В субботу Пресненский суд Москвы арестовал до 8 ноября замначальника управления «Т» антикоррупционного главка МВД Дмитрия Захарченко, обвиняемого во взяточничестве, удовлетворив ходатайство следствия. Защита просила освободить обвиняемого под залог в 70 миллионов рублей.
Полковник Захарченко был задержан 9 сентября. По месту его жительства изъято 9 миллиардов рублей. Офицеру предъявлено обвинение по статьям 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), 290 («Получение взятки») и 294 («Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования») УК РФ.
Если перевести на русский, то замначальника главного антикоррупционного ведомства РФ арестовали по обвинению во всех коррупционных статьях. Согласитесь, выглядит очень некрасиво.
Арест вышел шумный: с одной стороны, тут же вылезла демшиза с воплями: «ай-яй-яй, усе украли, а что не украли, то на Крым-Донбасс-Сирию отправили, лучше бы пенсионерам Думы 90-х, да голодающим детям Болотной отдали».
С другой стороны, была попытка «охранителей» написать, что в «Багдаде все спокойно», все под контролем и идет целенаправленная работа по плану: «Мыши против сыра».
По первым, в общем, все ясно — основной вывод: «здесь все плохо, власть зажралась дайте нам власть и пограбить самим» — ничего нового ни в отношении программы, ни в самой риторике там не менялось и уже не поменяется — жанр не позволяет. А вот с охранителями интересней, на них и остановимся.
Возьмем материал Ирины Алкснис с портала моего друга и бывшего шеф-редактора легендарного некогда портала «Однако» Виктора Мараховского. Возьмем потому, что Ирина для меня лично — это абсолютный показатель охранителя в России, которая довольно открыто пишет то, что остальные заворачивают во множество красивых и витиеватых фраз.
Итак, по ее мнению
нынешний посыл в борьбе с коррупцией таков: «
Борьба с коррупцией разворачивается по двум основным фронтам. Первый – непосредственная зачистка коррупционеров правоохранительными органами, уголовные дела и посадки.Второй – возможно, даже более важный – постепенное обновление правил игры во всей системе, в первую очередь в финансовой. Тут специалисты в области российской финансовой системы могут многое рассказать про изменения последних лет. И про санацию банковского сектора (похоже, российский ЦБ живет под лозунгом «Ни недели без отзыва лицензии у пары банков!»). И про постепенное, но неуклонное перекрытие лазеек для незаконных операций (вроде обналички и отмыва средств). И про ужесточение контроля за доходами-расходами госслужащих. И про введение реально работающей системы контроля крупных покупок. И про выставление заграждений для незаконного вывода средств за границу».
Итак, пойдем по пунктам. Во-первых, дело по борьбе с банковской мафией продвинулось не в хитрых планах ЦБ, а когда сумма украденных денег в условиях кризиса
достигла рекордных 75 миллиардов долларовпри размере бюджета России на 2016 год в сумме 247,4 миллиардов долларов. При этом ЦБ честно признает, что воровались в первую очередь деньги государства. То есть мы получили авральную ситуацию, которая угрожала государственной безопасности. Выдавать перетряхивание всей системы с криками «караул» и закрытием каждого второго банка можно за что угодно, но не за плановую работу.
Далее, уж не знаю, какие «специалисты в области российской финансовой системы» рассказали «про постепенное, но неуклонное перекрытие лазеек для незаконных операций (вроде обналички и отмыва средств)», но давеча профессор и депутат Госдумы, а по совместительству один из лучших экономистов России Валентин Катасонов жаловался на отсутствие движения в деофшорозиции: «
Сергей Глазьев, и я сам неоднократно выступали за деофшоризацию российской экономики. Казалось бы, это очевидная и необходимая вещь. Но Россия ни на йоту не продвинулась в этом направлении».
Не верим Катасонову? — пожалуйста: «
Доктор экономических наук, экс-директор НИИ Статистики Василий Симчера отмечает, что официально учтенный вывоз только за последние два года превысил $200 млрд, неучтенный (черный нал, фиктивные переводы, нелегальные операции по отмыванию денег и неуплате налогов, в частности преступному возврату НДС) – был еще больше, а вместе цифры зашкаливали за объемы целых двух годовых бюджетов всей России».
Вот так: пока с одной стороны вещают «Денег нет, но вы держитесь», с другой тырят минимум $200 млрд.
Смотрим далее, что же рассказывает нам Ирина, а заодно подходим к тому, почему найти 9 миллиардов у замглавного борца с коррупцией в России, Украине или африканской стране — не есть что-то из ряда вон выходящее.
«
Этот процесс в России был запущен около десяти лет назад. Громкие дела последних лет, когда в фокус внимания отечественного правосудия попадают все более высокопоставленные персонажи, говорят не о начале (или имитации) борьбы с коррупции, а о том, что российский коррупционный спрут в достаточной степени ослаблен, чтобы можно было бить в самое его сердце», — пишет далее Ирина.
Возвращая Ирину в нашу страну и не делая упор на Сердюкова и его Васильеву, предлагаю ознакомиться со
статистикой Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за прошлый год: всего осуждено за коррупцию в 2015 году целых 11499 человека, из них получили реальные сроки 1564 коррупционера. При этом «в особо крупном размере», то есть обвиняемых во взятках свыше миллиона рублей, осуждено всего 106 человек, включая не только коррупционеров, но и посредников, помогавшим им в этих преступлениях.
Теперь самое вкусное: сроки наказания для коррупционеров. Итак, из 1564, которых хоть как-то осудили, 375 человек получили до одного года и в большинстве своем были освобождены в зале суда. От года до трех с возможностью выйти по УДО через пару месяцев — 376 преступников, от трех до пяти — 268, от восьми до десяти осуждено целых 29 человек (возможно, все они из тех 106 преступников, которые хапнули более миллиона рублей), но самое чудесное — свыше десяти лет получил всего один человек (даже захотелось узнать фамилию этого невезучего гражданина). Если вы подумали, что в России сейчас расслабились, а вот до этого, когда «борьба с коррупцией» широко пиарилась по ТВ, было иначе, спешу разочаровать — это как раз ныне наблюдается прогресс. В 2014 году свыше 10 лет не получил никто, а на 8 лет осудили одного человека (надеюсь хоть не того же, которому ныне 10 влепили).
Даже тем, кто не изучал право в ВУЗе, понятно, что борьба с коррупционерами без наказания оных, мягко говоря, неэффективна, а имеющий высшее образование подтвердит: основной принцип борьбы с преступностью — не «хитрые планы», а элементарная неотвратимость наказания: «
Принцип неотвратимости наказания римскими юристами был сформулирован таким образом: эффективность наказания состоит не в его жестокости, а в его неотвратимости. Это означает, что рано или поздно виновное в правонарушении лицо будет обнаружено, его вина доказана, а оно само понесет заслуженное наказание».
Это выдержка из учебника «Теория государства и права», российская же система, где отсутствует последняя часть, предполагает все, что угодно, но только не борьбу с коррупцией. Это PR-акции, разборки между органами, борьба нанайских мальчиков, танцы с бубном, все что угодно.
Вот недавний пример: в коррупции обвинялся подопечный Чубайса Евгений Дод; Мосгорсуд сначала отменил его отстранение с поста председателя совета директоров энергетической компании «Квадра», а затем вернул четыре квартиры в Москве, два жилых дома в Подмосковье, три земельных участка и пять машиномест, а также недвижимость, которая находится в собственности у отца — жилой дом в Пескове, хозблок и земельный участок.
Аттракцион невиданной щедрости прошел, тогда как само дело не закрыто, обвинение в растрате 73 млн рублей на посту главы «Русгидро» никто не снял, а сам он до сих пор в СИЗО. Это не борьба с коррупцией, это ее классная реклама. Получается парадокс — чтобы тебя наказали как можно слабее, надо украсть как можно больше и завести нужные связи.
Чтобы понятней было, почему это реклама и в чем важность реального наказания, я обратился к друзьям из самых разных слоев населения с вопросом: готовы ли они отсидеть три года в тюрьме, при условии, что по выходу оттуда за ними останутся три миллиона долларов. Результаты показательны: из 43 опрошенных россиян и новороссов согласились 41, для готовых кричать о ментальности — из 16 иностранцев не отказался ни один, включая шесть американцев, двух французов, венгра, поляка, серба и т.д. Просто условия близки к идеалу — три миллиона долларов честно заработать из них никто не смог бы и за 20 лет, а тут всего-то три года. То есть наказание не соответствует преступлению, оно слишком мягкое.
На тот же вопрос, но со сменой срока на восемь лет, из 43 русских согласились лишь 12, из иностранцев — 3.
Оказывается, все просто — дай за коррупцию реальные сроки с реальными конфискациями — и коррупция сойдет на нет, но наши либералы, да и охранители тут же приведут пример Китая, где с октября 2007 года по июнь 2012 года неотвратимо завершено 639 тысяч уголовных дел и наказано более 668 тысяч чиновников. То есть примерно 127 тысяч дел в год, что в 10 раз больше, чем в России.
Так-то оно так, правда, либералы не хотят замечать, что населения там тоже в десять раз больше, и финансовые потоки, а значит, возможность своровать, там тоже в десятки раз больше, да и по отзывам тех, кто там бывал — система действует. «
Не спорю, коррупция в КНР по-прежнему находится на очень высоком уровне. С 2009 года средняя сумма взятки выросла на 20 процентов, однако количество самих взяточников… уменьшилось. Почему? Им страшно. Взятка на сумму 100 тысяч юаней (около 540 тысяч рублей. - Авт.) по законам КНР карается 10-летними работами в трудовом лагере - и вплоть до пожизненного заключения. В «отягчающих обстоятельствах» положен расстрел и конфискация имущества, причём семья чиновника получает счёт за израсходованную пулю - 10 юаней. Нечасто, но иногда смерть ждёт и взяткодателя. В 2008 году на стадионе под Пекином были казнены сразу 150 бизнесменов, получивших за подкуп строительные подряды на Олимпиаду», —
рассказал шанхайский юрист Хао Бай.
Страшно ли было Дмитрию Захарченко, который лучше всех нас вместе взятых знает, что при худшем раскладе получит «пятерочку», а всех денег точно не забрали, что можно понять о готовности семьи внести залог в 70 миллионов рублей. Да ладно вам, какой страх, просто немного риска.
«
Бороться с коррупцией нелегко, - комментирует ситуацию журналист из Шанхая Гун Цзы. - Ведь в Поднебесной с древних времён процветали кумовство и взяточничество, и это до сих пор в нашей крови. Вы скажете: а как же Гонконг и Сингапур? Увы, искоренить взятки в отдельных городах куда легче, нежели в гигантской стране, где живут 1,5 млрд человек. Если отменить всю систему, нынешние тюремные сроки, жёсткие конфискации имущества и расстрелы - Китай погрузится в криминальную анархию, встав в один ряд с Сомали и Афганистаном. Сейчас в КНР человек на любой должности понимает: в случае разоблачения ему не помогут связи и должность, он получит пулю в затылок. Эта мысль, разумеется, не останавливает всех взяточников поголовно. Но главное - их становится меньше, а не больше».
Можно привести и пример наших братьев и союзников белорусов, где не расстреливают, но если сравнить с таким же количеством уголовных дел в России, число взяточников в Белоруссии ниже на 25 процентов. О том, как там всех «зашугало КГБ» своими подставными взяткодателями ходят легенды, но система тоже действует, построенная именно на неотвратимости и «заслуженных», а не фейковых сроках.
Друзья, можно долго спорить о жестокости китайцев или паранойе белорусов, но там борьба реально ведется, и люди видят результаты этой борьбы воочию. А вот в России и на Украине вся борьба с коррупцией давно превращена в масс-медиа шоу, когда сначала все кругом рассказывают о поимке важного коррупционера и о начале борьбы с коррупцией, а в итоге самым проворовавшимся дают года три…
Нашим же «навальнятам» и «охранителям» напомню, что у нас тоже есть великолепный опыт по тотальной борьбе с коррупцией, и он же был единственно реальный за последние полтора столетия — после 1937-го года у нас была элита, которая должна работать за страх и совесть, а не за возможность при зарплате в 30 тысяч за два месяца построить дом стоимостью в 3 миллиона. Сегодня на фоне молодых да борзых мажоров-манагеров коррупция будет не только не снижаться, но, наоборот, увеличиваться, и, если мы не хотим стать «в один ряд с Сомали и Афганистаном», пора бы уже если не устраивать тотальную чистку, то начинать, хотя бы на уровне законодательства.
В качестве дополнения: в одном из недавних разговоров с чиновником среднего разлива прозвучал стандартный упрек — вы нового 17-го года хотите? Опустим ту мелочь, что он был уверен, что царя свергли большевики, вот только 17-й год случился не потому, что откуда-то с Луны спустились злые большевики и давай всех стрелять и раскулачивать, а именно потому, что связка хрустящих булками генералов и промышленников решила, что Империя им мешает «жить как в цивилизованных странах» и нормально обогащаться.
Именно они устраивали «патронный голод» на фронте, именно они спонсировали либеральную прессу и именно они, придя к власти в феврале и объявив «Республику» ухитрились за полгода превратить огромное государство в неуправляемую территорию, которую и подобрала кучка большевиков.
Вот этого как раз я и не хочу, понимая, что единственным противовесом этому сценарию и есть «китайский» или сталинский опыт, другого тетка-история просто не дает, и чем быстрей это поймут наверху, тем лучше.
Государство — либо сильное, либо его нет