ПродолжениеНо есть огромные сектора, где
наша технологическая и организационная культура «застряла» в прошлом веке.
И не в последнюю очередь потому, что покупаем
отдельные единицы оборудования, но забываем
о производственной логистике, о контроле качества,
а иногда и об элементарной технологической дисциплине.
Самые крупные из таких секторов – это, конечно, строительство и транспорт.Государство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты.
В первую очередь – по обеспечению транспортной связанности нашей страны,
по обеспечению надежной связи с регионами Сибири и Дальнего Востока.
Не менее важное направление – местная дорожная сеть.
Сегодня мы имеем поистине парадоксальную ситуацию.
В России, с ее огромной территорией,
дефицитом являются участки для строительства. Причина – неразвитость инфраструктуры.
Если в Европе, Америке, Японии и Корее
вы можете построить дом или фабрику в любом месте за 50,
даже за 80 километров от крупного города,
то у нас уже за 20-30 километров начинаются
неосвоенные участки – без дорог, газа, воды и электричества,
где земля ничего не стоит, потому что ее просто нельзя использовать.
Освоение территории России
надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Расширение «агломерационного радиуса» наших городов в 1,5-2 раза
увеличит доступную территорию в несколько раз.
Это позволит полностью преодолеть ее дефицит,
снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20-30%.
Это позволит значительно поднять и доходность пригородного сельского хозяйства,
и качество жизни работников аграрного сектора.
Отдельная тема – сельское хозяйство. Аграрный сектор нашей экономики
демонстрирует за последние годы хорошие темпы роста.
Практически все развитые страны в той или иной форме
поддерживают, субсидируют своих сельскохозяйственных производителей,
и Россия здесь не исключение.
Причины две.
Во-первых, в условиях неопределенности мирового рынка,
значительных колебаний цен на продовольствие
аграрная безопасность – способность страны
самостоятельно себя прокормить – является
не менее важным условием экономической и социальной стабильности,
чем равновесный бюджет или надежная валюта.
Во-вторых, и это опять-таки важно не только для России,
аграрный сектор выступает важным элементом сохранения в экономике
конкурентной среды, формирования малого и среднего бизнеса – «подлеска» здорового капитализма.
Мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности.
Мы имеем значительный отток капитала из России.Во многом такая ситуация – следствие наших действий в конце 90-х - начале 2000-х годов.
Борьба тогда шла между теми, кто присвоил в 90-е основные денежные потоки
(в основе которых была продажа сырья и энергоносителей),
и теми, кто хотел вернуть их государству
и использовать на благо всего общества.
Считаю, что мы тогда поступили правильно,
повысив влияние государства в сырьевых отраслях.В самом начале моего первого президентского срока
мы столкнулись с настойчивыми попытками продать за рубеж ключевые активы.
Сохранение в частных руках нескольких человек стратегических ресурсов страны
в перспективе 5-10 лет означало, что контроль за нашей экономикой будет осуществляться извне.
Устойчивость нашего развития как страны
обусловлена не только макроэкономическими показателями.
Устойчивость страны базируется еще и на том, что
основная масса людей, владеющих капиталом,
принимающих инвестиционные решения, живет в этой стране,
связывает с нею будущее своих детей,
соотносит свои долгосрочные интересы с ее развитием. Что надо сделать для решения «проблемы капитала»?Первое – увеличить размер внутреннего рынка,
что сделает его более привлекательным для прямых инвестиций.
Здесь мы сегодня делаем все, что от нас зависит.
Впервые после развала СССР мы перешли от деклараций,
от заявления намерений – к реальной интеграции.
За последние годы сформированы 1. Таможенный союз,
2. ЕЭП,
3. зона свободной торговли СНГ.
Идет гармонизация технических регламентов.
Россия последовательно пытается создать единый рынок со своими соседями.
Рынок, где проникновение товаров и услуг не встречало бы никаких препятствий,
не сталкивалось бы с неопределенностью условий.
Разумеется, при этом мы учитываем интересы партнеров,
идем на компромиссы, даже уступки.
Но очень скоро эти уступки окупятся сторицей.
Большой рынок ЕЭП
повысит конкурентоспособность каждой их наших стран – мы исходим из этого.
Необходимо изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса,
резко ограничив эти функции.
Новая стратегия должна основываться
на «презумпции добросовестности» бизнеса - исходить из того,
что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей
важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением.Третье – средства населения почти не работают на рынке капитала.
Это означает, что население не получает своей доли дохода
от экономического роста, от увеличения капитализации экономики.
Нужны программы вовлечения в инвестиции
средств населения - через пенсионные и доверительные фонды,
фонды коллективного инвестирования.
В странах с развитой рыночной экономикой это - значительная часть национального капитала.
Снижение инфляции не создаст автоматически дополнительного капитала.
Надо активно помогать формированию новых институтов.Вводить государственные механизмы обеспечения сохранности
и даже доходности накопительных пенсионных счетов.
Надо испробовать новые формы – в частности, открывать
накопительные пенсионные счета непосредственно в банках.
Поддержка формирования «длинных денег»
должна стать приоритетом на ближайшие 10-15 лет.
Это долгий процесс, и не надо бояться, что он не даст немедленных эффектов.
У нас есть главное условие его успешности:
в России быстро растет средний класс,
готовый вкладывать свои деньги в более качественное медобслуживание,
в лучшее жилье, в более высокие пенсии.
Задача государства – чтобы его деньги не сгорели.
Специально для представителей оппозиции оговариваю.
Все сказанное не означает, что мы в какой-то степени
отступим от системы бесплатного образования и здравоохранения,
перестанем повышать традиционные пенсии. Не отступим,
будем поднимать качество услуг,
которые гарантированы каждому гражданину нашей страны Конституцией.
Мировой кризис добавил аргументов сторонникам государственного управления.Но мы понимаем, что Россия отличается от многих других стран
еще достаточно большой долей государства в экономике
и более серьезным вмешательством в регулирование,
в то время как методы такого регулирования, наоборот,
отстают от лучших имеющихся аналогов.
Наша экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения
масштабов государственного регулирования,
замены регламентации на рыночные механизмы,
административного контроля – на страхование ответственности.
Я уже говорил о наших планах приватизации ряда ключевых активов.Приватизация носит не фискальный, а структурный характер.
То есть мы продаем не только для того, чтобы получить дополнительные деньги в бюджет,
а в первую очередь для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике,
расчистить поле для частной инициативы.
Но продавать по дешевке, игнорируя конъюнктуру рынка, просто глупо.
Ни один хозяин так не поступит.
В обществе много говорят о том, что
приватизация 90-х годов, включая залоговые аукционы, была нечестной.
И я с этим полностью согласен.Но отъем собственности сейчас, как предлагают некоторые,
привел бы просто к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы.
Кроме того, многие нынешние собственники этих активов
формально являются добросовестными приобретателями.
Они не нарушали принятых тогда законов.
Многие из них модернизируют предприятия,
вводят новые рабочие места, являются эффективными собственниками.
Поведение их в период кризиса 2009-2010 годов показало,
что существенно выросла и социальная ответственность бизнеса.
Следует также сокращать присутствие крупнейших предприятий
и банков с доминирующим участием государства,
а также естественных монополий, включая Газпром,
в капитале других хозяйствующих субъектов,
выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе – медиахолдинги.
Надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России.
«Киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса
в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов.
Понадобится определенный «налоговый маневр».
Мы не будем увеличивать налоговую нагрузку
на несырьевые сектора - это противоречит
всей нашей политике диверсификации экономики. Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений:
дорогая недвижимость,
потребление люксовых товаров, алкоголя, табака,
сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен.
Прежде всего - то, что называется дополнительным налогом на богатство,
а точнее – на престижное потребление.
Основные решения должны быть приняты уже в этом году,
с тем чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин
платили повышенные ставки налогов.
При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса.
Большой резерв – в наведении порядка
с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через офшоры. От этого добросовестный бизнес только выиграет,
ему не придется конкурировать с теми,
кто процветает на махинациях и обмане государства.
Мы должны очень аккуратно проводить бюджетные заимствования,
постоянно помня несколько уроков из недавней мировой и российской экономической истории.
Во-первых,
значительный долг - это всегда отказ от части независимости страны. Он создает ситуацию, когда любое ухудшение экономической конъюнктуры
ставит страну в зависимость от инвесторов, международных организаций,
стран-кредиторов, которые диктуют правительству, какие меры оно должно принимать.
С этой точки зрения Россия сегодня находится в выгодном положении
по сравнению с другими странами, имея например,
самый низкий уровень государственного долга среди всех стран «Большой двадцатки».
И мы должны сохранять это свое преимущество как залог макроэкономической безопасности.
Второй момент состоит в том, что
когда люди дают своему государству в долг, - это всегда вычет из финансовых ресурсов,
которые могли бы быть направлены на частные инвестиции.
И если мы хотим наращивать их уровень,
то не должны поддерживать значительный бюджетный дефицит.
Россия сегодня уступает развитым экономикам
по производительности труда в три-четыре раза. А что это значит? В масштабах страны
низкая производительность труда – это глобально неконкурентоспособная экономика.
Для конкретного человека низкая производительность труда – это «плохая работа»,
которая не может обеспечить хорошую зарплату.
И дело не в том, как об этом говорят некоторые умники,
что наши люди не умеют, не хотят работать или мало трудятся – это не так.
А в том, что они заняты на устаревших, неэффективных рабочих местах.
Естественное, логичное решение проблемы
низкой производительности труда – массовое создание
высокопроизводительных, а потому – высокооплачиваемых рабочих мест
для образованных и амбициозных людей.
Как за счет модернизации существующих,
так и открытия новых производств.
Как в традиционных, так и в принципиально новых секторах экономики.
Новая экономика России – это экономика диверсифицированная,
где, кроме современного ТЭК, будут развиты и другие конкурентоспособные сектора. Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП
должна к 2020 году увеличиться в полтора раза.
При этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое.
Доля предприятий, внедряющих технологические инновации,
должна вырасти в два с половиной раза к концу десятилетия
с нынешних 10,5 до 25%, то есть достигнуть сегодняшнего среднеевропейского уровня.
Это экономика, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике.
При этом
значительная часть малого бизнеса 2020 года – это
должны быть сектора интеллектуального и творческого труда,
работающие в глобальном рынке,
экспортирующие свои продукты и услуги.За каждым макроэкономическим показателем,
за каждым конкретным проектом мы должны видеть:
сколько новых рабочих мест это принесет России,
как это изменит качество занятости, а значит – и качество жизни людей.
Обновленная экономика
должна дать перспективу реализации каждому – и предпринимателям,
и работникам бюджетной сферы, инженерам и квалифицированным рабочим.
В этом - смысл социального измерения экономики.