Цитата: ЮВС
А Вы-то интересовались?
http://nadykuzmina.ya.ru/5040
Мексиканский залив, прибрежная зона США. Посреди океана — огромная, с 20-этажный дом, нефтяная платформа Atlantis. Здесь живут и работают 50 человек. Гудят насосы и установки первичной сепарации нефти. Эффектно! Но самое интересное — под водой. От платформы вниз, подобно щупальцам осьминога, расходятся сверхпрочные шланги. Они тянутся к двум десяткам скважин на дне, на глубине 2,1 км, откуда и качается нефть.
Так компания BP ведет добычу нефти в Мексиканском заливе. С платформы, расположенной в 240 км от берега, нефть идет по подводному трубопроводу в район Нового Орлеана, известного своим джазом и тропическими ураганами. (Кстати, другую платформу BP — Thunder Horse — в 2005 г. серьезно повредил ураган «Деннис».) На сегодня Atlantis — самый глубоководный из действующих в мире проектов по добыче нефти. А среди глубоководных проектов он еще и один из самых дорогих. Одна платформа обошлась в $3,5 млрд.
Можно не сомневаться, однако, что гигантские расходы отобьются — при нынешних-то ценах на нефть. И упасть им ниже себестоимости добычи никто не позволит. Слишком велики ставки, сделанные самым могущественным в мире промышленным лобби.
КОНЕЦ ЛЕГКОЙ НЕФТИ
С учетом удельных затрат на разработку месторождений себестоимость добычи нефти в Мексиканском заливе, по самым скромным оценкам, составляет не меньше $30 за баррель. Точные цифры — строжайшая коммерческая тайна. Они зависят от того, на сколько лет амортизировать капитальные затраты. Ясно одно: добывать нефть дешевле уже не получится. Металл, оборудование, услуги подрядчиков — все дорожает, а доллар падает. Поэтому стоимость разработки новых нефтяных проектов на шельфе США, по прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), составит уже от $64 за баррель.
Ввязываться в подобные проекты, очевидно, имеет смысл только при гарантии, что в обозримой перспективе цены на нефть не опустятся ниже этой планки. Пока для нефтяников все идет нормально. На прошлой неделе цены поднимались до очередного исторического максимума — $111 за баррель нефти марки WTI. Инвестбанкиры сходятся во мнении, что цены останутся сверхвысокими в ближайшие год-два. В текущей цене присутствует значительная спекулятивная составляющая: из-за финансового кризиса инвесторы перекладывают средства из нервно колеблющихся акций в вечные ценности вроде золота и нефти, создавая дополнительный «неестественный» спрос. Но и после того, как страсти по американской ипотеке улягутся, цена на нефть ниже указанной цифры не упадет. Долгосрочный прогноз «Тройки Диалог» — $70 за баррель, Lehman Brothers — $86 за баррель. Даже консервативный российский Минфин повысил прогноз до $74 за баррель.
Все смотрят на баланс спроса и предложения. Спрос на нефть по миру растет на 2-4% в год, и «традиционной» нефти скоро перестанет хватать. Все новые крупные месторождения — это «трудная» нефть. Либо она залегает в сложных местах: на глубине океана (Ангола, Бразилия, Нигерия) или на арктическом шельфе (Аляска, Баренцево море). Либо это не привычная жидкая нефть, которую бери и качай, а высоковязкая (битумная) или вообще твердая (сланцы). Добыча такой нефти требует сложных дорогих технологий: себестоимость выходит в 2-3 раза выше, чем на «жидких» месторождениях.
«Спрос на энергоносители к 2030 г. вырастет на 50%, — говорит вице-президент ВР по технологиям Тони Меггс. — Еще многие десятилетия львиную долю мировых энергетических потребностей будут закрывать традиционные углеводороды. Но поиск и разработка новых запасов становятся все сложнее, что подталкивает нас к разработке проектов на глубоководье либо в экстремальных природных условиях».
«Только страны Персидского залива могут по-прежнему дешево добывать нефть: всего по $11 за баррель, — добавляет аналитик ИГ “АнтантаПиоглобал” Тимур Хайруллин. — В большинстве прочих регионов минимальный уровень расходов, при котором они могут добывать нефть, — это $25-30 за баррель». Но здесь не учтены ни коммерческие расходы, ни налоговые изъятия, ни планы по инвестициям, ни минимально приемлемый уровень прибыли для нефтяников. Если их учитывать, цена должна быть вдвое выше. Даже министр нефти Саудовской Аравии — страны, где больше всего дешевой нефти, — Али Аль-Наими недавно признал, что цены не опустятся ниже $60 за баррель, потому что «как раз столько составляет себестоимость альтернатив [дешевой арабской нефти]».
Можно смеяться над теориями заговора, но так уж выходит, что, когда цены падают до неприемлемых для нефтяников уровней, в мире случаются заварушки, после которых цена подскакивает, — даром что основные месторождения находятся в нестабильных странах. И вряд ли случаен тот факт, что политики, которые вершат судьбы мира, — американские, британские, российские и другие — так или иначе связаны с нефтяным бизнесом. C таким прикрытием нефтяники могут затевать самые дорогостоящие проекты.
=====================================================
.ЮВС вы раньше вроде были адекватны.
Что случилось? Дотянулся проклятый Сталин?
...ИБО ЕСЛИ С НАМИ БОГ, ТО КТО ПРОТИВ НАС ?
-РИМ-ВИЗАНТИЯ-МОСКВА-
-КАРФАГЕН-ЛОНДОН-ВАШИНГТОН-