ответственный секретарь Морского совета при
правительстве Санкт-Петербурга Татьяна Чекалова:Спасение атомного ледокола "Арктика" от утилизации
и проект его перебазирования в Петербург в качестве музея эксперты обсудят в ходе декабрьского заседания Морской коллегии при
правительстве РФ и на специализированном форуме в Северной столице.
"Арктика" прославилась на весь мир 17 августа 1977 года, когда стала
первым судном, достигшим точки Северного полюса в надводном плавании. Она была создана на Балтийском заводе в Ленинграде в 1975 году
и бесперебойно отработала 33 года.
С 2009 года, когда она была выведена из эксплуатации, неоднократно поднимался вопрос
о ее сохранении и присвоения ей статуса культурного наследия РФ.
Утилизация "Арктики" должна войти в новую Федеральную целевую программу
по ядерной и радиационной безопасности после 2016 года,
расходы предварительно оцениваются в 2 миллиарда рублей.
В августе этого года начался сбор подписей в интернете и с помощью специальных
подписных листов за создание за сохранение "Арктики" в качестве музея в Петербурге.Губернатор в принципе знаком с этим проектом, сейчас этот вопрос анализируется.
Понятно, что идея на слуху, и не только в городе.
Я думаю, что Полтавченко поддержит эту идею.
Сегодня встречаюсь с секретариатом Морской коллегии и независимо от решения губернатора
внесем в повестку дня этот вполне уместный вопрос, ориентируясь на тот энтузиазм,
который я увидела, рассказала Чекалова.
В вопросе по спасению атомохода важно
- установить правильный диалог,
- обсудить все технические тонкости,
- а главное — найти средства для финансирования глобального проекта
по превращению атомного ледокола в музей.
Сама идея несет в себе большой смысл, и в ее реализации город был бы заинтересован.
Но этот проект очень сложный и финансово затратный.
Сейчас главное — найти диалог.
Замечательно, что есть поддержка общественности,
но сегодня нужна политическая воля сверху.
В данной ситуации и Росатом, и Росгидромет, как специализированные организации, знающие
все тонкости арктического мореплавания, истории Арктики и ледокольного флота, могли бы
помочь в реализации проекта.
В качестве примера Чекалова привела музей Мирового океана, который лучше финансирует свои
объекты - в Петербурге это ледокол "Красин", стоящий у набережной лейтенанта Шмидта,
чем Минобороны — Центральный Военно-морской музей.
Музей Мирового океана, который финансируется сегодня министерством культуры,
оказался в выигрышном положении.
Даже наш Центральный Военно-морской музей, который по фондам превосходит,
финансируется в Минобороны по остаточному принципу.
Эти перекосы не дают нам развивать морскую историю и традиции так, как нам хотелось бы.
Еще одна особенность, которую необходимо учитывать при создании проекта музея
на базе ледокола "Арктика", культурная самодостаточность Петербурга.
Иногда до каких-то конкретных проектов, бывает, не доходят руки, потому что есть много и всего.
Вот ледокол "Ленин" для Мурманска — это сегодня, может быть, их бренд.
А для Санкт-Петербурга "Арктика"?..
С другой стороны, нам и надо все.
Если говорить про морскую тему, здесь действительно сосредоточено все, что можно — и наука,
образование, судостроение, культура, правовые основы морской деятельности.
Здесь есть кому решать все эти вопросы.
В поддержку атомохода "Арктика" в интернете собрано более 9,3 тысяч голосов. Согласно предварительно разработанному проекту рабочей группы полярников и активистов,
"Арктика" может быть подготовлена на базе Атомфлота в Мурманске к перегону в Петербург,
отбуксирована в Северную столицу и установлена недалеко от "Красина" у набережной
Лейтенанта Шмидта или у причала Балтийского завода.
Специалисты НИЦ "Курчатовский институт" уже подтвердили полную радиационную безопасность
этого объекта при должной подготовке и эксплуатации.
На борт "Арктики" может переехать музей Арктики и Антарктики и тренажерный центр
государственной Морской академии имени Макарова. Объем средств, необходимых для превращения атомохода в музей, вместе с подготовкой
и буксировкой оценивается предварительно в 550-600 миллионов рублей.Как сообщил ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин, заседание Морской коллегии
при правительстве РФ, на котором будет обсуждаться защита интересов России
в Арктике, состоится в начале декабря в Петербурге.
Кроме того, с 6 по 9 декабря в Северной столице пройдет форум
"Арктика: настоящее и будущее", который проводится под эгидой Ассоциации полярников России,
возглавляемой Артуром Чилингаровым, и компаний "Арктикморгео" и "Нефтегазмонтажсервис".
Основная цель форума — поиск и предложение решений по комплексному управлению
развитием арктической зоны России.