекается при наличии политической воли правительства.
Кстати, аналогичная программа существовала в 2000-е годы в Татарстане, называлась она «Ликвидация ветхого жилья», по ней построено чуть ли не 20% жилых площадей в г. Казани. Эта программа долгое время поддерживала низкие цены на жилье, в 2 – 3 раза ниже соседних регионов. Основная часть жилья раздавалась бесплатно (!), часть жилья продавалась. Строительная отрасль в эти годы себя прекрасно чувствовала, дома пеклись как пирожки.
Запустив программу госзаказа на массовое строительство жилья эконом – класса Россия будет иметь хорошие шансы на преодоление нынешнего кризиса.